История создания каршеринга как бизнеса начинается в 1948 году в Швейцарии. В России он только начинает набирать обороты. Такие крупные компании, как Делимобиль, BelkaCar, Яндекс.Драйв, Rentmee и другие, работают на рынке не более трех лет. Их выручка ежегодно растет стремительными темпами – более чем на 100%, однако чистая прибыль невелика, некоторые из них даже убыточны. Связано это с необходимостью на начальном этапе деятельности расширения парка автомобилей и зоны обслуживания, что влечет за собой большие затраты.

Традиционная услуга по аренде автомобилей в совокупности с инновационными рыночными предложениями спровоцировала появление каршеринга – более дешевой и доступной альтернативы существующему прокату автомобилей, службам такси или общественному транспорту. Это услуга для тех, у кого нет личной машины, кому неудобно передвигаться на троллейбусе или метро, а заказывать такси затратно. Собственники каршеринга продумали услугу до мелочей, поэтому она и пользуется широкой популярностью.

Что такое каршеринг

По сути, каршеринг – это совместная аренда автомобиля. Его можно назвать также почасовой арендой. Компании, занимающиеся данным видом бизнеса, имеют парк автомобилей и предлагают их в аренду всем желающим. Машина предоставляется с полным баком бензина и всеми страховками. Особенностью и безусловным преимуществом является также и то, что авто могут находиться на любых парковках в зоне обслуживания организации, и сдавать их можно, припарковав также на любой парковке.

В дополнение: Подробнее о каршеринге, его перспективах в России.

Чтобы арендовать автомобиль, необходимо сделать несколько простых шагов:

  • зайти на сайт компании, занимающейся данной услугой, или в ее мобильное приложение;
  • зарегистрироваться и приложить сканы документов: паспорт, водительские права и банковская карта;
  • дождаться проверки документов. Это может занять несколько дней;
  • в тот момент, когда требуется машина на короткий срок, необходимо открыть приложение или сайт и выбрать автомобиль, который находится в удобном месте (максимально близко к вашему месторасположению);
    Рис. 1.  Поиск авто при помощи мобильного приложения

    Рис. 1. Поиск авто при помощи мобильного приложения

  • забронировать выбранный автомобиль, указав время, в которое планируется его забрать;
  • использовать автомобиль по назначению.

Через несколько часов надо припарковать машину на любой парковке в зоне обслуживания. Это важно. Еще одним важным моментом является необходимость иметь при себе включенный смартфон или планшет с мобильным интернетом, так как, как только автомобиль будет припаркован, местоположение будет автоматически определено, и с карты спишется стоимость аренды.

Каршеринг в качестве бизнеса

В последние годы каршеринг как бизнес пришел и в Россию. В целом бизнес-процесс заключается в следующем:

  • компания приобретает автомобили, оформляет на них страховки, предусматривающие, что управлять ими может неограниченное количество лиц;
  • разрабатывается приложение, которое даст возможность пользователю быстро найти свободный автомобиль;
  • машины сдаются в аренду, с чего организация получает доход.

Справка! Самая ранняя форма каршеринга – совместное владение автомобилем группой пользователей зарегистрировано в Швейцарии в 1948 году. Это был кооператив «Sefage» ‒ клуб, члены которого разбивались на группы и покупали автомобиль в совместное пользование.

К расходам компании, предоставляющей услуги каршеринга, относятся:

  • покупка бензина или дизельного топлива;
  • полное обслуживание автомобилей;
  • проведение техосмотра;
  • оплата налогов на транспортные средства;
  • обеспечение страхования;
  • оплата парковок.

Все эти расходы ложатся на плечи компании, что и является основным преимуществом каршеринга для пользователей.

Открыть подобный бизнес можно полностью с нуля, самостоятельно, если есть крупный первоначальный капитал. Однако на рынке представлено несколько франшиз, предлагающих открытие бизнеса под маркой уже известного бренда: Lifcar, Cars7.

Рис. 2. Франшиза Cars7

Рис. 2. Франшиза Cars7

По условиям франшизы, ее покупатель предоставляет только автомобили, все остальное дает франшизодатель. Он организовывает оплату страховки и прочих обязательных платежей. Партнер же платит только комиссию с реальных аренд.

В дополнение: Расчет амортизации автомобиля в компании на примерах.

Уровень доходов

В России сегодня работает несколько крупных компаний, предоставляющих услуги каршеринга. Пока их действие распространяется только на крупные города – Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и другие.

К таким компаниям относятся:

  • Делимобиль;
  • Яндекс.Драйв;
  • BelkaCar;
  • YouDrive;
  • Rentmee;
  • МатрёшCar;
  • CAR4YOU.

Рассмотрим доходы некоторых из них.

Делимобиль

Юридическое лицо бренда Делимобиль – ООО «Каршеринг Руссия». Компания основана в 2015 году и обслуживает клиентов в 11 городах: Москва, Екатеринбург, Уфа, Грозный, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону, Краснодар. В момент начала работы ее парк состоял из 100 автомобилей. В 2019 году их уже 6 000. Тариф – 3 руб. за минуту.

Рис. 3. Машина компании «Делимобиль»

Рис. 3. Машина компании «Делимобиль»

Рассмотрим доходы и прибыли компании за 3 года работы. Бухгалтерская отчетность находится в свободном доступе.

Таблица 1. Выручка и чистая прибыль ООО «Каршеринг Руссия»

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Прирост, %

2015

2016

2017

2017/2016

2017/2015

Выручка

7 406

257 209

667 998

160

8 920

Чистая прибыль

- 21 410

1 280

465

4 704

175

Источник: сайт Аудит-ИТ

Из таблицы видно, что выручка компании росла стремительными темпами. Чистая прибыль в первый год работы была отрицательная, т.е. компания несла убытки, что вполне объяснимо, поскольку бизнес новый, малоизвестный гражданам нашей страны. Кроме того, необходимо было покупать автомобили. С расширением бизнеса связана и огромная разница между выручкой и чистой прибылью: за эти три года организация приобрела огромное количество автомобилей, в том числе и в кредит. Поэтому зарабатывать большие деньги владельцам каршеринга в России еще только предстоит.

Рис. 4. Динамика выручки и чистой прибыли «Делимобиль», тыс. руб.

Рис. 4. Динамика выручки и чистой прибыли «Делимобиль», тыс. руб.

В целом динамика очевидна. Доходы компании всего за три года работы увеличились на 8 920%. Это явно говорит о том, что каршеринг в России очень востребован.

BelkaCar

Компания «BelkaCar» также основана в 2015 году тремя молодыми женщинами, решившими на примере Милана, в котором в это время каршеринг активно развивался, воплотить эту идею в Москве. Работает компания в Москве и Сочи.

Рис. 5. Машина компании «BelkaCar»

Рис. 5. Машина компании «BelkaCar»

Отчетность компании также находится в свободном доступе, но только за 2 года, т.к. работа фактически началась только в 2016 году.

Таблица 2. Выручка и чистая прибыль «BelkaCar»

Показатель

Сумма за 2016 г., тыс. руб.

Сумма за 2017 г., тыс. руб.

Прирост, %

Выручка

4 362

452 810

10 280

Чистая прибыль

- 19 211

- 94 404

- 391

Источник: сайт Аудит-ИТ

Очевидно, что ситуация аналогична «Делимобилю». Выручка за год выросла на рекордные 10 280%, однако компания убыточна, поскольку огромные затраты на покупку автомобилей и платежи по кредитам в первые годы работы «съедают» всю выручку.

Рис. 6. Динамика выручки и чистой прибыли «BelkaCar», тыс. руб.

Рис. 6. Динамика выручки и чистой прибыли «BelkaCar», тыс. руб.

Rentmee

Компания Rentmee работает с 1915 года. Зона действия – Москва и Санкт-Петербург. Основной тариф – 6 руб. за минуту.

Рис. 7. Автомобиль компании «Rentmee»

Рис. 7. Автомобиль компании «Rentmee»

Рассмотрим доходы организации. Они не слишком высоки, поскольку она работает только в двух городах России и имеет небольшой парк автомобилей.

Таблица 3. Выручка и чистая прибыль «Rentmee»

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Прирост, %

2015

2016

2017

2017/2016

2017/2015

Выручка

2 641

7 630

9 894

30

275

Чистая прибыль

76

- 431

-8 623

 - 667

1 901

Источник: сайт Аудит-ИТ

Картина говорит сама за себя. Это уже третья компания, которую мы рассматриваем, и ситуация повторяется.

Рис. 8. Динамика выручки и чистой прибыли «Rentmee», тыс. руб.

Рис. 8. Динамика выручки и чистой прибыли «Rentmee», тыс. руб.

Вывод однозначен: каршеринг начал развиваться в России менее пяти лет назад, и развивается он стремительными темпами – выручка компаний растет ежегодно на очень высокий процент. При этом прибыли организации пока не имеют, рентабельность отрицательная, поскольку формирование парка автомобилей и расширение зоны обслуживания требуют высоких расходов, вложения кредитных и собственных средств, уплату процентов банкам. Однако, судя по динамике выручки, бизнес обещает быть очень выгодным.

Смотрите видео о плюсах и минусах каршеринга: