Основные тезисы интервью:
- Вид деятельности: Консалтинговая деятельность;
- Местонахождения бизнеса: Украина, г. Киев
- Род занятий до начала предпринимательства: студент;
- Дата начала предпринимательской деятельности: 2010 год;
- Поиск первых клиентов: «Первых клиентов я находил путем «холодных звонков»: искал объявления, звонил, предлагал свои услуги.
- Главное в бизнесе: «Самое главное правило на все времена – это хорошо выполнять свою работу».
- Формула успеха: «необходимо правильно ставить цели, и даже в тяжелые времена уверенно смотреть в будущее».
Владислав, добрый день.Расскажите о своем деле? Чем занимается ваша компания VTSConsulting?
У меня консалтинговый бизнес.
Мы занимаемся разработкой бизнес-планов, инвестиционных меморандумов, технико-экономических обоснований, финансовых моделей и презентаций.
Как давно вы в этом бизнесе? Почему решили стать предпринимателем в такой непростой сфере?
Мы открылись в 2010 году.
Все началось с того, что у меня, как и у многих студентов, возникла необходимость дополнительного заработка.
Я физик в области микро- и наноэлектроники, и не рассчитывал найти работу по специальности. Так выбор пал на сферу бизнес-планирования.
Немного цифр:
А почему именно консалтинг? Вы где-то специально обучались бизнес-планированию?
Да, сэтой темой я был связан еще с 1-го курса университета.
Тогда я принял участие в конкурсе бизнес-идей, и занял первое место. В качестве приза организаторы предоставили поездку на обучение в Швецию – там я получил практические навыки бизнес-планирования и познал секреты успешных бизнес-проектов, которые, по сути, были направлены именно на получение финансирования.
Вернувшись в Украину, я стал принимать участие в конкурсах по бизнес-планированию: городских, всеукраинских, международных. Мне очень нравилось мое новое увлечение, и оно казалось мне весьма перспективным.
Кроме Швеции, я прошел спецкурс в Литве, где мы перенимали опыт у ведущих специалистов по консалтингу и финансовому планированию из Великобритании и США, также повышал квалификацию на курсах в Москве.
Скажите честно, прежде чем открыть свою фирму, вы делали какой-то бизнес-план или все-таки действовали интуитивно? Как вы находили первых клиентов без опыта и связей?
На тот момент я остро нуждался в деньгах, потому времени на раздумья не было.
Первых клиентов я находил путем «холодных звонков»: искал объявления, звонил, предлагал свои услуги. Затем создал сайт и зарегистрировался на портале удаленной работы. Так появились заказы и неплохие заработки. Вот тогда я в полной мере осознал необходимость финансового планирования собственной компании, начав с постановки целей и эффективного делегирования.
Сколько человек было в вашей команде на старте и сколько сейчас?
Начинал я один.Когда почувствовал, что не справляюсь с заказами – взял помощника.
Сейчас в нашей команде 6 человек: аналитик по рынкам СНГ, аналитик по проектам США и Европы, дизайнер презентаций, переводчик и менеджер проектов.
А что сложнее – найти клиента или найти квалифицированного сотрудника?
Консалтинг, как и любая сфера услуг, имеет определенную специфику и сложности: все люди разные, всем нужно угодить и понравиться. Здесь необходимо уметь представить проект так, как его представляет человек, принимающий решение о финансировании.
Поиск клиентов, несомненно, занимает много времени, особенно на старте. Однако самое главное правило на все времена – это хорошо выполнять свою работу. Соблюдение этого пункта обеспечивает рекомендации и репутацию, и тогда клиенты начинают находить тебя сами.
Что касается сотрудников, то найти профессионала высокого уровня довольно сложно, а выпускники ВУЗов не имеют достаточной практики. Соответственно, необходим строгий контроль, силы и терпение при постановке задач: именно благодаря этому из новичка может вырасти профессиональный бизнес-консультант или финансовый аналитик.
Владислав, расскажите о бизнес-модели вашей компании: привлекаете ли вы фрилансеров или все работы выполняют штатные сотрудники? Нужен ли вообще офис для консалтинговой компании?
На данный момент в компании есть пару человек, работающих удаленно, основная команда работает в офисе.
В нашей работе офис не является необходимостью: клиенты находятся и в Европе, и в США, не говоря о странах Ближнего зарубежья.
При этом я считаю, что офис нужен как лицо компании, где каждый сотрудник – часть единого целого. Гораздо проще координировать работу команды, когда все собираются вместе, есть возможность обсудить, скорректировать этапы работы над проектом, помочь друг другу.
Как заказчики узнают о вас?
Основная часть заказчиков обращаются по рекомендации, другие узнают о нас через сайт (https://vtsconsult.biz/) или фриланс-ресурсы.
На вашем сайте сказано, что вы оказали услуги более 500 заказчикам, а вы помните своего первого клиента?
Да, помню.
На 3-м курсе я проходил стажировку в Верховной Раде Украины, и первый заказ получил благодаря коллеге по стажировке: один из его знакомых планировал привлечь инвестиции для туристической компании.
Работа длилась 1 месяц, а оплата составила 2 500 грн. (тогда эта сумма была эквивалентна 300 долл. США). Для студента такой гонорар был очень хорошей прибавкой к стипендии
В каких запоминающихся и интересных проектах довелось участвовать вашей команде?
Интересных проектов было много (Портфолио компании VTSConsulting).
Самые объемные – поселок «Княжево» (возле г. Бор, Нижегородской области), проект коттеджного поселка в Краснодарском крае, привлечение инвестиций для строительства горнолыжного курорта «Малиновка», приобретение дополнительного поголовья (свыше 4 000 голов) скота для действующей фермы в Смоленской области, проект единого приложения – дисконтной системы «CardKit».
А кто ваши клиенты? Это компании, относящиеся к крупному бизнесу или, наоборот, превалирует малый сегмент?
Все, кто нуждаются в инвестициях, либо финансировании.
Проекты для получения гранта, стартапы, малый и средний бизнес, и даже крупные консалтинговые компании, партнером которых мы является.
Следующий вопрос, возможно, покажется вам дилетантским, но зачем вообще заказывать бизнес-план? Почему нельзя написать его самостоятельно?
Бизнес-план решает аж 3 задачи одновременно: уточняет концепцию проекта, определяет, в какой степени достигнуты цели и позволяет получить финансирование.
Почему самостоятельное написание не лучшая идея? А что вы выберете: постричься самому или пойти к парикмахеру?
Чтобы разработать эффективный бизнес-план, необходим опыт и знания. Учет многих факторов, таких как требования банков, грантовых комитетов, знания в области финансового моделирования и маркетинга. Крайний вариант – купить готовый бизнес-план, но не писать самому.
Согласно принципам работы нашей компании каждый клиент получает индивидуально прописанный бизнес-план, финансовая составляющая которого рассчитана с учетом всех тонкостей и нюансов экономики и законодательства той страны, где будет представлен проект.
Сможете открыть большую тайну – как искать инвестора?
Поиск инвестора зависит от специфики проекта.
Первым шагом может стать поиск специализированных веб-ресурсов, которые предоставляют возможность презентовать проект инвесторам после заполнения заявки на соответствующем сайте.
В роли инвестора может выступить государство. К примеру, в России сумма на развитие перспективного бизнеса может составить 300 000 - 1 000 000 рублей.
Можно принять участие в конкурсах инновационных идей. Источником идей и поиска инвесторов могут стать тематические порталы, содержащие информацию о венчурных фондах.
Еще один вариант – создание собственной базы инвестиционных фондов и адресная рассылка идеи проекта или презентаций.
Изменилось ли количество заказов по разработке бизнес-планов в связи с экономическим кризисом?
Как ни странно, заказов стало больше.
Все больше людей хотят открыть свое дело, а бизнес-план – лучший способ структурировать мысли, разобраться, стоит ли вообще вкладывать деньги в конкретное предприятие.
А стоит ли вообще открывать бизнес в кризис?
Однозначно стоит!
Именно кризис позволяет выйти из зоны комфорта и начать что-то делать.
Реализуйте свои скрытые таланты, подумайте, как использовать свои способности для решения проблем других людей, ведь только так можно рассчитывать на хороший заработок.
С точки зрения аналитика, подскажите, какие виды бизнеса актуальны сейчас?
Кризис диктует новые правила игры. Так, например, сегодня как никогда могут стать популярными лизинг и аренда.
Нет смысла покупать велосипед или бензопилу, например, если они нужны на 2-3 дня. Также набирают популярность сайты коллективных покупок, купонные сервисы, скидочные компании и так далее.
На ваш взгляд, что нужно, чтобы стать успешным предпринимателем?
Очень важно умение мотивировать команду и хорошо выполнять свою работу. Также необходимо правильно ставить цели, и даже в тяжелые времена уверенно смотреть в будущее.
Важно уметь рисковать, распоряжаясь деньгами, а главное – не останавливаться на достигнутом и никогда не сдаваться!