Как показывает практика, успешные проекты контактных зоопарков начинаются с хобби – увлечения уходом за животными, коллекционирования их редких видов или бизнеса, связанного с представителями фауны.

Отличный способ превратить хобби в прибыльное дело – организовать контактный зоопарк как бизнес. Это место, где содержатся неопасные для человека животные. Во время его посещения с питомцами можно контактировать: гладить и кормить. Чаще всего в таких заведениях содержатся фермерские животные: овечки, кролики, поросята, цыплята, утята (в случае организации бизнеса на открытом воздухе). А морские свинки, хомячки, черепахи, еноты, шиншиллы, лисы, попугаи, рептилии и даже некоторые виды насекомых обитают в заведениях, организованных в помещении.

Целевая аудитория и ее предпочтения

Главными посетителями, конечно же, являются дети или организованные группы детей, естественно, в сопровождении взрослых. Для того, чтобы понимать, как организовать бизнес, давайте рассмотрим основные предпочтения целевой аудитории – зачем люди идут в контактный зоопарк?

 Так, согласно опроса, который был проведен авторами интернет-журнала «Науковедение», 57% опрошенных посещают его в целях отдыха, 22% - в познавательных целях,  18% важен непосредственный контакт с животными: погладить, покормить, 3% посещают подобные заведения с исследовательской целью. В соответствии с возрастом, данные тенденции отражены на графике 1

График 1 Цели посещения контактного зоопарка в зависимости от возраста Источник: интернет-журнал «Науковедение»

График 1 Цели посещения контактного зоопарка в зависимости от возраста Источник: интернет-журнал «Науковедение»

Чем старше посетители, тем больше они отдают предпочтение отдыху и непосредственному контакту с животными, а с познавательной целью, в том числе и ради контакта с обитателями, посещают контактные зоопарки более младшие респонденты.

В открытых вариантах ответов присутствовали такие как: любовь к животным, общение с природой, возможность сделать необычную фотографию, поиграть с животными и покормить их.

Кстати, научно доказанный факт – тактильное общение с животными, в том числе в контактном зоопарке, несет в себе, кроме эстетической, также лечебную психотерапевтическую функцию. Эта методика называется анималотерапия.

Зная потребности своей целевой аудитории легко настроить бизнес таким образом, чтобы их удовлетворять. В нашем случае, так как главными посетителями являются дети от 7 до 17 лет, а для них, как видно на графике 1, важна познавательная составляющая, то  нелишним будет организовать мини-лекции об уходе, среде обитания и других особенностях  обитателей зоопарка.

А также предоставить возможность фотографироваться с питомцами и оборудовать небольшую зону отдыха для сопровождающих: удобные места для сидения, возможно, мини-кафе, где старшее поколение сможет отдохнуть, пока ребята общаются с животными.

Важные моменты для организации бизнеса

Если общение и уход за животными вызывает положительные эмоции, хочется доставить радость детям и появилась идея открыть контактный зоопарк, то необходимо знать и учитывать следующие моменты:

  • В идеале заниматься таким бизнесом лучше тем людям, род деятельности которых связан с животными. Это отличный вариант для владельцев ветеринарных клиник, фермерских хозяйств, работников зоопарка. С нуля открыть этот бизнес, ничего не зная о его специфике, будет сложно. Нельзя забывать об этической стороне и гуманизме по отношению к обитателям зоопарка.
  • В настоящее время в России законодательно деятельность зоопарков не регламентирована, она регулируется приказом замминистра культуры России от 1993 года. Согласно классификации ЮНЕСКО, зоопарки, в том числе контактные — это музеи живой природы, поэтому их деятельность подчиняется департаментам культуры.
  • Документирование деятельности включает в себя помимо стандартных моментов, таких как выбор и оформление организационно-правовой формы – оптимальный вариант ИП на упрощенной системе налогообложения (6%), ОКВЭД 92.53 «Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников», заключения договора аренды, еще и обязательный осмотр всех питомцев ветеринаром, их вакцинация с последующей выпиской паспортов на каждого обитателя, а также получение разрешения на ведение деятельности от Управления ветеринарии.
  • В последнее время появилось много противников контактных зоопарков в силу того, что в них на первое место ставится прибыль, а не его обитатели. В таком бизнесе приоритет должен быть отдан непричинению вреда животным в первую очередь, для этого необходим наем сотрдудников-зоологов, которые будут контролировать общение детишек с питомцами. Ведь дети, не в силу жестокости, но в силу неопытности и незнания легко могут причинить вред беспомощным обитателям подобных заведений.
  • Немаловажным моментом является выбор места организации контактного зоопарка. Будет это мини-зоопарк в торговом центре с несколькими питомцами или большой парк зверей или птиц на открытом воздухе.

Чтобы не быть голословными рассмотрим бизнес на примере успешных действующих моделей различных форматов, дабы понимать всю подноготную этого бизнеса.

В торговом комплексе

Этот формат рассмотрим на примере контактного зоопарка со смешным названием «Бугагашечка», открытого любительницей животных – владелицей ветеринарных клиник, котокафе и музея кошки Анной Кондратьевой в одном из торговых комплексов Санкт-Петербурга.

Здесь детишки и их родители могут покормить, погладить животных, послушать лекции на тему ухода за домашними питомцами, а также поучаствовать в игровых и познавательных квестах со 100% проходимостью для малышей с участием настоящих насекомых. Для посетителей постарше организуются квесты по книге Рэя Бредберри.

Для оборудования пространства были наняты театральные декораторы, которые соорудили специальные кроличьи норы, муравейник, и даже, «роддом для бабочек» - место, где они вылупляются из кокона.

Капитальные вложения в открытие заведения составили порядка 1,5 млн. руб. И это с учетом того, что животные Анной не приобретались. Все обитатели были подарены друзьями-зоологами, взяты из юннатских кружков, принесены на лечение в ветклинику  и «забыты» хозяевами. Сейчас в «Бугагашечке» живут обитатели 64 видов, среди них: морские свинки, мыши, шиншиллы, насекомые, рептилии, кролики, птицы.

Третья часть вложений в бизнес пришлась на закупку оборудования: просторных террариумов, сказочных домиков, клеток, аквариумов. К текущим расходам, кроме закупки корма для животных, аренды помещения, зарплаты сотрудникам относится ветеринарное обслуживание, вакцинация животных, дезинфекция помещений.

Место под зоопарк найти оказалось не так-то просто из-за специфичности бизнеса: обязательно должны быть окна, чтобы животным поступал солнечный свет, система вентиляции. Наличие лифта, пандусов имеет решающее значение, так как заведение посещают родители с колясками, а также люди с ограниченными возможностями; обязателен туалет с умывальником, ведь порой посетители задерживаются на несколько часов. Также, нужно небольшое подсобное помещения для хранения и приготовления корма для животных и стойка регистрации для продажи билетов и приема посетителей.

Стоимость посещения – 300 руб. для взрослых и 250 руб. для детей, стоимость одного квеста 3000 руб. По выходным проводится в среднем по 4-6 квестов. Эта дополнительная услуга позволяет вывести бизнес в стабильный плюс, ведь, как признается,  хозяйка заведения, всплеск посещаемости, когда можно говорить о том, что бизнес приносит прибыль, бывает в периоды школьных каникул, в остальное же время приходится балансировать на грани нуля.

На открытом воздухе

В Коломенском районе на базе разваливающегося фермерского хозяйства «Макшеевский» в 2009 году был открыт контактный зоопарк «Горки». В настоящее время на огромной открытой территории в условиях максимально приближенных к естественной среде обитания живут куры, утки, гуси, белки, нутрии, страусы, ламы, олени, верблюды, лошади, пони и множество других животных.

Отличным подспорьем в качестве добавки в корма животным и сооружение лежанок для них служат хвойные деревья. Но хозяева зоопарка не уничтожают лес, зимой они организуют волонтерские акции по сбору елок, оставшихся после новогодних праздников.

Сезонность, которой подвержен бизнес, приводит к нехватке средств на текущие затраты, руководство зоопарка нашло выход из этой ситуации.  В «Горках» действует программа «Возьми опеку над животным». Фирма, организация или физическое лицо могут стать меценатами, оказывающими финансовую помощь зоопарку или взять под опеку одно или несколько животных. При этом есть возможность разместить свою табличку возле клетки с животным, а также всем спонсорам предоставляется бесплатный абонемент на посещение зоопарка.

Стоимость входного билета для взрослых составляет 250 руб., для детей – 100 руб. Кроме стандартных услуг – наблюдение и общение с животными, предлагаются такие услуги, как: катание на пони, лошадях, верблюдах, уроки верховой езды, за дополнительную плату можно приобрести корм и покормить питомцев. На территории находится магазин и школа верховой езды, что приносит дополнительную пользу своим посетителям и прибыль собственникам бизнеса.