Решив купить франшизу виртуальной реальности, многие рассчитывают, что дело будет работать само по себе и приносить прибыль. Но, как показывает практика, ошибочные представления приводят к провалу. Основатель VR-студии Анна Райская уверена, что становиться франчайзи не имеет смысла тем, кто делает ставку на раскрученный бренд, не разбирается в технике, вкладывает деньги на перспективу, но не планирует тратить время, вовсе не разбирается в том, как работает развлекательный бизнес.

Анна Райская, основатель студии виртуальной реальности VRАЮ с франшизами в четырех городах

В последнее время франшизы приобрели бешеную популярность в бизнес-среде. Оно и неудивительно: многим кажется, и обоснованно, что франшиза – это тот способ создания бизнеса, который сэкономит начинающему предпринимателю много времени, позволит наладить рекламу и маркетинг, заранее объяснит все тонкости ведения дела, а возможно, даже снабдит клиентской базой. Не бизнес, а сказка.

В этой связи франшиза виртуальной реальности (ВР, VR) кажется особенно привлекательной. Судите сами: в большинстве пакетных предложений франчайзи только оплачивает паушальный взнос, покупает VR-оборудование, иногда в охотку может добирать какие-то игры. Вот тебе и все инвестиции – ну, вероятно, ещё немножко придется потратить на непредвиденные расходы, но кого смущают эти мелочи.

А что, после покупки франшизы еще и что-то делать надо?

А что, после покупки франшизы еще и что-то делать надо?

Реклама? Добрый франчайзер и так продвигает бренд, а я могу просто быть «прицепом» к его успешному бизнесу.

Сотрудники? Молодые студенты захотят работать у меня за три копейки чисто за право весь день играть в VR-игрушки (что отчасти правда, но если сотрудники будут играть, то где же место клиентам на этом празднике жизни?).

Маркетинг? Бизнес будет расти, как на дрожжах, за счет роста интереса к VR-индустрии, а я буду почивать на лаврах и считать барыши.

Финансовая организация? Ой, это же сфера услуг, все всё понимают – считай, та же химчистка.

Однако не стоит спешить. В отношениях с деньгами энтузиазм – наш главный враг, поэтому давайте немножечко взвесим как риски, так и положительные стороны франшизы виртуальной реальности.

Кому не подойдет

Кому нужно умерить пыл?

Кому нужно умерить пыл?

Тем, кто надеется на раскрученный бренд

Одно из главных преимуществ системы франчайзинга – вы покупаете узнаваемый бренд. Однако будем честны: брендов уровня McDonald's, Starbucks или хотя бы Black Star на рынке ВР нет, во всяком случае, пока.

Возможно, это связано с недостаточно широким распространением самой технологии и её малым внедрением в массы. А возможно, с тем, что рынок слишком сильно раздроблен, и на нём нет какого-то явного не то, что монополиста, лидера.

PR – наше все!

PR – наше все!

Даже те бренды, которые, в принципе, узнаваемы, на практике люди вспоминают скорее по каким-то косвенным признакам: «эти с рюкзаками» (Anvio VR), «тут аналог лазертага» (Portal VR), «утех ‘для взрослых’» (VRАЮ) – и это еще бренды с четким позиционированием. У многих других какого-то явного месседжа от лица бренда, в принципе, нет.

Таблица 1. Кому подойдет VR-франшиза

Не нужно покупать 

Не нужно покупать 

Тем, кто делает ставку на раскрученный бренд и рассчитывает не вкладываться в маркетинг.

 

В каждом новом городе, локации все равно придется доносить до людей идею виртуальной реальности, делать акции, заниматься PR-ом и объяснять, почему VR – это круче, чем боулинг, например, или массажный салон.

 

Другое дело, что с помощью хорошего франчайзера проводить все эти мероприятия намного легче.

Тем, кто не боится вкладывать в PR без ожидания мгновенной отдачи от вложенных денег.

  

Разумеется, хочется обойтись без инвестиций в раскрутку в принципе – в крайнем случае, настроить Яндекс.Директ и припеваючи собирать лиды, но приготовьтесь к тому, что так не выйдет.

  

Если готовы вкладываться в продвижение, а знающий франчайзер способен дать толковый совет, как максимально эффективно это сделать, – вы на правильном пути.

 

Тем, кто очень далёк от техники, не хочет в ней разбираться и даже советоваться с техническими специалистами

Один из хороших критериев оценки франшизы ВР – это посмотреть, вкладывается ли VR-компания в разработку своего программного обеспечения. Как это ни прискорбно, но рано или поздно VR-клубы как формат развлечений вымрут по аналогии с видеосалонами в девяностых. По прогнозам экспертов, это будет не раньше, чем лет через пять, когда виртуальные очки перекочуют к нам домой для повседневного использования. Если VR-компания вкладывается в разработку, то, скорее всего, она мыслит наперед и ответственно подходит к делу, поэтому ей можно доверять.

Если вы способны сами оценить программное обеспечение компании с экспертной точки зрения, то это очень хорошо. Если такой возможности нет, то лучше попросить знакомого «технаря» проанализировать сложности реализации такого ПО.

Другой важный момент – это то, какое оборудование использует франчайзер. Устаревшее или новое? С большим количеством контента или нет? Если это какой-то заданный квест, то есть ли выбор?

Очки дополненной реальности за 600 000 руб.

Очки дополненной реальности за 600 000 руб.

Я видела много примеров, когда в красивой упаковке франчайзер продавал, например, VR-очки HTC Vive первого поколения, к тому моменту, когда рынок уже уверенно захватывали более мощные и при этом менее дорогие варианты.

Необязательно разбираться сразу во всем, но какой-то независимый эксперт под рукой у вас должен быть.

Таблица 2. Покупать или не нужно

Нет

Да

Кто «ни бум-бум» в технике, и кому при этом даже не с кем посоветоваться или лень разбираться в вопросе.

Кто мало-мальски понимает в новинках VR-индустрии или хотя бы может спросить совета у доверенного лица, эксперта.

Тем, кто надеется выгодно вложить деньги «на перспективу», а дальше «отпустить ситуацию»

По отношению к виртуальной реальности есть как очень много скептицизма, так и энтузиазма – порой избыточного, что в одну, что в другую сторону. При этом представители каждой из точек зрения интересуются VR-франшизами. Одни – потому что думают, что направление это очень высокорисковое, хоть и перспективное, а другие – так как считают его высокоперспективным, но и рисковым.

Оба подумывают вложиться во франшизу, набрать сотрудников (а что, технологии-то уже готовы), а потом ничего не делать, потому что «у меня еще три бизнеса, семья, и вообще, я что зря, франшизу покупал?».

Это что, тут еще и разбираться надо?

Это что, тут еще и разбираться надо?

Я не рекомендую покупать франшизу как способ инвестирования в принципе, а когда она касается виртуальной реальности – особенно.

Если не хотите заниматься этим делом на полную мощность, не планируете погрузиться в VR-индустрию и следить за новинками, ее развитием, то смысла в покупке франшизы как в методе инвестирования нет. Тогда уж лучше вкладывать в недвижимость, ценные бумаги и другие, более традиционные активы. Франшиза – это в первую очередь бизнес, а он требует от владельца всё-таки какой-то отдачи. При этом дело, которое только-только развивается и к которому только привыкают люди, потребует отдачи значительно большей, поэтому нанять сотрудников, взять рекламные шаблоны у франчайзера и почивать на лаврах, ожидая, пока ваш счет начнет пополняться круглыми суммами, – затея, по меньшей мере, сомнительная.

Или, наоборот, человек очень сильно увлечен виртуальной реальностью, но не может взглянуть поверх VR-очков, вынырнуть из этого мира и докричаться до других людей – читай, потенциальных клиентов, что вот посмотри, как это круто. Он прекрасно разбирается в самой технологии, горит продвижением VR в массы, но не понимает, как это сделать. В таком случае франшиза может задать необходимый вектор развития вашего дела.

Таблица 3. Кому покупать

Нет

Да

Кто рассчитывает использовать ее как средство инвестирования с минимальным приложением сил.

Кто планирует построить из этого полноценный бизнес и готов работать для этого.

Тем, у кого нет опыта своего бизнеса, особенно в индустрии развлечений (в широком смысле)

Вот недаром McDonald's, одна из самых крупных франчайзинговых сетей в мире, требует от своих потенциальных франчайзи минимум опыта 10 лет работы как раз в ресторанном бизнесе. Казалось бы, у них одна из лучших франшиз в мире, методички все есть, даже школа своя создана, в которой будь любезен год отучиться – в чем проблема научить франчайзи «просто делать как в McDonald's»?

Этот суровый отбор необходим, чтобы у людей было представление о том, как работает индустрия в принципе, прежде чем они переходили под эгиду McDonald's.

Так как ВР – новое направление, франчайзи с опытом работы в индустрии 10 лет попросту не найти, но желательно обладать хотя бы минимальным опытом ведения бизнеса – оптимально, конечно, в смежной тематике:

Пора выводить предыдущий бизнес на новый уровень

Пора выводить предыдущий бизнес на новый уровень

  1. VR для взрослых – здорово, если у вас был опыт работы в секс-шопе или секс-индустрии в принципе.
  2. VR-квесты – неплохо бы понимать, как делают офлайн-квесты.
  3. Обычный VR-клуб с ярким оформлением – хорошо, когда есть понимание, как создать выгодное антикафе.
Таблица 4. Кому же подойдет франшиза

Нет

Да

Людям с нулевым опытом ведения бизнеса, и не понимающим, как работает индустрия развлечений.

Людям, имеющим представление о бизнесе, особенно в развлекательной сфере (в широком смысле).

Выводы

Никто не покупает франшизу бургерной, не попробовав самые разные бургеры в различных частях города. Точно так же обстоит и с покупкой франшизы: нужно начать с того, чтобы купить VR-очки с контентом, побыть в этой отрасли, поизучать её и исходя из этого, возможно, создать свой собственный бренд.

Рынок настолько большой, настоящий «голубой океан», что место найдется всем, даже самым безумным идеям. А сэкономленные на паушальном взносе деньги можно будет как раз выгодно инвестировать в маркетинг.

Присоединяйтесь к большому миру виртуальной реальности, но делайте это с умом. И вы увидите, как очень скоро вложенные средства окупятся.