
Виды магазинов автозапчастей
Спрос на автомобильные детали и комплектующие стабилен. Это не IT-рынок, который шатает раз в полгода. Не нужно следить за курсом биткоина или событиями в «силиконовой долине». Автомобиль – агрегат, состоящий из запчастей. Они изнашиваются, а клиенты периодически их меняют. Рынок не новый, ему около 100 лет. Не динамичный, зато постоянный.
Магазины бывают по формату:
- классические.Торговая точка вдоль проезжей части, 60-100 кв. м., 2-3 продавца. Склад на 1000-1500 товаров. Клиенты покупают сразу или заказывают отсутствующие детали. Чистая рентабельность ‒ лишь 20-30%, зависит от лояльности поставщиков и объема текущих расходов (аренда, зарплаты, связь и т.д.);
Рис. 1. Магазин запчастей, 50 кв. м.
- интернет-магазин. Сайт-платформа, он же онлайн-каталог, который рекламируется с помощью платных и бесплатных методов. Клиенты – средние и уверенные пользователи сети, которые оформляют заказ с доставкой или самовывозом. Рентабельность выше – 40-50% за счет продуманной логистики. Нет расходов на точку продаж и склад. Деньги не «замерзают» в товаре. Владельцы таких магазинов обставляют своих «классических» конкурентов за счет технологий продаж и digital-маркетинга;
Рис. 2. Образец сайта по продаже автозапчастей
- формат «практически с нуля».Точка продаж – вывеска на доме или гараже, если повезло с местом. Точкой касания клиента может быть даже профиль или группа в соц. сетях. Предприниматель собирает заказы, разбирается в теме и консультирует клиента. Помогает с подбором запчастей по каталогу, затем покупает у поставщика или берет под реализацию. Такой способ работает даже при отсутствии денег на начальном этапе, ведь первое время, нарабатывая базу клиентов, необязательно регистрировать ИП. Популярен в маленьких городах и селах.
Рис. 3. Вывеска на жилом доме
По ассортименту и специализации:
- Мультибрендовые. Широкий выбор расходников и популярных деталей для множества марок или семейств авто.
- Монобрендовые. Узкая специализация на конкретных марка или моделях. Все позиции для них. Например, «Магазин запчастей для Ford» или «Все для Японцев».
Узкая направленность помогает новичку отстроиться от конкурентов и занять собственную нишу. Не тягаться капиталом со старожилами.
Порядок действий
Детальный порядок действий при открытии магазина автозапчастей с нуля зависит от выбранного направления и вида магазина. Вот основные действия при запуске:
- Изучение рынка. Анализ территории присутствия в выбранной нише. Обращать внимание на ассортимент конкурентов. Проблемы будут с крупными игроками, т.к. у них широкий выбор и наработанная клиентская база. Отстроиться можно за счет узкой специализации. Например, только иномарки или даже только некоторое марки авто.
- Связи с поставщиками. Розничный магазин – это клиент для оптовых магазинов автозапчастей. Найти поставщиков несложно. У них тоже есть сайты и контекстная реклама. А вот получить выгодные условия трудней. Поставщики предлагают специальные цены тем, кто закупает стабильно. Так, оптовик планирует товарооборот, управляет запасами на складе и экономит на логистике.
- Выбор места.Магазин запчастей должен иметь удобный подъезд, потому что основные клиенты – автомобилисты. Находиться в проездных частях города. Хорошими местами станут выезды из города, центральные проездные улицы населенных пунктов, промышленные и спальные районы крупных городов.
Бизнесхак. Большинство городов расположено на реках. По обе части русла реки размещаются части города. «Узким местом» становятся мосты между районами города. Они аккумулируют до 70% клиентского трафика. Именно здесь и должны располагаться магазины.
При открытии с нуля нет возможности выбрать удачное место. Приходится довольствоваться арендой либо тем помещением, которое есть в собственности. Проект без стартового капитала в классической бизнес-модели обречен быть скромным.
- Оформление. После того как понятно, что продавать, кому продавать, где продавать и откуда поставлять, можно регистрировать предпринимательство. Ошибка – начинать с регистрации, потому что оформление ИП займет всего 1-2 дня, но с момента регистрации предприниматель становится плательщиком налога и взносов в фонды. Счетчик запущен ‒ время работает против бизнесмена.
За разрешениями, в эти организации
- Регистрация ИП или ООО в налоговой инспекции.
- Пожарная инспекция.
- Санитарно-эпидемиологическая служба.
Требование к помещению под магазин
Для торговли в собственном помещении нужно получить разрешения:
- Пожарной службы. Нормы регулируются законодательством РФ (Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).
- Санитарной службы. Письменное заявление о начале ведения предпринимательской деятельности в территориальный Роспотребнадзор.
В случае с арендой – это трудности арендодателя. Задача владельца магазина ‒ сопоставить адекватность цены и предлагаемые удобства. Наличие света, газа, воды. Организован ли вывоз мусора. Есть ли охранная сигнализация и видеонаблюдение.
До подписания договора аренды предприниматели обращают внимание на пункты:
- условия досрочного расторжения;
- как продляется договор на новый срок (автоматически или доп. соглашением);
- штрафы за нарушения обязанностей сторон.
Какие документы нужно подготовить
Для регистрации ИП в налоговую:
- Заявление о регистрации индивидуального предпринимательства, ОКВЭД – 45.31.
- Паспорт ФЛ.
- ИНН.
- Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию – 800 рублей.
Справка. ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности. При открытии бизнеса предприниматель выбирает основной и дополнительный код деятельности. Налоговикам это помогает вести учет видов бизнеса. Коды можно добавлять, менять или удалять в процессе работы.
Какую систему налогообложения выбрать – читайте здесь
После получения ОГРНИП ‒ в банк для открытия расчётного счета. При выборе банка бизнесмены руководствуются удобством расположения, наличием связей и знакомств, а также тем, где планируют кредитоваться.
Тарифы за обслуживание банковского счета похожи. Все предлагают интернет-банкинг. Некоторые позволят содержать счет бесплатно, но с повышенной комиссией за каждый проведенный платеж. В месяц счет будет обходиться в 1 000-2 000 рублей.
Получить кредит на новый проект не удастся, банки охотнее выдают ссуды на развитие действующих бизнесов. Стартапы считают рискованными для финансирования.
Счет пригодится для оплаты поставщикам и получения денег от клиентов. Банкиры замеряли, установленный POS-терминал для оплаты банковскими картами увеличивает выручку магазина на 10-15%.
Тем, кто решит открывать ООО, – порядок оформления здесь. Можно делать самому или нанять юриста за 5 000-10 000 руб.
Обзор франшизы магазинов автозапчастей
Франчайзинг – это не благотворительная модель предпринимательства. Партнеры зарабатывают на реализации бренда, наработок и бизнес-модели. Все же стоит найти франчайзера, стремящегося зарабатывать вместе с партнером, а не на нем.
Название | Автомаг – розничная сеть автомагазинов |
---|---|
Объем вложений | 500 тыс. руб. |
Паушальный взнос | Нет |
Инвестиции | 500 тыс. руб. |
Преимущества | Сочетание выставочного зала, консультационного центра и магазина самообслуживания. |

Рис. 4. автосупермаркет «Автомаг»
Название | «Запрос» ‒ специализированный сетевой магазин. |
---|---|
Объем вложений | 500 тыс. руб. |
Паушальный взнос | 50 тыс. руб. + 5 тыс. руб. за обучение |
Инвестиции | 300 тыс. руб. |
Преимущества | Открыться можно с 30 кв.м. или в формате интернет-каталога. |
Название | «Авто моё» ‒ франшиза группы компаний оптово-розничной торговли автозапчастями. |
---|---|
Объем вложений | 2 800 тыс. руб. |
Паушальный взнос | 300 тыс. руб. |
Инвестиции | От 3 000 тыс. руб. |
Преимущества | Раскрученный бренд, постоянная поддержка центрального офиса, стартовый оборот от 500 тыс. руб. |
Видео со слета партнеров проекта «Авто моё»
Запчасти для тяжеловесов
Предприниматели, которые начинали на рынке запчастей еще с девяностых, выделяют особые, прибыльные субниши.
- Магазин запчастей для грузовиков. Это своеобразный B2B сегмент в мире колодок, форсунков и ступиц. Клиенты – владельцы тягачей, бизнесмены, готовые на любые условия, лишь бы их груз прибыл к месту назначения в срок.
- Запчасти для сельскохозяйственной техники. Особенность такой торговой точки ‒ сезонность.
Оба направления требовательны к капиталу. Запчасти на грузовую и сельхозтехнику стоят дорого даже по закупочным ценам. Для поддержания минимального ассортимента понадобится 2-3 млн руб. Если возить только «под заказ», конкурентов будет на 60% больше.