«Красивый» бизнес – мечта многих бизнесвумен. Кажется, что открыть салон гораздо проще, чем организовать любое другое свое дело. Но здесь, как и в любой индустрии, есть подводные камни. Мы задали Зарине Кодзаевой, соосновательнице бьюти-центра Must Have Lab, 7 главных вопросов об открытии и первых шагах в развитии салона.

Спикер Зарина Кодзаева, врач-стоматолог, преподаватель, сооснователь косметологического бьюти-центра Must Have, внедрила процедуры превентивной медицины в формат салона красоты

Какой формат бьюти-бизнеса лучше выбрать: студия с одной услугой или полноценный салон?

Для старта оптимален формат моностудии с перспективой масштабирования. Студия маникюра или оформления бровей позволяет понять все бизнес-процессы, механизмы, чтобы дальше уже осознанно и с умом расширять диапазон услуг. Для открытия большого салона с косметологией нужна медицинская лицензия, что требует выполнения условий по выбору помещения, соблюдению стандартов. Это создает дополнительные расходы и на этапе инвестиций, и во время работы.

Что нужно сделать в первую очередь, чтобы открыть успешный салон?

Главное – выбрать бренд и концепцию, то есть понять, кто вы, для чего на этом рынке, какую идеологию несете, в чем уникальность проекта, почему клиент должен выбрать вас. Если сложно сформулировать ценности салона, оптимальное решение – приобрести франшизу известного бренда. Вы получите готовую идеологическую концепцию и попадете под «зонтик» популярности этой сети. Скорее всего, вам дадут рекомендации по организации  работы, скидки на закупки расходников, консалтинг и поддержку. Так вы сможете избежать самых распространенных ошибок стартового периода.

Как выбрать место для салона?

Выбор помещения – очень важный шаг. Здесь решение зависит от того, в каком ценовом сегменте вы будете работать: премиум, бизнес, эконом:

Источник: pexels.com @ Daria Shevtsova

Источник: pexels.com @ Daria Shevtsova

  1. Премиум.

    Должен находиться в хорошем районе, элитном жилом комплексе или бизнес-центре высокого уровня, по соседству с магазинами с соответствующей ценовой политикой. Обязательно должна быть парковка – ваша аудитория приезжает в салон на машине.

  2. Бизнес.

    Вы также выбираете соответствующий район и локацию. Но особенно важна красивая, привлекательная входная зона, расположенная в месте с активным, живым пешеходным трафиком. В салон класса бизнес с улицы заходят чаще, чем в премиум. В этом случае привлечение через входную зону – это самый быстрый способ получить клиента.

  3. Эконом.

    Салон расположен в спальном районе, лучше в густо населенном. Нужна удобная входная зона с пандусом для колясок, активный пешеходный трафик, парковка. В случае салона эконом решает удобная транспортная доступность, в Москве обязательна шаговая доступность метро – тогда к вам приедут и из других районов. В жилых массивах конкуренция ниже, чем в центре, поэтому будет легче отстроиться от конкурентов и работать с клиентской базой.

Как построить отношения с персоналом?

Сотрудники – это самый сложный и больной вопрос в бьюти-бизнесе.

Источник: freepik.com/freepik

Источник: freepik.com/freepik

На эту тему можно говорить бесконечно, поэтому предлагаю несколько главных принципов:

  1. Поиск персонала не должен прекращаться никогда, даже если штат сформирован. Постоянный цикл собеседований и подбора сотрудников не даст расслабиться коллективу.
  2. Часто мастера с опытом приходят со своим «уставом» и финансовыми требования. Лучше сразу попрощаться с таким специалистом, а также внимательно просчитать, не будут ли условия убыточными для бизнеса.
  3. Оплата труда в салонах всегда сдельная, мастера получают проценты от оказанных услуг. Нужно грамотно рассчитать оптимальный процент с учетом всех издержек бизнеса. Идеально – перевести сотрудников на систему KPI.
  4. Зарплату выдавайте 2 раза в месяц по конкретным дням. Часто мастера просят ежедневные выплаты, но тогда вы будете платить им из своего кармана.
  5. Любой новый сотрудник должен пройти обучение работе на материалах и аппаратах конкретного салона. Вы можете частично компенсировать стоимость учебы, но ни в коем случае не покрывать все расходы.

Лично я против работы мастера на своих материалах: так собственник лишается возможности контролировать качество услуг и поддерживать соответствующий уровень салона. 

Как привлечь первых клиентов?

Рекомендую совершить несколько действий:

  1. Сначала люди будут приходить в основном с улицы, поэтому уделите внимание входной зоне. За две недели до открытия можно повесить баннер с анонсом начала работы, услуг и цен. В первые дни ярко украсьте вход в салон, особенно хорошо это работает в бизнес-центрах и спальных районах – людям любопытно, что нового появилось на их привычном маршруте.
  2. За месяц до старта вы должны уже понимать, как будете вести социальные сети. Запустите аккаунты, чтобы начать собирать свою аудиторию, анонсируйте услуги, цены.
  3. Разместите информацию о салоне на Яндекс и Гугл-картах, в системе 2Гис, на агрегаторах типа Zoon. Сейчас люди всё ищут в интернете, и качественно заполненная карточка организации на карте, обязательно с положительными мнениями, может привести хороший трафик. Также рекомендую не игнорировать сайты с отзывами.

Отдельная задача для собственника – продумать систему возврата первичных клиентов. Скорее всего, это будет предложение на второй визит или включение в систему лояльности с накоплениями, бонусами.

Часто на старте клиентов привлекают очень низкими ценами или акциями. Хороший ли это способ?

Я, как собственник бизнеса, против больших скидок на услуги, и на это есть две причины:

Фото: @musthavelab

Фото: @musthavelab

  1. Демпинг ломает рынок, «портит» клиентов, с которыми все мы работаем. Потребитель отвыкает платить полную цену и все время ищет льготы. Оптимальная велком-скидка – 20%. Ее можно подать как снижение стоимости или фиксированную цену на первый визит.
  2. Часто собственники делают скидки и акции, не просчитав себестоимость услуг, и в результате работают в убыток. Скорее всего, при учете всех издержек на каждую услугу вы поймете, что не можете себе позволить такой ход. Хотя иногда, конечно, мы вынуждены делать вау-предложения ниже себестоимости, чтобы привлечь дополнительных клиентов из других каналов или ввести новую, непонятную для аудитории услугу.

Чем еще может зарабатывать салон, кроме процедур?

Сам по себе такой бизнес считается низкорентабельным, поэтому для повышения оборотов, среднего чека и выручки мы можем двигаться в нескольких направлениях:

  1. Активно работать в зоне продаж, предлагать клиентам товары для ухода: косметику, аксессуары. Чаще всего салоны торгуют теми же профессиональными средствами, которыми пользуются мастера, – клиента проще убедить в необходимости их покупки, когда он уже увидел продукт в действии. Но здесь придется потратиться на обучение техникам прямых продаж  администраторов и мастеров.
    Фото: @musthavelab

    Фото: @musthavelab

  2. Создать онлайн-магазин и торговать продукцией в интернете с доставкой, расширяя таким способом свою аудиторию.
  3. Открыть на базе салона образовательный проект: постоянную школу, регулярные курсы, разовое обучение или вести консалтинг. Это прекрасный способ повысить свою выручку и диверсифицировать бизнес.