Крупнейшие ТВ-каналы в России на сегодняшний день – это Россия 1 и Первый канал, и принадлежат они государству. Другие лидирующие по просмотрам телеканалы (НТВ, ТНТ) контролируются холдингом «Газпром-Медиа». С ними конкурируют Рен ТВ, Пятый, ТВ Центр, Домашний.
 

Рейтинг крупнейших ТВ-каналов страны составлен на основе анализа данных Mediascope в выборке телеканалов в период новогодних праздников (с 31.12.2018 по 06.01.2019 г.). Десятка крупнейших телеканалов избирается по информации о процентной доли среднесуточной аудитории в городах с населением более 100 тыс. человек в возрасте от 4-х лет.

Таблица 1. Крупнейшие ТВ-каналы России, а также их собственники

Телеканал

Среднесуточная аудитория

(% от общей доли)

Фактические владельцы

Выписка ЕГРЮЛ

Россия 1

13,1

ВГТРК

Скачать_ЕГРЮЛ_1

Первый канал

12,1

Контрольный пакет у государства

Скачать_ЕГРЮЛ_2

НТВ

8,9

Газпром

Скачать_ЕГРЮЛ_3

СТС

5,9

СТС Медиа

Скачать_ЕГРЮЛ_5

ТНТ

5,7

Газпром

См._ЕГРЮЛ_3

РЕН ТВ

5,4

НМГ

Скачать_ЕГРЮЛ_4

Пятый

4,1

НМГ

См._ЕГРЮЛ_4

ТВ Центр

3,6

Правительство Москвы

Скачать_ЕГРЮЛ_6

Домашний

3,2

СТС Медиа

См._ЕГРЮЛ_5

Россия 24

2,5

ВГТРК

См._ЕГРЮЛ_1

Примечание! Информация о среднесуточной аудитории телевизионных каналов взята из исследования TVIndex

Рис.1. Аудитория ТВ-каналов

Рис.1. Аудитория ТВ-каналов

Корпорация ВГТРК

Рис. 2. Логотип

Рис. 2. Логотип

Место регистрации – Россия, г. Москва

Информация об учредителях: ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Руководство: Генеральный директор Добродеев Олег Борисович

Официальный сайт: http://vgtrk.com

Собственник Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании – Правительство РФ. В настоящее время это крупнейшее объединение активов государства в сфере массмедиа. Телевизионные каналы холдинга работают на всей территории страны и отображают последнюю информацию о значимых событиях в России и за рубежом.

Корпорация управляет федеральным каналом Россия 1 и обзором новостей на канале Россия 24.

Россия 1

Рис. 3. Логотип

Рис. 3. Логотип

Доля среднесуточной аудитории в новогодние праздники: 13,1%.

Эфир крупнейшего федерального канала разработан для всех возрастных категорий и включает в себя информационные и развлекательные передачи, многосерийные фильмы и классику отечественной киноиндустрии. Доступен для просмотра на всей территории страны, а также в странах СНГ и Балтии.

Россия 24

Рис. 4. Логотип

Рис. 4. Логотип

Доля зрителей в период с 31 декабря по 06 января – 2,5%.

Круглосуточный телеканал, отображающий последние ключевые новости о ситуации в России и мире в режиме реального времени. Дополнительным блоком в эфире появляются новости культуры и спорта, а также аналитические передачи о мировой экономике и политике.

ПЕРВЫЙ КАНАЛ

Рис. 5. Фирменный знак телеканала

Рис. 5. Фирменный знак телеканала

Место регистрации – РФ, Москва.

Учредители:

  • БЕТАС,
  • ОРТ-КБ,
  • Телевизионный технический центр,
  • ИТАР-ТАСС,
  • Министерство имущественных отношений РФ.

Руководство – генеральный директор Эрнст Константин Яковлевич.

Среднесуточная аудитория в новогодние праздники – 12,1% телезрителей.

Официальный сайт https://www.1tv.ru/

Второй национальный канал, ключевой пакет акций которого принадлежит Правительству РФ. По данным новостного портала РБК, в 2019 году уставный капитал Первого канала распределен следующим образом:

  • 38,9% – Росимущество;
  • 9,1% – ИТАР-ТАСС;
  • 3% – телевизионный центр «Останкино».

Примечание! Таким образом, ключевой пакет акций (51%) полностью контролируется государством, так как они находятся в собственности государственных компаний

  • 29% – Национальная Медиа Группа;
  • 20% – ВТБ Капитал.

Эфир телеканала содержит информационные, развлекательные передачи, новинки мировой киноиндустрии. Кроме того, эфир охватывает трансляции крупнейших спортивных событий (олимпийские игры, чемпионат мира по футболу и т.д.).

Корпорация «Газпром Медиа»

Рис. 6. Логотип холдинга

Рис. 6. Логотип холдинга

Головное подразделение – РФ, г. Москва.

Информация об учредителях: правопредшественник ООО «Газпром-Медиа Холдинг», учрежденный ООО «Элион».

Руководство: Генеральный директор Чернышенко Дмитрий Николаевич.

Сайт холдинга: http://www.gazprom-media.com/

Крупный медиахолдинг, обладающий правами на самые популярные радиостанции и телеканалы, кинокомпании, печатные издания. Относится к дочерним структурам ПАО «Газпром» (контрольный пакет акций у государства), председателем совета директоров является Миллер Алексей Борисович.

Холдингу принадлежат права на телеканалы НТВ и ТНТ.

НТВ

Рис. 7. Фирменный знак телеканала

Рис. 7. Фирменный знак телеканала

Среднесуточная аудитория в новогодние праздники 2019 г. – 8,9%.

Основа телеканала – политические и новостные телепередачи, где анализируются основные события мировой экономики и социальной жизни граждан разных времен. Также в эфире есть развлекательные программы, отечественные сериалы на военную тематику.

ТНТ

Рис. 8. Логотип

Рис. 8. Логотип

Доля среднесуточной аудитории – 5,7%.

Развлекательный канал для людей от 18 до 30 лет, эфир содержит в себе различные юмористические передачи (например, ComedyClub), популярные молодежные сериалы. В прайм-тайм отбираются к показу лучшие фильмы мирового кинопроката.

Корпорация «НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИА ГРУППА»

Рис. 9. Логотип

Рис. 9. Логотип

Место регистрации – РФ, Москва.

Сведения об учредителях:

Руководство: Генеральный директор Паскина Ольга Александровна.

Председатель совета директоров общества – Кабаева Алина Маратовна.

Официальный сайт https://nm-g.ru/holding/

Согласно информации на сайте, корпорация создана на базе объединения медиаактивов гигантов Российской экономики:

  • Акционерный банк «Россия» (основной владелец – Юрий Ковальчук);
  • Алексей Мордашов (владелец «Северстали»);
  • Нефтяной холдинг «Сургутнефтегаз»;
  • Страховая группа «Согаз» (дочерняя организация «Газпрома»).

Доля каждого из акционеров не раскрывается.

В активах холдинга следующие телеканалы: Первый, РЕН ТВ, Пятый, а также права на компанию «СТС Медиа», которой принадлежат СТС и Домашний.

РЕН ТВ

Рис. 10. Логотип

Рис. 10. Логотип

Доля аудитории – 5,4%.

Основное направление телеэфира на канале – альтернативная история, загадки человечества, расследования. Отдельными блоками идут новостные передачи и развлекательные ток-шоу.

ПЯТЫЙ

Рис. 11. Фирменный знак телеканала

Рис. 11. Фирменный знак телеканала

Среднесуточная аудитория в новогодние праздники – 4,1%.

Единственный канал, ведущий трансляцию из Санкт-Петербурга. Направленность эфира – детективные расследования и отечественные сериалы.

СТС МЕДИА

Рис. 12. Логотип

Рис. 12. Логотип

Центральный офис – РФ, г. Москва.

Сведения об учредителях:

  • АО «МЕДИАИНВЕСТИЦИИ» – 75% (владелец АОКСР, находящийся в 100%-й собственности уTempletonInvestmentHoldingsLimited (Кипр);
  • МЕДИАСТЕРИС, ИНК (США) – 25%.

Руководство: генеральный директор Муругов Вячеслав Александрович.

Согласно информации на новостном портале «Ведомости», в конце декабря 2018 года было объявлено о завершении сделки по смене владельцев холдинга. На данный момент ключевыми владельцами АО «Медиа Инвестиции» являются:

  • Национальная Медиа Группа (АБ «Россия» Ю. Ковальчука, Алексей Мордашов, «Сургутнефтегаз» и «Согаз»),
  • ВТБ (ключевой пакет акций под контролем государства).

Примечание! Информация о доле каждого из акционеров не раскрывается, но представители ВТБ сообщили о том, что управлением будет заниматься НМГ

СТС Медиа владеет правами на некоторые развлекательные телеканалы, среди которых СТС и Домашний.

СТС

Рис. 13. Значок телеканала

Рис. 13. Значок телеканала

Доля аудитории в начале января 2019 г. – 5,9%.

Семейный развлекательный канал, телеэфир которого состоит из различных юмористических шоу со звездами и молодежных сериалов. Для маленьких зрителей предусмотрен утренний показ мультфильмов.

ДОМАШНИЙ

Рис. 14. Логотип

Рис. 14. Логотип

Среднесуточная аудитория с 31.12. по 06.01 – 3,2%.

Основное направление канала – сериалы и передачи для женской аудитории в возрасте от 25 лет. Телеэфир состоит из показа мелодрам (наиболее рейтинговой была турецкая мелодрама «Великолепный век») и различных реалити-шоу про семейные взаимоотношения.

Федеральный ТВ ЦЕНТР

Рис. 15. Логотип

Рис. 15. Логотип

Место регистрации – Москва.

Информация об учредителях:

  • ПромТоргЦентр,
  • Департамент Государственного и муниципального имущества Москвы.

Руководство – генеральный директор Быстрицкая Юлия Анатольевна.

Официальный сайт: https://www.tvc.ru/

Доля среднесуточной аудитории – 3,6%.

Федеральное телевидение под полным контролем Правительства Москвы. Основная направленность – общественно-политические передачи, документальные проекты, аналитика экспертов.