Деятельность по созданию клубов, где участники могут заключать пари и делать ставки в пользу того или иного исхода спортивного матча (другого события) в нашей стране относится к игорному бизнесу. Для профессиональных организаторов важно, что она не ограничена рамками особых зон. Однако чтобы начать дело требуются солидные вложения. Франшиза букмекерской конторы рассматривается, как доступный способ влиться в легальный игровой бизнес.
В чем его суть? Клуб заключает пари с игроками от своего имени, а тотализатор организует место и условия для заключения сделок между двумя или несколькими участниками. По закону — это разные виды деятельности, на каждый требуется отдельная лицензия. Букмекерская контора (БК) — это юридическое лицо, организатор азартных игр. К последним российское законодательство относит и пари (беттинг) — рисковую сделку, исход которой не определен, и зависит от события, которое может наступить, а может не наступить. Условие участия в игре: внесение денежной ставки на условиях букмекера. Чтобы понять, как работает система, рассмотрим:
- законы и нормативные акты, регулирующие организацию игровых пари;
- особенности беттингового рынка России и перспективы его развития;
- обзор 3-х франшизных предложений по созданию пункта приема ставок.
Законные основания деятельности
Организация азартных игр в России регулируется следующими основными документами:
- глава 3 закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности … азартных игр», 29.12.2006 года;
- главы: 29 Налогового кодекса; 1062, 1063 — Гражданского кодекса;
- «Положение о лицензировании по организации … в букмекерских конторах и тотализаторах», Пост. Прав., 26.12.2011 года.
Букмекерская контора как бизнес, несомненно, отличается интеллектуальной составляющей. Чтобы дело было доходным, предприниматель должен решить две задачи. Первая — вычислить вероятность наступления события, на которое делаются ставки: исход матча, счет в игре. Для чего используется база исторических данных, экспертные оценки, собственные алгоритмы. Своего рода «ноу-хау» имеется у каждого профессионального игрока, и держится в строжайшем секрете.
Вторая — рассчитать теоретическую прибыльность с учетом того, что сделка является условной, рисковой, зависит от прогнозируемого события. При этом также используются методы статистики и теории вероятностей, на основании которых разрабатываются условия договора. Они обеспечивают преимущество организатора, формируя маржу.
Условия ведения бизнеса:
- Деятельность разрешается при наличии лицензии, которую выдает ФНС России при соблюдении всех требований закона.
- Уставный капитал формируется только за счет денежных средств, минимальная сумма — 100 млн. рублей.
- Чистые активы должны сохраняться в размере не меньше 1 млрд. рублей на протяжении всего периода существования юридического лица.
- Банковская гарантия в 500 млн. рублей на весь период действия лицензии (то есть бессрочная!).
- Обязательное членство в саморегулируемой организации букмекеров и тотализаторов — раздельно в отношении каждого вида деятельности.
- Взносы каждого участника в компенсационный фонд СРО не меньше 30 млн. рублей, их количество — не меньше 10 организаций в объединении.
Ограничение деятельности:
- Заведения, клубы, ППС (пункты) могут быть расположены только в изолированных частях зданий, за исключением жилых домов, детских, медицинских учреждений, вокзалов, аэропортов.
- Вне игорных зон запрещается организовывать мероприятия с использованием игровых столов и автоматов, сетей передачи данных, включая Интернет.
- Прием наличных денег от игроков производится через кассы заведения с применением ККТ, в том числе в точках приема ставок (терминалы).
- Перевод ставок в он-лайн (включая электронные деньги) допускается исключительно через центры учета переводов, учрежденные СРО (ЦУПИС).
- Выплата выигрыша по интерактивным ставкам производится путем перечисления денег игроку на счет, открытый в центре учета, по поручению букмекерской конторы.
За организацию деятельности без лицензии, с нарушением требований предусмотрена административная ответственность (ст.14.11.КоАП), за незаконный игорный бизнес — уголовная: до 6 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. рублей (ч.1, ст.171.2 УК).
Анализ игрового рынка пари и ставок
Согласно реестрам ФНС на декабрь 2015 года в России легально вели деятельность 29 букмекеров (рис.1). Они объединены в две СРО: «Первая СРО букмекеров» (президент Олег Журавский, БК «Лига ставок»). Вторая — «Ассоциация букмекерских контор» (председатель Николай Оганезов, ООО «Фортуна»). «Первой» принадлежит 68,6% рынка, и 31,4% — «Ассоциации». Со слов Президента компании First Gaming Леонида Обозного суммарный денежный объем этого рынка достигает $1,5 млрд. в год.
Рисунок 1. Раздел рынка между основными игроками в России на начало 2016 года. По данным ФНС.
Общее количество наземных ППС на январь 2016 составило 6040 единиц (рис.2). С большим отрывом лидирует БК «Фонбет» — у них действует 1024 пункта.
Рисунок 2. Динамика открытия пунктов приема ставок в России. По данным исследования First Gaming (RUB90.)
Картина по букмекерским сайтам отражена на рисунке.3. За последние годы их посещаемость резко снизилась, официальный доступ к ним заблокирован, хотя и используются альтернативные доменные имена. Кроме того, это связывают с переходом аудитории на мобильные приложения, которые активно разрабатываются и предлагаются для всех платформ. По прогнозам экспертов в 2016 году в беттинге ожидается снижение оффлайн доходов и значительный рост онлайн-рынка, в частности мобильного гемблинга.
Рисунок 3. Количество посещений сайтов БК на декабрь 2015 года в тыс. чел. Аналитика First Gaming.
Большая законодательная «интрига» в игорном бизнесе началась в 2014 году. Государство предприняло попытку легализовать подпольный Интернет-рынок, приближающийся по обороту к «наземному». Букмекерским конторам разрешили работать через специальные кредитные организации — центры переводов. Учреждать их могут саморегулируемые организации. «Взамен» российские власти собираются увеличить налоги с организаторов, принимающих он-лайн ставки, сразу в 10 раз с января 2017 года. Судя по тому, что в феврале 2016 «Первой СРО» был открыт ЦУПИС — грядущее повышение не сильно обеспокоило «игорных королей».
Франшиза как способ начать бизнес
Легко подсчитать, что входной порог в букмекерском деле составляет порядка 1,5 млрд. рублей (чистые активы, уставный капитал, вступление в СРО). Это не считая вложений в программное обеспечение, экспертов, процессинговый центр и так далее. Неподъемная сумма для малого бизнеса. Можно ли и как открыть букмекерскую контору по франшизе БК «Фонбет», «Марафон», «Лига ставок»? Для сравнения приведем краткую характеристику лидеров рынка.
БК «Марафон»
Эта компания — одна из старейшин, работает с 1997 года. До 2006 она держала около 50% букмекерского рынка России, однако в 2009 – у нее возникли проблемы с получением лицензии, и лидерские позиции были утрачены. С 2012-2013 годов бренд постепенно наращивает свое присутствие, и в настоящее время является титульным спонсором футбольного клуба «Fulham». Он популярен среди игроков, экспертное мнение компании уважают. Наземные ППС компании закрыты, активная деятельность ведется в Интернете. Франшиза БК «Марафон» не представлена на официальном сайте, но по некоторым данным компания имеет около 800 партнеров в России и странах СНГ.
БК «Фонбет» («Ф.О.Н.»)
Официальный беттинг-спонсор финала Евролиги ULEB- 2016. Работает на рынке с 1994 года, имеет 2 лицензии, ППС открыты в 54 регионах РФ и странах СНГ. На международной выставке Russian Gaming Week она признана лучшей букмекерской сетью по итогам 2014 года. На Интернет-рынке «ФОН» начал работать раньше всех, в 1998 году. Однако в 2000-х годах уступил позиции БК «Марафон», и в лидеры вышел после 2009 года. Кстати, большая часть наземных ППС была открыта в местах, где раньше базировались точки «Марафона».
БК «Лига ставок»
Относительно молодая, но очень быстро продвигающаяся компания. Как уже упоминалось, в феврале этого года она первой подключились к легальному Интернет-рынку, а значит, располагает достаточной финансовой подушкой и не боится повышения налогов. Кроме того, ей принадлежит почти четверть новых ППС, открытых в России в апреле 2016 года: 44 из 172 заведений. Относительно открытия наземных объектов информация на официальном сайте отсутствует, зато достаточно подробно изложены условия он-лайн программы.
Особенности партнерских отношений с букмекером
Сразу внесем ясность: официальные франчайзинговые предложения названных компаний отсутствуют. Большинство представленных в Интернете данных малодостоверны. При этом, как ведущие, так и менее крупные БК — активно работают с партнерами (рис.4). В силу специфики игорного бизнеса отношения базируются на агентском договоре, а не концессии (франшизе). Каждое предложение обсуждается индивидуально, и заинтересованным лицам нужно обращаться непосредственно к букмекеру. Все они предлагают сходные условия, различия больше связаны с особенностями самой компании и характером сотрудничества. Оно практикуется в двух формах.
1 Партнерские программы через Интернет.
В первом случае большие вложения не требуются, называются цифры до 150 000 рублей. Должны быть обеспечены технические средства: компьютеры, телевизоры, помещение минимальной площади. Основные принципы работы:
- за каждого нового привлеченного игрока компания выплачивает комиссионные от 15 до 35% от дохода;
- предоставляется программное обеспечение, с блоком формирования отчетности и мониторингом прибыли;
- обеспечивается профессиональное консультирование, рекламная, информационная поддержка;
- возможность использования финансовых, спортивных, мобильных ставок, включая центральные события и высокие коэффициенты.
От партнеров требуется строгое исполнение всех условий договора, их деятельность тщательно контролируется.
2 Открытие наземных пунктов приема ставок.
В этом случае используется следующая законная схема. Компания-лицензиат «вписывает» в свою лицензию новый ППС, фактическую деятельность в котором осуществляет партнер. Юридически это означает переоформление лицензии, и оно обходится «франчайзи» в 150 000 – 200 000 рублей. Помещение должно отвечать всем лицензионным требованиям, принадлежать букмекеру, партнер оформляет его в аренду. Далее заключается агентский договор, и предприниматель действует от имени и за счет принципала. Основные преимущества сотрудничества:
- срок создания окупаемого бизнеса составляет 2-3 месяца, в то время как требуется 4-5 лет, чтобы создать его с нуля;
- сумма вложений сокращается в разы: порядок ее при открытии наземного ППС составляет от 500 000 до 1 000 000 рублей;
- обеспечивается доступ к букмекерским продуктам, аналитике, экспертным заключениям, программное обеспечение.
- средняя рентабельность бизнеса оценивается в 8-12%, прибыль формируется за счет высоких оборотов.
Таким образом, основная задача франчайзи букмекера — привлечение новых игроков, а его доход складывается из комиссионных выплат.
Рисунок 4. Список БК, активно продвигающие партнерские предложения. По данным портала «Рейтинг букмекеров».
Резюме
Бизнес на спортивных ставках был и остается высокодоходным. Легализация он-лайн игр выводит его доходность на новый уровень. Понятие купить франшизу букмекерской конторы — на практике означает участие в одной из партнерских программ, и это доступный вариант для малого бизнеса. Сотрудничество возможно в разных формах, а высокая конкуренция среди ведущих БК склоняет их к расширению географии ППС и поиску партнеров.
Комментарии 1
Oткрыть букмекерскую кoнтoру не труднo. Намнoгo труднее управлять этим бизнесoм.
Мнoгo нюансoв есть в каждoй нише бизнеса этo бесспoрнo. Нo этoт требует глубoкoгo пoгружения, малейшее упущение деталей, привoдит к пoтере: клиентoв, денег и скорейшего закрытия клуба!
Пoэтoму, у Вас есть выбoр: oткрывать ППС тoлькo с лицензиатами, рискуя на 70% закрыться, либo oткрывать ППС с прoфи в букмекерскoм бизнесе.