Сергей Хандожко
Сергей Хандожко
Лесная отрасль привлекает и одновременно отпугивает многих начинающих предпринимателей. Сезонность, экономическая нестабильность, необходимость больших инвестиций - это лишь основная часть минусов данной сферы, с которыми придется столкнуться директору лесопилки. Однако Сергей Хандожко не побоялся возможных рисков и начал собственный бизнес в 18 лет. Сейчас его компания «Юго-Запад» существует более десяти лет, черпает ресурсы из бескрайних лесов Брянской области и регулярно радует заказчиков качественным пиломатериалом.

Оглавление:

  • История создания
  • Особенности организации производственного процесса
  • Цели и планы
  • Советы новичкам

Основные тезисы:

  • Вид деятельности: производство, продажа и доставка пиломатериалов.
  • Местонахождение: г. Брянск, ул. Киевская, 44
  • Род занятий до начала предпринимательства: работал в лесу у отца.
  • Организационно-правовая форма ведения бизнеса: индивидуальный предприниматель.
  • Форма налогообложения: упрощенка.
  • Дата начала бизнеса: 2003 год.
  • Размер первоначальных инвестиций: 50 тыс.
  • Источник первоначального капитала: деньги на услугах по лесозаготовке.
  • Срок окупаемости инвестиций: 3 дня
  • Формула успеха: Не стоит ждать огромных денег сразу, они придут к тем, кому хватит трудолюбия и терпения.

История создания

Здравствуйте Сергей, расскажите, почему выбрали лесную отрасль? Как давно занимаетесь данным бизнесом?

Мой отец является потомственным лесоводом, мне с самого детства прививали знания и любовь к этой сфере. У леса есть особая атмосфера – это волшебное место, где я набираюсь энергии и вдохновляюсь.

Позже стал понимать, что лесная отрасль очень привлекательна в плане финансовой составляющей. Уже с 14 лет я пытался работать на мелких должностях, помогал отцу или просто наблюдал за процессом. С выбором специальности не возникло сложностей, отучился на факультете «лесного хозяйства».

Непосредственно бизнесом занимаюсь с 2003 года, на рынке погонажных изделий работаю с 2010 года.

Где взяли средства на открытие бизнеса? Каков был размер первоначальных вложений? Какую технику закупали?

Начинал бизнес вместе с компаньоном практически на голом энтузиазме. Мы не ставили огромных задач, просто хотелось попробовать, посмотреть, как будет развиваться дело. Размер первоначальных инвестиций был небольшим –50 тысяч, но они окупились практически за пару дней. Из самой первой техники закупили трактор Т-40ам и 3 бензопилы. Затем набрали небольшую рабочую бригаду, стали оказывать услуги по заготовке леса. Несколько позже поднакопили оборотных средств и стали заниматься продажей круглого леса с делянок.

По мере развития бизнеса закупали различную технику – лесовоз «Урал» с гидроманипулятором, длинномер. Сейчас в наличии имеется 7 единиц техники, 3 трактора, 2 лесовоза с манипуляторами и кран.

Так выглядит лесопилка при детальном рассмотрении.

Так выглядит лесопилка при детальном рассмотрении.

Когда вы заметили первые успехи? Сложно было на начальном этапе?

Первый действительно значительный успех произошел в сентябре 2010 года, когда открыли пилораму на базе Р-63. Сразу прибавилось ответственности, появилось больше сложностей в работе с персоналом. Вопрос поиска хороших работников довольно сложный, действительно грамотных и ценных около 10%, с остальными приходится прощаться.

Изучал специализированную литературу, так как оказалось, что со многими тонкостями работы я не знаком. Технология пиления тоже далась не сразу, регулировал ее методом проб и ошибок, зато теперь знаю, как выполнить идеально отшлифованный пиломатериал. Сегодня стараемся работать по принципу: «Хочешь больше получить, значит надо больше вкладывать сил и ответственности». Одновременно на базе может работать 6 пилорам, с организацией труда особых трудностей не испытываем.

Как искали клиентов? Пользовались рекламой?

Когда начинали, я лично ездил по городу, частным секторам и расклеивал объявления с предложением по заготовке и доставке леса. Также активно пользовались услугами местной рекламной газеты. На данный момент размещаемся только на специализированных сайтах, за время работы смогли заработать себе достойную репутацию и сейчас у нас достаточно постоянных заказчиков.

Через сколько времени вышли на самоокупаемость бизнеса?

На самоокупаемость полностью еще не вышли, постоянно идет процесс развития, и мы не останавливаемся на достигнутом. Всегда думаем, как лучше развиваться, стараемся повышать объемы, и доводить качество до совершенства. К тому же самоокупаемость в лесной сфере понятие относительное, ведь бизнес достаточно «оборотистый», требует постоянного внимания и вложений.

Особенности организации производственного процесса

Вы занимаетесь только валкой леса и заготовкой пиломатериала? Какие дополнительные услуги можете предложить покупателям?

В 2015 году работаем исключительно на переработке леса в пиломатериал и погонаж. Выполняем производство срубов любой комплектности. Реже бывают заказы на производство поддонов под любые технические условия.

Также оказываем услуги по заготовке леса, его вывозу с делянок, перевозим лес и пиломатериал по центральному Черноземью.

Пиломатериал в различных стадиях обработки.

Пиломатериал в различных стадиях обработки.

Брянск славится своими лесами, и многие предприниматели тянутся в лесную сферу. Конкуренция высока, какими достоинствами привлекаете заказчиков?

Конкуренции не замечаю, рынок спроса обширный и все зависит от деловых контактов конкретного производителя. Конечно, если бизнес только развивается, нужно время, чтобы заявить о себе, найти постоянных заказчиков, но кто имеет желание и возможности влиться в эту сферу, всегда могут это сделать. По секрету, мы не используем слово «конкуренты», а заменяем на слово «соседи».

Наши достоинства – это качество пиломатериалов по ГОСТу и соответственно их распределение по сортам. Компания «Юго-Запад» отличается относительно большим объемом переработки (около 2000 м3 в месяц) и постепенно пробуем все больше наращивать объемы: устанавливаем новое оборудование, повышаем квалификацию персонала и мотивируем денежными премиями.

Бывают ли такие заказы, когда попадается особо требовательный клиент? Есть ли какие-то принципы взаимодействия с заказчиком?

Каждый клиент по-своему требовательный, поэтому стараемся обговаривать условия в самом начале, чтобы потом не возникало разногласий. Взаимодействуем с заказчиками по принципу: «Клиент всегда прав». Особенно важно ценить постоянных заказчиков, если клиента все устраивает, он будет обращаться на регулярной основе.

Бывает, что покупатели требуют выполнить большой объем в сжатые сроки, тогда приходится работать в две и даже три смены. Можем легко выполнить нестандартные размеры.

Лесной бизнес напрямую связан с сезонностью, расскажите, чем занимаетесь в зимнее время?

Тем же, что и в летнее: пилим, перерабатываем и доставляем. Мы работаем круглый год без сезонных изменений к зиме. Конечно, спрос с наступлением холодов несколько падает, поэтому снижаем объемы. Иногда приходится работать на склад, но каждый сезон отличается непредсказуемостью, прошлую зиму отработали без проблем и складов. Что будет в эту, сказать сложно, посмотрим.

Важнейший залог успеха современной компании - это наличие опытных специалистов. Каковы особенности работы компании по поиску ценных кадров?

Мне очень нравится фраза «кадры решают все». Специалистов предпочитаю отбирать через ротацию кадров, сильные и мотивированные работники трудятся в одной бригаде, слабые со слабыми. Причем последние постепенно сами постепенно уходят, ведь работа строится только по сдельной зарплате, и все зависит от выработки. Как человек потрудился, такую зарплату и получает. Сильные бригады за выработку сверх плана поощряются премиями, чтобы у людей был стимул к работе.

Если я вижу, что человек перспективный, но у него еще недостаточно навыков, отправляю его к более «старым» и опытным кадрам, так он сможет получить новые знания и стать ценным специалистом. В принципе, я могу взять на работу любого человека, если увижу, что он трудолюбив и есть большой запас энергии. А как новичок покажет себя в деле уже другой вопрос.

Вы сами занимаетесь бизнес-планированием или у вас есть человек ответственный за это? Сколько времени уделяете этому?

Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам!? Обычно мне хватает 2-3 часов в неделю, чтобы составить план на следующую неделю и подвести промежуточные итоги.

Кстати, я уже задавался вопросом поиска помощника. Но здесь возникает проблема профессионализма и порядочности другого человека, я должен быть уверен в своем помощнике на сто процентов. А найти такого человека непросто, поэтому сейчас всем занимаюсь сам!

Как происходит разделение труда на предприятии? Какой метод контролирования вы используете как руководитель?

Разделение труда у нас очень четкое, в лесу трудятся одни бригады, на пилорамах другие, подсобные рабочие на сортировку и погрузку, есть водители и слесари, мастера и заточники. В общем, каждый занимается своим делом! Систему оплаты использую сдельно-премиальную. Многие операторы пилорам проходят курсы повышения квалификации от завода изготовителя.

Метод контроля достаточно стандартный, на каждой пилораме присутствует мастер, он следит за процессами в цеху и отвечает за качество. Такой же мастер есть на лесозаготовках, он контролирует объем делянок и сроки.

Рабочая территория

Рабочая территория

Цели и планы

Какой примерный оборот вашей компании в год? В денежном плане, удалось добиться того что планировали ранее?

В деньгах сложно назвать конкретную цифру, проще сказать по кубатуре, в год перерабатываем 20-25 тысяч круглого леса. Конечно можно и больше, но пока нас устраивает этот объем, который можно делать без ущерба для качества.

Относительно финансовой составляющей: минимальная планка достигнута, теперь нужно покорять новые высоты!

Какие меры по расширению и улучшению собственного бизнеса вы собираетесь реализовать в ближайшее время?

В планах освоение других сфер, интересно производство пенобетона и тротуарной плитки, а также арболитовых блоков. Сейчас изучаю литературу на данную тематику, общаюсь со знающими людьми, в общем, прощупываю почву.

Вы можете назвать себя человеком, который любит свою работу? Или все же вам близок принцип: «Работа ради денег»?

Как уже говорил, в этой сфере я с 14 лет и ни разу не пожалел о своем выборе. Я люблю лес, мне не в тягость встать рано и поехать на делянку, несложно остаться ночевать на своей работе. Конечно, меня привлекает и финансовая мотивация, так как при грамотном подходе можно добиться неплохих результатов, ведь лесные богатства нашей страны неисчерпаемы.

Советы новичкам

Что вы посоветуете тем, кто хочет заниматься валкой леса и производства пиломатериала? Каждый ли может прийти в эту отрасль?

Самое главное не сдаваться и идти до конца! Важно обладать лидерскими качествами и уметь правильно организовывать работу своих бригад. В идеале, хорошо отлаженная работа должна функционировать и без вашего участия. Однако на практике организовать такое непросто, поэтому вначале работа будет занимать практически все свободное время!

Необходимо научиться работать в тяжелых условиях, при любой погоде, это не офис, где можно укрыться от непогоды и жары, а лес. Однако в лесной работе есть своя прелесть, и по мере накопления опыта работать будет проще. Я думаю, прийти в лесную отрасль может каждый, но задержаться в ней непросто, для этого требуется терпение и настойчивость.

Дайте несколько ценных советов, тем, кто планирует открыть свой бизнес.

Прежде всего, необходимо поставить себе цель максимум, разделив ее на несколько мелких задач и начать планомерно их выполнять. Не нужно бояться трудностей, они существуют в любой сфере и в любой работе.

И еще я считаю, что не стоит ждать огромных денег сразу, они придут к тем, кому хватит усидчивости и терпения. Вначале будет непросто, и возможно даже захочется все бросить, но тот, кто сможет переждать период без стабильного заработка и постоянных заказчиков, сможет выйти на новый уровень. Однажды мне сказали интересную фразу, которая запомнилась: «Производство – это длинная цепь, чем длиннее цепь, тем она слабее, поэтому следует следить за каждым звеном, можно укоротить цепь, дела пойдут быстрее, но и доход получится меньше, чем планировалось».

Как известно, конкуренция является основным двигателем развития. Но, не выдержав ее, многие предприятия просто закрываются. Как вам удается остаться на плаву? Какие антикризисные меры можете предложить читателям?

Сейчас у всех нелегкие времена, покупательская способность снижена и у большинства людей просто нет денег, чтобы покупать такую недешевую продукцию, как пиломатериал. Многие стройки замораживаются по причине малого спроса, особенно те, которые на кредитах.

Нам приходится снижать цену на конечную продукцию и работать с отсрочками платежа, а также работать на услугах по заготовке и распиловке давальнического леса, это дает «живые деньги», иногда пробуем торговать круглым лесом для увеличения скорости оборота денег.

Помню, когда случился кризис 2008 года, резко упал спрос на продукцию, пиломатериал стал залеживаться на складе и заказчиков значительно убавилось. Многие компании не выдержали и закрылись, и лишь те, кто смог пересмотреть стратегию своего развития и найти дополнительный источник дохода, остались на плаву. Я тогда проанализировал потребности рынка и стал заниматься производством поддонов и евро поддонов. Рабочих перевел на полставки, так как полная их занятость стала нецелесообразной. Такие меры позволили пережить кризис 6-7 лет назад, сохранив штат кадров и продолжив работу.

Стоит ли стартовать в текущее время или может лучше подождать более благоприятный период?

Сложный вопрос, в любое время можно найти причины, мешающие человеку заняться собственным делом. Как говорится, кто-то постоянно думает, а другие думают и делает. Однако лесная отрасль – это сфера, в которую лучше не лезть без соответствующих знаний и опыта, можно сильно прогореть. Без погружения в особенности бизнеса кажется, что производство пиломатериала является выгодным и денежным бизнесом. Теория проще, а на практике сталкиваешься с реальными проблемами.

Сейчас многие предприятия закрываются, покупательская способность снижается, компании влезают в долги… Можно лишь минимизировать эти проявления, повышая производительность труда и улучшая качество продукции, вовремя заменяя старое оборудование и подстраиваясь под потребности клиентов.

Лично я не собираюсь закрываться, буду стараться набирать обороты, а другим желаю заниматься любимым делом и повышать свой профессионализм!


Контакты

  • ООО «Юго-запад»
  • 8 919 2994409
  • г. Брянск, ул. Киевская, 44