Традиционная услуга по аренде автомобилей в совокупности с инновационными рыночными предложениями спровоцировала появление каршеринга – более дешевой и доступной альтернативы существующему прокату автомобилей, службам такси или общественному транспорту. Это услуга для тех, у кого нет личной машины, кому неудобно передвигаться на троллейбусе или метро, а заказывать такси затратно. Собственники каршеринга продумали услугу до мелочей, поэтому она и пользуется широкой популярностью.
Что такое каршеринг
По сути, каршеринг – это совместная аренда автомобиля. Его можно назвать также почасовой арендой. Компании, занимающиеся данным видом бизнеса, имеют парк автомобилей и предлагают их в аренду всем желающим. Машина предоставляется с полным баком бензина и всеми страховками. Особенностью и безусловным преимуществом является также и то, что авто могут находиться на любых парковках в зоне обслуживания организации, и сдавать их можно, припарковав также на любой парковке.
В дополнение: Подробнее о каршеринге, его перспективах в России.
Чтобы арендовать автомобиль, необходимо сделать несколько простых шагов:
- зайти на сайт компании, занимающейся данной услугой, или в ее мобильное приложение;
- зарегистрироваться и приложить сканы документов: паспорт, водительские права и банковская карта;
- дождаться проверки документов. Это может занять несколько дней;
- в тот момент, когда требуется машина на короткий срок, необходимо открыть приложение или сайт и выбрать автомобиль, который находится в удобном месте (максимально близко к вашему месторасположению);
Рис. 1. Поиск авто при помощи мобильного приложения
- забронировать выбранный автомобиль, указав время, в которое планируется его забрать;
- использовать автомобиль по назначению.
Через несколько часов надо припарковать машину на любой парковке в зоне обслуживания. Это важно. Еще одним важным моментом является необходимость иметь при себе включенный смартфон или планшет с мобильным интернетом, так как, как только автомобиль будет припаркован, местоположение будет автоматически определено, и с карты спишется стоимость аренды.
Каршеринг в качестве бизнеса
В последние годы каршеринг как бизнес пришел и в Россию. В целом бизнес-процесс заключается в следующем:
- компания приобретает автомобили, оформляет на них страховки, предусматривающие, что управлять ими может неограниченное количество лиц;
- разрабатывается приложение, которое даст возможность пользователю быстро найти свободный автомобиль;
- машины сдаются в аренду, с чего организация получает доход.
Справка! Самая ранняя форма каршеринга – совместное владение автомобилем группой пользователей зарегистрировано в Швейцарии в 1948 году. Это был кооператив «Sefage» ‒ клуб, члены которого разбивались на группы и покупали автомобиль в совместное пользование.
К расходам компании, предоставляющей услуги каршеринга, относятся:
- покупка бензина или дизельного топлива;
- полное обслуживание автомобилей;
- проведение техосмотра;
- оплата налогов на транспортные средства;
- обеспечение страхования;
- оплата парковок.
Все эти расходы ложатся на плечи компании, что и является основным преимуществом каршеринга для пользователей.
Открыть подобный бизнес можно полностью с нуля, самостоятельно, если есть крупный первоначальный капитал. Однако на рынке представлено несколько франшиз, предлагающих открытие бизнеса под маркой уже известного бренда: Lifcar, Cars7.
Рис. 2. Франшиза Cars7
По условиям франшизы, ее покупатель предоставляет только автомобили, все остальное дает франшизодатель. Он организовывает оплату страховки и прочих обязательных платежей. Партнер же платит только комиссию с реальных аренд.
В дополнение: Расчет амортизации автомобиля в компании на примерах.
Уровень доходов
В России сегодня работает несколько крупных компаний, предоставляющих услуги каршеринга. Пока их действие распространяется только на крупные города – Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и другие.
К таким компаниям относятся:
- Делимобиль;
- Яндекс.Драйв;
- BelkaCar;
- YouDrive;
- Rentmee;
- МатрёшCar;
- CAR4YOU.
Рассмотрим доходы некоторых из них.
Делимобиль
Юридическое лицо бренда Делимобиль – ООО «Каршеринг Руссия». Компания основана в 2015 году и обслуживает клиентов в 11 городах: Москва, Екатеринбург, Уфа, Грозный, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону, Краснодар. В момент начала работы ее парк состоял из 100 автомобилей. В 2019 году их уже 6 000. Тариф – 3 руб. за минуту.
Рис. 3. Машина компании «Делимобиль»
Рассмотрим доходы и прибыли компании за 3 года работы. Бухгалтерская отчетность находится в свободном доступе.
Показатель | Сумма, тыс. руб. | Прирост, % | |||
---|---|---|---|---|---|
2015 | 2016 | 2017 | 2017/2016 | 2017/2015 | |
Выручка | 7 406 | 257 209 | 667 998 | 160 | 8 920 |
Чистая прибыль | - 21 410 | 1 280 | 465 | 4 704 | 175 |
Источник: сайт Аудит-ИТ
Из таблицы видно, что выручка компании росла стремительными темпами. Чистая прибыль в первый год работы была отрицательная, т.е. компания несла убытки, что вполне объяснимо, поскольку бизнес новый, малоизвестный гражданам нашей страны. Кроме того, необходимо было покупать автомобили. С расширением бизнеса связана и огромная разница между выручкой и чистой прибылью: за эти три года организация приобрела огромное количество автомобилей, в том числе и в кредит. Поэтому зарабатывать большие деньги владельцам каршеринга в России еще только предстоит.
Рис. 4. Динамика выручки и чистой прибыли «Делимобиль», тыс. руб.
В целом динамика очевидна. Доходы компании всего за три года работы увеличились на 8 920%. Это явно говорит о том, что каршеринг в России очень востребован.
BelkaCar
Компания «BelkaCar» также основана в 2015 году тремя молодыми женщинами, решившими на примере Милана, в котором в это время каршеринг активно развивался, воплотить эту идею в Москве. Работает компания в Москве и Сочи.
Рис. 5. Машина компании «BelkaCar»
Отчетность компании также находится в свободном доступе, но только за 2 года, т.к. работа фактически началась только в 2016 году.
Показатель | Сумма за 2016 г., тыс. руб. | Сумма за 2017 г., тыс. руб. | Прирост, % |
---|---|---|---|
Выручка | 4 362 | 452 810 | 10 280 |
Чистая прибыль | - 19 211 | - 94 404 | - 391 |
Источник: сайт Аудит-ИТ
Очевидно, что ситуация аналогична «Делимобилю». Выручка за год выросла на рекордные 10 280%, однако компания убыточна, поскольку огромные затраты на покупку автомобилей и платежи по кредитам в первые годы работы «съедают» всю выручку.
Рис. 6. Динамика выручки и чистой прибыли «BelkaCar», тыс. руб.
Rentmee
Компания Rentmee работает с 1915 года. Зона действия – Москва и Санкт-Петербург. Основной тариф – 6 руб. за минуту.
Рис. 7. Автомобиль компании «Rentmee»
Рассмотрим доходы организации. Они не слишком высоки, поскольку она работает только в двух городах России и имеет небольшой парк автомобилей.
Показатель | Сумма, тыс. руб. | Прирост, % | |||
---|---|---|---|---|---|
2015 | 2016 | 2017 | 2017/2016 | 2017/2015 | |
Выручка | 2 641 | 7 630 | 9 894 | 30 | 275 |
Чистая прибыль | 76 | - 431 | -8 623 | - 667 | 1 901 |
Источник: сайт Аудит-ИТ
Картина говорит сама за себя. Это уже третья компания, которую мы рассматриваем, и ситуация повторяется.
Рис. 8. Динамика выручки и чистой прибыли «Rentmee», тыс. руб.
Вывод однозначен: каршеринг начал развиваться в России менее пяти лет назад, и развивается он стремительными темпами – выручка компаний растет ежегодно на очень высокий процент. При этом прибыли организации пока не имеют, рентабельность отрицательная, поскольку формирование парка автомобилей и расширение зоны обслуживания требуют высоких расходов, вложения кредитных и собственных средств, уплату процентов банкам. Однако, судя по динамике выручки, бизнес обещает быть очень выгодным.
Смотрите видео о плюсах и минусах каршеринга: