Каршеринг – широко распространенный в Европе, США, Японии, Австралии бизнес, который предполагает сдачу авто в аренду на несколько часов через мобильное приложение. В России такие сервисы только начинают свое активное развитие, что предопределяет низкую конкуренцию на рынке. Это бизнес-идея, которая идеально стартует в кризисные годы, предполагает наличие от 10-15 собственных или арендованных авто и от 4 сотрудников на старте. Первоначальные инвестиции составляют от 1,5 млн руб., причем окупятся они за 1-2 года.

Покупка и содержание собственного автомобиля – затратное мероприятие, поездки на общественном транспорте – неудобно и непрестижно, услуги такси – излишне дорогое удовольствие. Существует ли выход из этого замкнутого круга? В последние годы в России начинает набирать популярность каршеринг – вариант краткосрочной аренды автомобилей, который обходится гражданам дешевле услуг такси.

Суть модели бизнеса по краткосрочной аренде авто

Каршеринг (от англ. Car Sharing – делить автомобиль) – относительно новое явление в российском бизнесе, которое состоит в том, что любой желающий может взять в аренду машину на несколько часов и оставить ее в условленном месте, после чего ее смогут использовать иные арендаторы. По какой схеме работает эта хитрая бизнес-модель?

  1. Владелец бизнеса имеет на балансе 10-20 автомобилей, которые размещены на 1-3 стоянках по городу.
  2. Фирма по каршерингу имеет собственное мобильное приложение, в котором зарегистрированные пользователи смогут узнавать информацию о месте расположения авто и резервировать их в онлайн-режиме.
  3. Выбрав автомобиль, клиент использует его в течение определенного времени, после чего оставляет на стоянке.

Важный момент! Доход компаний, предоставляющих услуги каршеринга, складывается из фиксированного взноса за регистрацию в мобильном приложении и платы за время использования машины. При этом чаще всего устанавливается поминутный тариф. Так, в Москве он составляет в среднем порядка 5-20 руб./мин.

Компания по каршерингу должна позаботиться о заправке автомобиля топливом, оформлении страховки (КАСКО, ОСАГО), установки необходимого оборудования (видеорегистратор, GPRS-навигатор и др.), а также обеспечивать регулярное техническое обслуживание.

Рисунок 1. Если в период использования транспортное средство попало в ДТП, то ущерб возмещается за счет клиента. Источник: сайт TopNews

Рисунок 1. Если в период использования транспортное средство попало в ДТП,
то ущерб возмещается за счет клиента.
Источник: сайт TopNews

Важный момент! Начать бизнес можно с покупки 10 недорогих подержанных авто (например, Renault Logan Ravon R2, Hyundai Solaris, KIA Rio),  ориентированных на массовый сегмент потребителей. Из персонала достаточно будет нанять по 2 администратора и 2 охранника на каждую стоянку. При таком раскладе первоначальные затраты составят от 1,5-2 млн руб.

Каршеринг требует адекватных рекламных мероприятий: потенциальных клиентов. Важно, не только побудить к сделке, но и детально разъяснить им преимущества краткосрочной аренды автомобиля.

Справка! Если стоимость каршеринга обходится потребителями ниже цены проезда в такси, то даже в этом случае бизнес окупится в течение 1-2 лет.

Перспективно ли организовывать бизнес на каршеринге в России?

Краткосрочная аренда автомобилей – весьма распространенное явление за рубежом. Активная конкурентная борьба на рынке побуждает владельцев бизнеса предлагать клиентам новые полезные опции: онлайн-калькулятор для определения величины экономии за счет «дележа автомобиля», разные тарифные планы, бонусы аккуратным водителям с большим стажем вождения, карты доступа с определением радиуса дальности и др.

Справка! Схема каршеринга впервые была реализована на практике в Швейцарии в 1948 году. Ныне это явление широко распространено в США, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Дании, Австрии, Сингапуре, Японии, Австралии, Бельгии, Швеции, Канаде, Бразилии, Ирландии, Новой Зеландии. Крупнейшая каршеринговая компания в мире - Car2Go (США), которая обслужила в 2017 году около 1 млн клиентов.

Рисунок 2. Американская компания Car2Go в последние годы переходит на использование электрокаров. Источник: официальный сайт компании Car2Go

Рисунок 2. Американская компания Car2Go в последние годы переходит на использование электрокаров.
Источник: официальный сайт компании Car2Go

Первая российская каршеринговая компания Anytime появилась в 2013 году. В настоящее время она обслуживает порядка 15 000 зарегистрированных в ее приложении клиентов. Однако до сих пор российский рынок характеризуется предложением, которое существенно превышает спрос.

Существуют и иные факторы, которые обуславливают актуальность и перспективность этой бизнес-идеи:

  1. По статистике, одна каршеринговая машина способна заменить 10-15 личных авто и разгрузить дороги, оттого местные власти всегда поддерживают предпринимателей, которые создают подобный бизнес.

    Справка! С 2015 года в Москве плата за парковку каршерингового автомобиля составляет 60 000 руб. в год, в то время как для обычных машин платеж установлен на уровне 250 000 руб. (Постановление Правительства Москвы от 19 августа 2015 г. N 523-ПП)

  2. Конкуренция на рынке каршеринга чрезвычайно мала: в Москве ныне функционирует 6 операторов, в Санкт-Петербурге – 4, а в некоторых городах регионального значения такая услуга и вовсе отсутствует, несмотря на внушительную численность населения.
  3. Каршеринг – бизнес, который переживает активный рост именно в годы кризиса, когда открывать службу такси совершенно невыгодно: в попытке сэкономить люди пытаются в первую очередь сократить затраты на личное авто, а краткосрочная аренда - способ снизить затраты на 200-500 долл. в год. Следовательно, начинать бизнес можно не только со сдачи собственных автомобилей, но и с посреднических операций по предоставлению в аренду машин третьих лиц.

Остается добавить, что для каршеринга характерны иные преимущества, уместные и для иных видов бизнеса: компания, зарегистрированная в форме ООО, может использовать выгоды упрощенных режимов налогообложения, даже с парком в 10-15 машин можно обойтись 4-8 работниками, местные власти могут помочь с выделением участка земли под стоянку и др.

Справка! В настоящее время в Москве проживает более 12 млн человек. По статистике, на такое количество граждан оптимальным будет порядка 2-2,2 тыс. каршеринговых авто. При этом их реальное число приближается к 1,5 тыс., что свидетельствует о значительном потенциале рынка.

Форматы каршерингового бизнеса

Анализ практики краткосрочной аренды авто позволяет выделить три формата работы таких компаний:

  1. B2C (business-to-customer) – фирма закупает автомобили в собственность, после чего предоставляет их в аренду клиентам.
  2. P2P (peer-to-peer) – компания выступает посредником – арендует машины у частных владельцев, а затем сдает их клиентам, выигрывая на разнице в ценах.
  3. NFP (non-profit or co-op) – особая форма каршеринга, когда машины сдаются в аренду не ради прибыли, а в целях продвижения благотворительных программ.

Важный момент! Не следует путать каршеринг с рейдшерингом. Во втором случае клиенты такси ищут попутчиков и разделяют с ними стоимость поездки.

Рисунок 3. Если клиент возвращает машину в исходную точку, то он снял машину на условиях round-trip, если оставляет в любой точке города – one-way. Источник: сайт Wroom

Рисунок 3. Если клиент возвращает машину в исходную точку, то он снял машину на условиях round-trip, если оставляет в любой точке города – one-way.
Источник: сайт Wroom

Каршеринг в России – примеры действующего бизнеса

Anytime – первые авто в краткосрочный наем в Москве

Anytime – первая компания по каршерингу в России, которая была основана в 2013 году. Ныне она предлагает свои услуги на территории Москвы и Московской области, а в течение 2018-2019 годов Anytime планирует охватить своей деятельностью еще 24 региона России.

Основателями уникальной для России бизнес-модели стали Роман Ильканаев, Салим и Сабина Якубовы. Начинать им пришлось непросто: первые 72 автомобиля партнеры взяли в лизинг, в сутки загрузка в среднем составляла 4 часа, а требовалось не менее 6. В итоге 2013 год фирма закончила с убытком в 12,7 млн руб.

Рисунок 4. Практичные автомобили компании Anytime. Источник: официальная страница Anytime ВКонтакте

Рисунок 4. Практичные автомобили компании Anytime.
Источник: официальная страница Anytime ВКонтакте

Первая неудача не смутила предпринимателей, и в 2014 году они запустили иную бизнес-модель, которая позволила им добиться прибыли и сохранить одну из ведущих позиций в отрасли. Ныне Anytime предлагает своим клиентам три тарифа: Classic и Black (для пассажиров) и Cargo (бизнес-направление по перевозке грузов).

Справка! Смена бизнес-модели состояла переходе от формата B2C к формату P2P: если ранее компания сдавала приобретенные в лизинг авто, то ныне она представляет собой платформу, на базе которой в краткосрочную аренду сдается более 150 машин частных лиц.
Источник: РБК

BelkaCar – прокат авто бизнес-класса

BelkaCar – специфическое предложение на рынке краткосрочной аренды автомобилей, которое предусматривает предоставление в наем автомобилей премиум-класса. Она была основана в 2013 году тремя выпускницами Калифорнийского университета BelkaCar – Екатериной Макаровой, Еленой Мурадовой и Лорианой Сардар. Зона охвата услугами компании – Москва и Московская область.

Рисунок 5. Создательницы сервиса BelkaCar – Лориана Сардар, Екатерина Макарова и Елена Мурадова. Источник: сайт Inc.Russia

Рисунок 5. Создательницы сервиса BelkaCar – Лориана Сардар, Екатерина Макарова и Елена Мурадова.
Источник: сайт Inc.Russia

Инициатором идеи о создании каршеринга в Москве стала Лориана Сардар, которая столкнулась с подобным сервисов в Италии. Поскольку в столице уже функционировали похожие фирмы, то предпринимательницы решили остановиться на обслуживании бизнес-класса

Ныне парк BelkaCar включает в себя более 100 автомашин марок Mersedes Benz, Ford Fiesta и др.

YouDrive – умный взгляд на владение авто

YouDrive – московский сервис каршеринга, основанный в Москве в 2015 году Борисом Голиковым, которому удалось достать стартовый капитал только на покупку 10 машин марки Skoda.

Интересный факт! Борис Голиков начал свой бизнес с сервиса по продаже и прослушиванию музыки Fidel.ru, который впоследствии был переименован в Trackflow.com. В 2015 году он продал проект и вырученные средства вложил в каршеринг. Ныне он владеет 33,3% уставного капитала сервиса.

Ныне в парке компании, которая обслуживает рынок Москвы и Московской области, более 500 авто марок Smart и Skoda Rapid, которые планируется довести к концу 2018 года до 1 100 единиц.

Рисунок 6. Борис Голиков и его детище. Источник: РБК

Рисунок 6. Борис Голиков и его детище.
Источник: РБК

Таблица 1. Основные характеристики деятельности каршеринговых компаний Москвы.
Источник: официальные сайты компаний

Наименование

Тариф, руб./ мин.

Парковка, руб./ мин.

Число машин

Anytime

6-10

1,5

150

BelkaCar

8

2,0

100

YouDrive

8

1,5

500

Краткосрочная аренда машин по франшизе

Круг предпринимателей, которые готовы инвестировать средства в каршеринг, создавая фирму с нуля, небольшой. Однако в последние годы в России стали появляться франшизы, которые позволяют сократить риск и развить бизнес под известным брендом.

Одна из них – франшиза краткосрочной аренды машин Lifcar. Ее приобрели уже 16 франчайзи из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Сочи, Новосибирска, Нижнего Новгорода и Краснодара.

Согласно условиям франшизы, франчайзи получает:

  • Автопарк машин марки Lifan X50 в оперативное управление с правом последующего выкупа.
  • Услуги единого колл-центра с круглосуточной поддержкой клиентов.
  • Поддержка в вопросах маркетинга и рекламы.
  • Запуск бизнеса – в течение месяца с момента подписания договора.

Франчайзи пользуется единой мобильной платформой Lifcar, которая оплачивается в сумме 10% от выручки.

Справка! Паушальный взнос зависит от объема пакета франшизы. Базовая стоимость (за перечисленные выше условия) составляет 3 млн руб., а премиальный пакет – 8 млн руб.

В 2018 году планируется также запуск франшиз каршеринга Делимобиль и BelkaCar в регионах РФ.