Предоставление комплексных бытовых услуг населению появилось в начале 2000-х гг. в форме клининговых и ремонтных организаций и с тех пор активно развивается. В современном темпе жизни времени на домашние хлопоты становится все меньше, а количество техники и интеллектуальных систем в доме – больше, поэтому помощь мастера-ремонтника на дому зачастую оказывается неоценимой. При должном уровне организации такая сервисная компания может стать очень прибыльной в условиях современного узко сегментированного рынка.
В качестве примера рассмотрим распространенную форму реализации такого предприятия – «Муж на час», предоставляющего эффективную помощь по дому, что подразумевает широкую целевую аудиторию и востребованность услуг.
Описание продукта
Основная идея данного вида бизнеса заключается в том, что далеко не все имеют возможность, время или навыки для того, чтобы заниматься домашней работой. Многочисленные семьи заняты заработком, и свободное время предпочитают проводить на отдыхе, а не бытовых хлопотах. Поэтому починка крана, ремонт розетки или замена электроповодки может бесконечно откладываться «на потом», и в итоге стать камнем преткновения и причиной аварий.
Одинокие женщины, люди преклонного возраста тоже не в силах самостоятельно провести даже мелкие работы по дому, не говоря уже о том, чтобы вынести габаритный мусор, разобрать старую мебель или заменить ванную. Для решения этих рядовых проблем населения и существуют сервисные компании.
Продуктом данного вида бизнеса являются услуги по бытовому ремонту:
- Электромонтажные работы: замена проводки, монтаж розеток и выключателей, установка люстр, лампочек, светильников и т.д.;
- Электротехнические и коммуникационные работы: установка и ввод в эксплуатацию бытовой техники, ее ремонт и профилактика, подключение кабельного телевидения и Интернет;
- Сантехнические работы и ремонт: замена кранов и труб, ремонт водопроводной системы, установка и герметизация сантехники и т.д.;
- Ремонтные и реставрационные работы: поклейка обоев, настил линолеума, побелка, монтаж карнизов, плинтусов, циклевка паркета, замена обивки мебели и т.п.;
- Внешний и внутренний клининг: бытовая уборка, вынос и вывоз мусора, фасадное мытье окон, химчистка ковров и мягкой мебели;
- Столярные работы: сборка, разборка и ремонт корпусной мебели, подгонка, навешивание шкафов, подтяжка креплений;
- Демонтаж.
При успешном развитии бизнеса, ассортимент предлагаемых услуг может быть расширен «женскими» профильными работами: сиделки, экономки, повара, гувернантки.
Целевая аудитория
Приглашенный домашний мастер позволяет без существенных затрат времени и денег привести в порядок жилище, что может быть востребовано среди следующих групп населения:
- одинокие женщины и люди пожилого возраста;
- молодые семьи, не имеющие опыта в ремонтных делах (особенно это касается сантехники и электромонтажных работ);
- женщины, которые не станут постоянно просить мужа починить краны или заменить лампочку;
- мужчины, занятые на работе и не располагающие временем, желанием или возможностями производить домашний ремонт;
- дети и внуки одиноких или пожилых людей, вызывающие мастера тогда, когда сами не имеют времени, желания или возможности выполнить настойчивую просьбу бабушки заменить розетку.
Среди широкой массы потенциальных клиентов, можно выделить ключевое покупательское ядро: одинокие женщины, пожилые люди и занятые мужчины.
Совет маркетолога: надо использовать потребительские предпочтения разных групп клиентов
Учитывая сегментацию аудитории, стоит разделить всех своих потенциальных клиентов на группы и определить – что именно является для каждой из групп ключевым моментом в выборе мастера: его порядочность и пунктуальность, его оперативность, стоимость работ или наличие своего материала. Все полученные варианты включите в прейскурант
В разработке ассортиментного и ценового портфеля можно учесть услугу проведения работ «под ключ» с более высокой стоимостью. Это будет востребовано у занятых мужчин, которых будет интересовать максимальная самостоятельность исполнителя и минимальный контакт. Пожилым одиноким людям важны внимание и дешевизна.
Фактическая реализация идеи и ее формы
Чтобы организация «Муж на час» имела максимальную эффективность, надо предусмотреть все формы обращения потребителей: телефон, интернет, личный контакт. А также надо использовать потенциал мастеров ремонтников.
Основные форматы осуществления бизнеса для сервисной компании это:
- единый call-центр, где можно получить профессиональную консультацию и оставить заявку на вызов рабочего;
- интернет-сайт, предлагающий потребителям ознакомиться с условиями сотрудничества, перечнем услуги и их стоимостью;
- ремонтный бокс, где будет производиться ремонт и наладка тех устройств и конструкций, реставрация которых на дому у клиента затруднительна – сюда же клиент может прийти сам и принести неисправный прибор (по аналоги с РемБытТехникой).
Совет маркетолога: при желании можно открыть магазин ремонтно-технического инструмента.
Здесь может находиться на учете расходный материал для ремонтных вызовов. Ассортимент лучше пополнять многообразием комплектующих, крепежа и изоляционных материалов. Фактически находиться магазин может там же, где и ремонтный бокс.
Важные особенности бизнеса
Поскольку в основе бизнеса – предоставление услуг, то основной особенностью данной идеи является абсолютная зависимость от профессионализма и личных качеств исполнительного кадрового состава. Если мастер окажется недостаточно вежливым или сведущим в процессе выполнения заказа, то компания рискует потерять клиента.
Таким образом, при формировании штата особое внимание следует уделить следующему:
- уровень компетенции каждого сотрудника, наличие опыта и положительных рекомендаций;
- личные человеческие качества, пунктуальность, аккуратность, внимательность;
- отсутствие зависимости от вредных привычек.
Совет маркетолога: обязательно необходимо отслеживать уровень сервиса
Очень важно при работе с персоналом проводить разъясняющую работу, ввести стандарты качества обслуживания, систему сервис-менеджмента одновременно с финансовой мотивацией и контролем качества обслуживания:
При предоставлении электромонтажных работ, у электриков должен быть соответствующий уровень допуска и разрешительная документация (удостоверения о прохождении аттестационной комиссии).
Второй момент, о котором следует помнить – жесткий контроль заказов. Это позволит исключить заявки «мимо кассы» и повысит эффективность работы в целом. Осуществляется путем организации диспетчерской службы (call-центр), через которую происходит вызов и распределение заказов между мастерами.
Еще одна ключевая особенность – конкуренция в области услуг. Надо готовиться к тому, что рынок придется завоевывать и делать это не с помощью демпинга, но и качественного сервиса и долгосрочной стратегии.
Совет маркетолога: как определить степень конкуренции
Перед тем, как выйти на рынок с предложением, необходимо внимательно осмотреться и провести анализ конкурентной среды и определить на кого из действующих игроков можно равняться (это могут быть зарубежные предприятия, выступающие хедлайнером), с кем придется бороться за потребителя, а кого можно не рассматривать в качестве угрозы.
Приятно быть монополистом сферы или делить клиента с 1-2 предприятиями, отстраиваясь с помощью простых маркетинговых инструментов (сегментация, брендирование, PR и т.д.). Но стать пионером в сфере услуг достаточно непросто, поэтому стоит готовиться к тому, что конкуренция будет. Чтобы понять степень насыщенности рынка в сегменте пенсионеров, можно произвести простые подсчеты, используя статистику количества нетрудоспособных граждан:
К примеру, в городе N население 300 000 жителей, соответственно в городе 100 000 пенсионеров, примерно треть из которых проживает самостоятельно (при среднем составе семьи в 2,83 чел). Т.е. около 35 000 человек потенциально требуют посторонней помощи с периодичностью раз в 3-5 месяца. Т.е., ежемесячная емкость рынка в сегменте нетрудоспособных одиноких граждан города N – 7 тысяч запросов. Это количество делится на всех операторов рынка, и получаем вероятную долю и степень конкуренции.
Каналы продвижения
Учитывая масштабность и широкую востребованность услуг, каналы продвижения и сбыта также должны быть массовыми. Это, в первую очередь, рекламная кампания на наружных носителях (биллбордах и ситилайтах).
Интернет-продвижение (собственная группа или аккаунт ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках) и реклама на транспорте будут кстати для привлечения занятого сегмента пользователей (работающие мужчины и женщины).
Адресный директ-мейл, распространение рекламных листовок и флаеров, реклама на местном социальном телевизионном канале и радио позволит получить желаемый контакт с аудиторией пожилых потребителей.
В качестве менее затратных способов продвижения можно использовать рекламу в лифтах, и объявления.
Преимущества и недостатки концепта
Плюсы | Минусы |
---|---|
возможность использовать знакомство потребителя с данного вида продуктом за счет иных организация, ранее рекламировавших аналогичные услуги | высокая конкуренция в сегменте услуг бытового характера |
отсутствие необходимости аренды офисных помещений (call-центр может быть расположен в помещении ремонтного бокса) | большая зависимость от кадрового состава: чем выше квалификация персонала, тем более востребованным будет компания на рынке и наоборот |
бизнес не нуждается в лицензировании и может вестись в форме ИП | существенные стартовые затраты на масштабную рекламу и обмундирование, оснащение сотрудников |
легкость в организации бизнеса | необходимость в жестком контроле исполнителей |
Франшизы
Благодаря популяризации подобного бизнеса, во многих регионах страны крупными пионерами идеи уже предлагаются франшизы:
- «Муж на час» от Нижнегородской Службы Бытового Сервиса, г. Нижний Новгород
- Франшиза «МУЖ НА ЧАС» с обучением с нуля за 49 900 руб. от компании «Эдикс», г. Воронеж
- Франшиза «Домашний мастер» с обучением с нуля за 165 000 руб., г. Сочи
Тем не менее, данный вид бизнеса настолько прост в организации, что при должном уровне планирования, его вполне возможно организовать самостоятельно. При этом важно учитывать ключевые особенности, плюсы и минусы, указанные в описании идеи.
Ценообразование
Проведем небольшой ценовой срез аналогичных услуг в мегаполисах и региональных городах, а также, для сравнения, в Крыму:
Москва
Тула:
Крым, г. Симферополь:
Сводная таблица ценообразования
Усглуга | Город | Ед. изм | Цена в руб. |
---|---|---|---|
Установка унитаза напольного (в сборе) | шт | 2500 | |
Сборка и ремонт мебели (усреднено) | шт | 950 | |
Сантехнические работы | час | 500 | |
Сборка и ремонт мебели | - | 900 | |
Установка унитаза с подключением к канализации (жесткое соединение) | шт | 400 | |
Сборка и ремонт мебели (усреднено) | шт | 620 |
В среднем столичные цены намного опережают региональные, которые между собой соотносимы. Установка унитаза, к примеру, в Москве выйдет потребителю 6 раз дороже, чем в Симферополе. Обоснован такой разрыв большими расстояниями и транспортными затратами, а также уровнем цен на все услуги в крупных городах.
В перечне ассортиментных услуг лидируют Москва и Крым – тут подробным образом расписаны все виды работ, что следует взять на заметку, поскольку для большинства клиентов важно видеть конкретную стоимость каждой работы. На сайте тульской компании мы видим лишь обобщённый прейскурант, подразумевающий детальный контакт с консультантом пред оформлением вызова, что не является удобным для потребителя.
Для детального регионального сравнения цен можно использовать вот такие ресурсы, где наглядно можно видеть реальный диапазон цен, который может иметь «вилку» в 500%. К примеру в Москве цена на малярные услуги колеблется от 550 руб/час до 3500 руб/час.
Резюме проекта
Интересным и прибыльным данный вид бизнеса может быть только при соблюдении трех важных составляющих:
- Высочайшего уровня сервисного обслуживания.
- Грамотного ценообразования и отстройки от конкурентов.
- Широкого и качественного продвижения (рекламирования) услуг.
Перспективность подобного рода услуг и для сегмента интернет-пользователей легко можно обосновать, взглянув на статистику ключевых запросов в Яндексе: