Георгий Саакян
Георгий Саакян
Георгий Саакян – молодой предприниматель из Анапы, который оказывает в городе-курорте клининговые услуги, у него собственная компания. Насколько перспективной представляется такая деятельность в маленьком населенном пункте? Как правильно построить в курортном городке бизнес, который не связан с привлечением туристов?Можно ли зарабатывать на клининговых услугах круглогодично? На эти и другие вопросы Георгий охотно рассказал нашему журналу.

Главные тезисы интервью:

  • Вид деятельности: клининговые услуги в городе Анапа
  • Местонахождение бизнеса: Анапа
  • Род занятий до начала предпринимательства: строитель, наемный работник в клининговой компании, ди-джей
  • Дата начала предпринимательской деятельности: 2009 год
  • Организационно-правовая форма ведения бизнеса: индивидуальный предприниматель
  • Размер первоначальных инвестиций: около 250 тысяч рублей
  • Источник первоначального капитала: заработанные ранее денежные средства
  • Срок окупаемости инвестиций: полгода
  • Формула успеха: три кита —саморазвитие, внедрение новых идей и постоянное совершенствование.

Как все начиналось

Георгий, здравствуйте. Анапа – курортный городок, и большинство людей занято в сфере туристических услуг. А почему вы выбрали такую деятельность? Почему клининговая компания?

Я долгое время планировал заняться собственным делом. В Анапе, конечно, приоритет отдается туристическим услугам. Кто-то берет в аренду гостиницы, кто-то строит отели, гостевые дома, ставит точки по продаже мороженого, гриля, сувениров. Но все эти ниши заняты. Да и на постройку хорошей гостиницы уйдет не менее 10 миллионов рублей.

Я перепробовал многое. Занимался перепродажей различных вещей, в том числе сладостей, кресел-мешков, ножей-кредиток. Параллельно работал на стройке, чтобы был стабильный источник дохода. Затем увидел объявление, что требуется наемный работник в клининговую компанию. Стал работать там. Углубившись в эту деятельность, я понял, что в Анапе ее можно развить, и она будет приносить хороший доход круглогодично.

Долго вы проработали наемным работником?

Нет. Около года. Мы занимались уборкой мелких объектов, часто не было работы. Меня брали только тогда, когда нужна была помощь. Говоря простым языком, шабашка.

В то время это был единственный источник дохода?

Нет, конечно. Я работал на стройке, там было много заказов. Уже тогда сформировалась идея – открыть собственный бизнес, связанный именно с клининговыми услугами.

Итак, вы открыли собственное дело. Что было самым сложным в первый период? Как быстро вы втянулись в собственный бизнес?

Необходимо было перестроиться – это самое сложное. Раньше я был наемным работником. Мне звонили и говорили: «Жора, нужно поехать на такой-то объект». Теперьприходится искать клиентов, работать на себя. Появилась ответственность за результат.

Материал в тему: Как открыть клининговую компанию

Кем были первые клиенты?

Владельцы небольших гостевых домов, те, кто сдавал комнаты для отдыхающих в летний период.

Случались какие-то неприятные инциденты, когда ты начинал жалеть, что ввязался в этот бизнес?

Конечно, инциденты и трудности были. Но я никогда не жалел о том, что открыл именно клининговую компанию. Если вам кажется, что уборка помещения, мойка окон, химчистка ковров, вынос строительного мусора – это просто, то глубоко ошибаетесь.

Приведу несколько примеров. Однажды через месяц после открытия компании мы взяли объект – нужно было помыть окна на балконе, причем очень большом. Окна открывались необычным образом, но это полбеды. У них отсутствовал фиксатор. Приходилось их придерживать как-то и одновременно мыть. В какой-то момент отвлекся, и стекло разбилось. Заплатил штраф. Так как конструкция была габаритной и дорогой, отработал день в убыток.

Еще работали на цементном заводе в Новороссийске. Помещение, которое пропитано цементом, в принципе убирать сложно. Чистили окна и обнаружили, что серое вещество проникло… внутрь. Никаким навороченным спецсредством его нельзя было отмыть! Поразился такому открытию. Пришлось объяснить заказчику, что привести окно в надлежащий вид не представляется возможным.

Рис. 1. Мойка окон – непростое занятие

Рис. 1. Мойка окон – непростое занятие

Подробнее о финансах

Сколько вам понадобилось денег, чтобы открыть бизнес?

Около 250 тысяч рублей. Необходимо было купить оборудование и инвентарь, в том числе ведра, лестницы, пылесосы, химию, склизы и многое другое.

Рис. 2. Инвентарь для мойки окон

Рис. 2. Инвентарь для мойки окон

А где вы нашли деньги?

Сам заработал. Когда загорелся идеей открытия своего предпринимательского дела, работал на стройке до 12-15 часов в день. Я не был дипломированным строителем, поэтому приходилось вкалывать, чтобы доход переваливал за отметку в 50 тысяч рублей в месяц. Во многом себя ограничивал, но была цель, и она стала приоритетной в жизни на тот момент.

Не проще было занять деньги или взять кредит?

Ссуду я вообще не рассматривал! Мне бы потом пришлось вернуть около полумиллиона рублей. Зачем? Занимать деньги не хотелось. У меня была работа, и то, сколько заработаю, целиком зависело только от меня.

Много времени пришлось трудиться, чтобы «отбить» вложения?

Около полугода (примерно два сезона). Поясню. Летом перед курортным сезоном владельцам частных домов, разных гостиниц, отелей, пансионатов необходимо привести номера и комнаты в порядок. Поэтому они пользуются услугами клининговой компании. После курортного сезона необходимо вновь провести уборку жилья после отдыхающих. Поэтому условно календарный год в клининговой компании можно разделить на два сезона: первый – весна (подготовка номеров и комнат к лету), второй – осень.

Материал в тему: Образец бизнес-плана создания клининговой компании

Какой средний чек?

Около пяти тысяч рублей. Если у заказчика крупный объект, то стоимость услуг может доходить до 15-20 тысяч рублей. Но это отдельные случаи.

А что делаете вне сезона?

Клининговые услуги – круглогодичный бизнес. Конечно, в сезон зарабатываю больше. Но уборку помещений, химчистку ковров, мойку окон заказывают в любое время. Много заказов бывает перед праздниками. Например, в школах, пунктах общественного питания. Помню, был большой заказ на уборку зала в учебном заведении перед новогодними праздниками.

Есть дополнительный источник дохода, который вы используете сейчас?

Если говорить о стабильном и хорошем источнике дохода, то он один – собственный бизнес. Свободное время уделяю театру, съемкам в фильмах. Это и увлечение, и возможность заработать денежные средства. В Анапе и районе снимают много телесериалов. Летом 2017 года в город-курорт приезжала съемочная группа сериалов «Русалка» и «Дачники». Получал эпизодические роли.

Съемки в кино, игра в театральных постановках – это хобби или попытка в будущем сменить деятельность?

Интересный вопрос. Театр и кинематограф – это хобби, я обожаю кино. У меня есть собственный канал на Youtube – ТК «Перемотка». Выкладываю короткометражные фильмы собственного производства, обзоры. Если однажды получу хорошую роль и начну карьеру актера, то приоритетным будет эта деятельность! Мой канал пока не приносит дохода, но его бросать не буду.

Специфика привлечения клиентов

В предпринимательском деле первостепенное внимание уделяется поиску клиентов. Какие каналы вы используете, чтобы найти заказчика?

Будете удивлены ответом: подача объявлений в газетах, на различных сайтах, типа avito.ru, работа с постоянными клиентами. Делаю визитки, раздаю их.

Используете классические методы привлечения клиентов. Однако современные предприниматели активно переходят в сегмент интернета. Имеют собственный сайт, странички в социальных сетях, работают с рассылками. Вы используете такие способы?

Поймите, Анапа – маленький курортный город, где достаточно зарекомендовать себя хорошо, и будет работа. Владельцы частного дома или гостиницы обязательно порекомендуют тебя, если работаешь качественно. Насчет собственного сайта. Пробовал привлечь аудиторию через интернет-портал. Но конверсия была низкой. Затраты превышали доходы. Гораздо эффективнее работала реклама avito.ru, или звонили, получив визитку. Не забывайте, что сайту необходимо уделять время, развивать его, привлекать клиентов посредством наполнения контентом. Дополнительные траты на специалиста налицо.

Кризис как угроза бизнесу

В кризисный период работать было сложно? Как изменилось положение дел после введения санкций?

Даже постоянные клиенты стали экономить средства на моих услугах. Если раньше владельцы гостиниц могли позволить себе заказывать дополнительно химчистку ковров или диванов, то теперь ограничиваются уборкой помещения и мытьем окон.

Как насчет продукции? Вы наверняка закупаете иностранные средства?

Иностранные производители химии выпускают более качественную продукцию. Приведу пример. На один литр воды трачу примерно 10 мг импортной продукции, российской – в пять-семь раз больше. Вследствие санкций не мог купитьKiilto ALLTOP – оно исчезло с продажи на российском рынке. Универсальное моющее средство считаю одним из лучших. Сейчас оно стоит намного дороже, чем до 2014 года. Производителю PRO-BRITE, чтобы обойти штрафные санкции, пришлось открывать собственные заводы на территории России. Из отечественных брендов похвалю «МАСТЕРХИМ». Регулярно использую их растворители.

Рис. 3. Моющие средства

Рис. 3. Моющие средства

О планах на будущее

Как оцениваете бизнес на текущий момент? Все устраивает? Нет ли проблем с проверяющими органами?

Все устраивает. Имею стабильный источник дохода, развиваю дело. Все больше заказов из Новороссийска, Крымска и других близлежащих к Анапе городов. Проблем с проверяющими органами нет. У меня упрощенная система налогообложения, все декларации сдаю вовремя.

Кстати, у вас есть сотрудники? Часто употребляется местоимение «мы» вместо «я».

Постоянных сотрудников нет. На объекты выезжаю обычно один. Когда необходимы помощники, прошу кого-то из знакомых помочь. Уже упоминал, что играю в театральных постановках. Когда попадается крупный объект, беру в помощники кого-то из студенток, играющих в спектаклях. Они рады дополнительной возможности заработать.

Как обстоят дела с конкурентами? В небольшом городке наверняка острое противостояние за каждого клиента.

Конкуренты есть, но на отсутствие работы, повторюсь, не жалуюсь. Отмечу, что у каждой из клининговых компаний есть определенная ниша. Один из моих конкурентов специализируется исключительно на работе с корпоративными клиентами. С частниками стараются не работать.

Важная информация: Анализ факторов риска и возможностей открытия клининговой компании

У вас какая ниша?

Приоритетное направление деятельности – химчистка ковров и мойка окон.

Рис. 4. Мойка окон – приоритетное занятие

Рис. 4. Мойка окон – приоритетное занятие

Расскажите, какие планы на будущее?

Купил хорошее оборудование, улучшаю свой инвентарь. Приобрел пылесос для влажной уборки «Клинфикс». Ранее использовал только профессиональное оборудование «Стармикс». Теперь в наличии два пылесоса.

Рис.5. Оборудование «Клинфикс»

Рис.5. Оборудование «Клинфикс»

Впереди новый сезон. Активно занимаюсь поиском новых санаториев и пансионатов. Многие расположены на Пионерском проспекте. Когда езжу мимо объекта, оставляю визитку. К вопросу о привлечении клиентов. Возможно, не самый современный, но эффективный и работающий метод.

Моя задача – перейти с частных клиентов на корпоративных. В будущем планирую работать в банках, крупных офисных учреждениях, активно сотрудничать со строительными компаниями.

Пять советов от Георгия Саакяна

Дайте пять советов начинающим предпринимателям.

Никогда не вкладывайте денежные средства в то, в чем не уверены. Изучите риски, взвести все плюсы и минусы дела. Интересует купля-продажа? Приобретайте товар, попробуйте его продать. Не закупайте большую партию сразу!

Не занимайтесь сетевым маркетингом. По опыту могу сказать, что он помогает в одном случае – сможете научиться нормально вести диалог с потенциальными клиентами. Не более.

Обучайтесь, совершенствуйтесь, читайте книги, развивайтесь, всегда слушайте, что говорят на мастер-классах известные предприниматели. Вам кажется, что художественная литература бесполезна?Неверное суждение. Читая, Вы совершенствуетесь, смотрите на мир шире.

Слушайте своих сотрудников. Не ставьте себя выше них. Они могут дать ценный совет, который пригодится в будущем.

Выполняйте работу качественно, пусть даже клиент не слишком требовательный.