Заморозить можно не только полуфабрикаты, но и любую готовую еду, например борщ, суп или чебуреки. В Германии давно популярны магазины, в которых продаются замороженные продукты. Теперь такой бизнес набирает популярность в России. Среди его преимуществ – отличная сохранность, разнообразие товара и независимость от сезона.

Весной 2019 года в Москве открылись два магазина совершенно нового формата. Вместо прилавков у них холодильники, а 90% всех товаров представлены замороженными продуктами. Но эффективна ли такая модель бизнеса в России и стоит ли новаторам ожидать стремительного роста?

Мясо, рыба и не только

Все мы привыкли, что в замороженном виде в супермаркете продаются мясо, птица, рыба, смеси овощей и ягоды. Максимум, что можно купить замороженного на ужин – это пельмени. В магазинах нового формата все совершенно иначе. Клиент здесь найдет:

  • замороженные супы – грибной, гороховый, щавелевый, харчо, борщ и другие;
  • ресторанные блюда, которые можно быстро разогреть в микроволновке;
  • полуфабрикаты;
  • ягоды глубокой заморозки, далекие от привычной нам «каши» в пакетах;
  • молочные продукты;
  • разнообразную выпечку, хлеб.

Не оценить идею такого бизнеса невозможно. Ведь времени на приготовление вкусной и здоровой пищи современным женщинам катастрофически не хватает, а в магазине замороженной продукции можно купить все готовое и разогреть за 10 минут. Выбор блюд настолько широк, что позавидовать способны владельцы ресторанов.

Преимущества и недостатки бизнес-модели

Фото: выкладка замороженных супов марки «Свой урожай» в одной из торговых точек. Источник: сайт postavkaoptom

Фото: выкладка замороженных супов марки «Свой урожай» в одной из торговых точек.
Источник: сайт postavkaoptom

Главная проблема современного ритейла – это скоропортящаяся продукция. С одной стороны, сетевые магазины не могут отказаться от продажи молочной продукции и хлеба, ведь они потеряют клиентов – около 50% людей покупают их не реже 2-3 раз в неделю. С другой стороны, регламентированная государством наценка в 8-10% часто не окупает даже количество списанных товаров.

В магазине, где все замороженное, эта проблема решена радикально – у них нет скоропортящихся товаров. И это предопределяет все достоинства бизнес-модели:

  • Практически не бывает списаний и отправки в утиль – сроки реализации замороженных товаров составляют от 6 месяцев до года.
  • Можно позволить себе широкий ассортимент. Даже экзотические товары за долгий срок обязательно купят.
  • Не нужно ежедневно оплачивать доставку хлеба и молока – снижаются расходы на логистику.
  • Полное отсутствие зависимости цен от сезона.

В дополнение! Как открыть магазин формата «у дома».

Сокращение издержек на логистику и списание открывает возможность удержания конкурентных цен на всю линейку продукции. А масштабный заказ готовых блюд на ресторанных кухнях в разы снижает их стоимость. Возможность купить на порядок дешевле привлекает клиентов, а сохранение качества продуктов при быстрой заморозке заставляет возвращаться в магазин снова и снова.

И все же модель несовершенна, как любой ритейл:

  • Требуются довольно высокие вложения на старте – нужно закупить надежные морозильные камеры и установить их. Важно позаботиться и об автономных источниках электричества.
  • Трудности в применении некоторых инструментов маркетинга – детского, сенсорного.
  • Предубеждение. Около 20% населения принципиально не покупают замороженные продукты;
  • Сложности в поиске поставщиков. Чтобы продавать блюда ресторанного меню, придется искать кухню, которая будет готова вам их предоставить. С овощами и ягодами тоже все не так просто – лишь единичные производители в России соблюдают температурную цепочку, сохраняющую качество и эстетику продукции.

И все же перспективы роста у магазинов чрезвычайно высоки. Ведь снижение издержек и возможность предоставления разнообразной продукции интересны не только предпринимателям, но и потенциальным покупателям. Тем более в обществе складываются соответствующие тенденции.

Перспективы развития бизнес-модели в российских условиях

Фото: Витрины с замороженной едой. Источник: страница facebook московского магазина FreshFrost

Фото: Витрины с замороженной едой.
Источник: страница facebook московского магазина FreshFrost

Замороженную продукцию уже давно оценили в Японии, Германии и других странах мира. Соответствующие тенденции для ее принятия складываются в России.

По статистике Минздрава, более 27% россиян страдают от ожирения. Причиной тому – заведения быстрого питания, пельмени и прочие «радости». У людей нет времени готовить. Многие уже давно задумываются об альтернативе, более здоровом питании без долгих часов у плиты. Магазин замороженной еды способен ею стать.

С ростом финансовой грамотности семьи начали планировать свой бюджет. Многие из них избавляются от соблазнов путем закупки продуктов на неделю или даже месяц. Столько «жить» способна только заморозка.

Целевой аудиторией подобного магазина способны стать и родители с маленькими детьми, спортсмены и девушки, следящие за фигурой. Главное – предоставить подходящий ассортимент.

Наряду с предпосылками для роста существуют и некоторые сдерживающие факторы. Такие как дефицит поставщиков, готовых предоставить качественную заморозку. Актуальны вопросы доставки товаров на дом без разрушения температурной цепи. Поэтому, если этот сегмент рынка «выстрелит», появится целая ветвь сопутствующих направлений по изготовлению и доставке замороженных продуктов.