Кинотеатры – это прибыльный бизнес. Их доходы состоят из трех частей: продажи билетов, рекламы перед фильмами и продажи попкорна, прочей еды и напитков. Некоторые собственники, особенно владельцы крупных сетей, устанавливают также игровые автоматы, открывают боулинг, бары и кафе. Все это приносит дополнительные доходы. Доля прибыли от продажи билетов минимальна, т.к. 50% отчисляется дистрибьюторам и 3% Российскому авторскому обществу. Основная доля прибыли приходится на рекламу.

Количество современных кинозалов на территории России продолжает расти, но они размещены в основном в областных центрах и других сравнительно больших городах. В стране, где средняя семья тратит на еду более 50% дохода, основная проблема кинорынка – не конкуренция, а низкая платежеспособность. Да и интернет берет часть аудитории. Последнее время посещаемость кинотеатров снизилась даже в Москве, и, видимо, понижение цен на билеты направлено на привлечение аудитории. Но своего бизнесмены, естественно, не упустят и, если не на билетах, то заработают на другом. Кинотеатры как бизнес продолжают приносить хороший доход.

Справка! Сегодня кинематограф – это значительная часть культурной жизни и даже не верится, что история создания коммерческих залов для показа фильмов начинается только в 1894 году.

Как устроен бизнес

Владельцы залов имеют три основные статьи дохода:

  • продажа билетов;
  • реклама;
  • еда и напитки.

Если вы считаете, что основную долю доходов кинозалов приносит продажа билетов, то ошибаетесь. Согласно данным новостного портала «РИА-новости» и статистического отдела кинокомпании Невафильм «Невафильм Research», кинотеатры отдают 45-50% кассовых сборов дистрибьюторам, которые представляют фильмы на российском рынке и у которых они их арендуют для проката.

Рис. 1. Сведения о кинопрокате на портале «РИА новости»

Рис. 1. Сведения о кинопрокате на портале «РИА новости»

Кроме того, согласно законодательству РФ, все кинотеатры России обязаны перечислять 3% от общей суммы кассовых сборов (до выплаты 50% дистрибьюторам) Российскому авторскому обществу.

Справка! Российское авторское общество – некоммерческая организация, занимающаяся управлением коллективными авторскими правами.

Поэтому доходы непосредственно от показа кино невелики. Гораздо больше приносит реклама и продажа попкорна, прочей еды и напитков. Как сказал экс-президент национальной ассоциации собственников кинотеатров США Джон Фитиан, 46% прибыли приносит именно продажа еды.

Реклама также приносит ощутимые прибыли. Особенно если учитывать, что ее время каждый год увеличивается минимум на 10%. Еще не так давно она занимала не более 10 минут времени перед сеансом, сегодня же это уже все 20 минут.

Бизнес в тему: Как заработать на продаже попкорна.

При грамотном управлении собственники кинотеатров зарабатывают хорошие деньги, устанавливая в центрах вендинговые автоматы, боулинг, игровые центры, открывая детские кафе и бары для взрослых.

Немного статистики

Согласно данным статистической компании «Невафильм Research», кассовые сборы в кинотеатрах России снизились в 2018 году.

Рис. 2. Динамика кассовых сборов по кинотеатрам России на портале «Невафильм Research»

Рис. 2. Динамика кассовых сборов по кинотеатрам России на портале «Невафильм Research»

Рис. 3. Динамика посещаемости кинотеатров России на портале «Невафильм Research»

Рис. 3. Динамика посещаемости кинотеатров России на портале «Невафильм Research»

В 2018 году было собрано 50 299,1 млн руб. с 200,5 млн посетителей. Таким образом, каждый посетитель принес в среднем по стране 251 руб. – такова средняя цена билета в кино.

Еще один статистический факт: количество залов в России – 5 233 в 1 893 кинотеатрах. Из них 10 крупнейших сетей занимают 43,95 рынка.

Таблица 1. Топ-10 кинотеатров по доле на рынке на 01.04.2019

Место

Название

Количество кинотеатров

Количество залов

Доля на рынке, %

1

Объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино»

75

631

12,1

2

Премьер-зал

332

447

8,5

3

Киномакс

36

268

5,1

4

КАРО

29

238

4,5

5

Оптима-кино

49

154

2,9

6

Мираж синема

22

151

2,9

7

Синема стар

26

137

2,6

8

Синема 5

21

117

2,2

9

Монитор

25

99

1,9

10

Кубанькино

50

65

1,2

Источник: «Невафильм Research»

Анализ доходов

Проведем анализ реально доходности самой крупной сети кинотеатров России и, для сравнения, небольшого кинотеатра.

«Синема парк» и «Формула кино»

Бухгалтерская отчетность компании АО «Синема парк» находится в свободном доступе на портале Аудит-ИТ.

Рис. 4. Бухгалтерская отчетность АО «Синема парк» на портале Аудит-ИТ

Рис. 4. Бухгалтерская отчетность АО «Синема парк» на портале Аудит-ИТ

Проведем анализ за последние 3 года.

Таблица 2. Финансовые показатели, млн руб.

Показатель

2015

2016

2017

Выручка

4 921

5 107

6 360

Прибыль от продаж

94

123

497

Источник: Аудит-ИТ

Динамика очевидна. Несмотря на снижение общей посещаемости кинотеатров по стране, выручка и прибыль постоянно увеличиваются.

Рис. 5. Динамика выручки и валовой прибыли АО «Синема парк» по данным бухгалтерской отчетности, тыс руб.

Рис. 5. Динамика выручки и валовой прибыли АО «Синема парк» по данным бухгалтерской отчетности, тыс руб.

Только за 2017 год рост выручки составил 24,5%. В целом с 2015 года рост – 29%. Увеличение прибыли от продаж еще более ощутимо: 304% только за 2017 год и 429% в целом. Такая огромная разница в выручке и прибыли связана с развитием и появлением новых залов в сети, на что требуются постоянные вложения.

Если немного «поиграть» со статистическими данными, то можно рассчитать, какую долю в выручке занимает продажа билетов. Итак, в сети «Cinema парк» и «Формула кино» 631 зал. Среднее количество мест в зале (согласно статистике) – 178. Индекс заполненности – 0,74. В среднем в одном зале ежедневно проводится 3 сеанса. Средняя стоимость одного билета в анализируемой сети– 210 руб.

Исходя из этих данных, посчитаем выручку:

  • количество проданных билетов в один зал с учетом индекса заполненности: 178 * 0,2 = 35 билетов;
  • билеты в 1 зале на все сеансы в течение дня – 35 * 2 = 70 билетов;
  • количество билетов в день во всех залах сети – 70 * 631 = 44 170 билетов;
  • количество билетов за год при условии, что каждый зал в среднем 4 недели в год закрыт на реставрацию или ремонт, т.е. 365 ‒ 28 = 337 дней работы: 44 170 * 337 = 14 885 290 билетов;
  • стоимость всех билетов: 14 885 290 * 210 = 3 125 910 900 руб. = 3 126 млн руб.

Таким образом, продажа билетов приносит около 51% выручки. Конечно, столь существенные суммы дохода связаны с тем, что сеть включает в себя большое количество залов.

Одиночный кинотеатр

Теперь, для сравнения, проанализируем прибыль одиночного кинотеатра «Москва».

Таблица 3. Финансовые показатели кинотеатра «Москва», тыс. руб.

Показатель

2015

2016

2017

Выручка

113 819

154 018

129 029

Прибыль от продаж

5 987

8 414

16 929

Источник: Аудит-ИТ

Из таблицы видно, что прибыль ежегодно увеличивалась, несмотря на некоторое снижение выручки в 2018 году.

Рис. 6. Динамика выручки и валовой прибыли АО «Москва» по данным бухгалтерской отчетности, тыс. руб.

Рис. 6. Динамика выручки и валовой прибыли АО «Москва» по данным бухгалтерской отчетности, тыс. руб.

В целом выручка за три года увеличилась на 13,3%, а прибыль ‒ на 183%. Несмотря на то, что кинотеатр одиночный (не сеть), он не менее прибылен. Если учитывать, что сеть «Синема парк» и «Формула кино» насчитывает 75 кинотеатров, то средняя прибыль с каждого из них составляет 497 млн / 75 = 6 млн 627 тыс. руб. против 16 млн 929 тыс. руб. прибыли «Москвы». Однако если учесть, что у сети залы расположены по всей России, а «Москва» находится в столице, то прибыль будет сопоставима.