Кабельное телевидение все еще пользуется достаточно большой популярностью. Оно дешевле и надежнее цифрового и спутникового, предлагает существенно большее количество каналов, чем эфирное. Многим людям, особенно пенсионерам, его вполне достаточно. Да, его доля на рынке с каждым годом снижается, но оно все еще приносит миллионные прибыли. Лидером на российском рынке является компания «Ростелеком». В 2018 году ее выручка от кабельного TV составила 15 853 млн руб.

Кабельное телевидение – это способ вещания, при котором сигнал к устройству пользователя (телевизору) поступает по кабелю. Причем всего по одному кабелю передается множество разных сигналов: аудио и видео для телеканалов, аудио для радио, стационарная телефония, доступ в Интернет. Кабельные каналы как бизнес предусматривают не только сбор абонентской платы, но и установку оборудования.

Как устроен бизнес

Доходы в бизнесе телеканалов складываются из двух основных составляющих:

  • абонентская плата – разная, в зависимости от предлагаемого количества телеканалов и дополнительных услуг;
  • установка оборудования – это разовая оплата, которую делает клиент. Ее объем и сумма зависят от того, впервые подключается услуга или нет.

Установка оборудования – услуга разовая и достаточно дорогая при первичном подключении. Если осуществляется просто замена оператора, то новая прокладка кабеля не требуется и подключение стоит намного дешевле. В эту статью доходов входит:

  • прокладка кабеля от абонентской развилки до телевизора открытым (по стене) и закрытым способом (в стене);
  • подключение второго и последующих устройств;
  • настройка телеканалов;
  • установка усилителя;
  • диагностика и ремонт абонентского оборудования;
  • настройка устройства онлайн.

Со всех этих услуг компании, предоставляющие доступ к телевидению, имеют высокий доход.

Справка! Отличие кабельного телевидения от эфирного и прочих заключается в необходимости прокладки кабеля от станции до телевизора абонента, без установки антенн.

Что касается расходов, то они в основном заключаются в закупке высококачественного оборудования и его обслуживании. Покупка плохого оборудования хоть и предусматривает более низкие расходы в начале, зато потом требует дополнительных трат на постоянный ремонт.

Поставщики услуги

На российском рынке кабельного телевидения достаточно высокая конкуренция, особенно сегодня, когда клиенты уже не так охотно подключают именно этот вид вещания, ведь на первое место выходит цифровое и спутниковое телевидение. Среди наиболее известных компаний можно выделить:

  • «Ростелеком» – безусловный лидер российского рынка;
  • «ЭР-Телеком»;
  • «Триколор»;
  • «Билайн»;
  • «Кибер-Телеком»;
  • Seven Sky;
  • АКАДО.

Согласно данным годового отчета компании «Ростелеком», на ее долю приходится 37 % рынка российского платного телевидения. Второе место занимает «Триколор» с 17 %, третье – «ЭР-Телеком» с 11 %. Остальные 32 % рынка принадлежат другим компаниям, среди которых «Билайн» и другие.

Рис. 1. Доля компаний – поставщиков услуг кабельного телевидения на рынке

Рис. 1. Доля компаний – поставщиков услуг кабельного телевидения на рынке

Чтобы более наглядно увидеть, как устроен этот бизнес, рассмотрим в цифрах лидера – «Ростелеком».

Кабельное телевидение от «Ростелеком»

ПАО «Ростелеком» – крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, который присутствует во всех сегментах рынка и охватывает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций. Компания включает в себя следующие сегменты бизнеса:

  • широкополосный доступ в Интернет;
  • платное телевидение: кабельное, спутниковое, цифровое, интерактивное;
  • мобильная телефонная связь;
  • стационарная телефонная связь;
  • дата-центры;
  • информационная безопасность;
  • облачные услуги.
Рис. 2. Логотип «Ростелекома»

Рис. 2. Логотип «Ростелекома»

Немного статистики

«Ростелеком» – это:

  • 13 млн абонентов сети Интернет;
  • 10,2 млн семей, использующих платное телевидение;
  • 5,4 млн пользователей услугой «Интерактивное ТВ»;
  • 1,3 млн абонентов мобильной связи;
  • более 10 млн абонентов Интернета – юридических лиц.

За 3 месяца 2019 года компания имеет следующие результаты:

  • выручка – 78,7 млрд руб.;
  • чистая прибыль – 5,6 млрд руб.

Собственники

Основным владельцем «Ростелекома» является Российская Федерация в лице:

  • Росимущества – 5,04 % акций;
  • «Внешэкономбанка» – 3,96 % акций.

Второй основной собственник ООО «Мобител» (дочерняя компания «Ростелекома») – 12,01 % акций. Все остальные акции принадлежат прочим акционерам, не имеющим крупных пакетов. Акции торгуются на бирже.

Руководство:

Рис. 3. Схема управления «Ростелекомом»

Рис. 3. Схема управления «Ростелекомом»

Финансовые показатели и структура выручки

С ростом цифровых технологий количество желающих подключить кабельное телевидение постоянно уменьшается. Подтверждается это и сведениями из годового отчета «Ростелекома»: «Сегмент кабельного телевидения продолжает удерживать лидирующие позиции на рынке по объему выручки по сравнению с IPTV и со спутниковым ТВ, но его доля постепенно снижается».

Справка! Главное преимущество кабельного телевидения – отсутствие зависимости от погодных условий, спутников, качества работы антенны.

Структура доходов от платного телевидения, согласно данным, опубликованным в официальном отчете на сайте компании, выглядит следующим образом:

  • 46 % – кабельное телевидение;
  • 32 % – цифровое ТВ;
  • 22 % – спутниковое ТВ.

Построим диаграмму.

Рис. 4. Доля выручки кабельного TV

Рис. 4. Доля выручки кабельного TV

Очевидно, что максимальную долю в выручке от платного телевидения составляет именно кабельное TV.

Поскольку все компании, занимающиеся кабельным ТВ, предоставляют и множество других услуг коммуникации, при анализе из общей суммы выручки необходимо будет выделить долю интересующего нас сегмента. Прежде всего рассмотрим финансовые показатели компании в целом.

Таблица 1. Финансовые показатели «Ростелекома», млн руб.

Показатель

2016

2017

2018

Выручка

297 446

305 329

320 239

Чистая прибыль

12 249

14 050

15 012

Источник: официальный сайт «Ростелекома»

Видно, что как выручка, так и прибыль компании увеличиваются с каждым годом. В целом за 3 года рост доходов составил 7,7 %.

В годовом отчете кроме общих сведений указаны также сведения о доходах непосредственно от телевидения. Поскольку мы знаем долю, которую занимает в этой выручке кабельное ТВ, можно рассчитать сумму дохода, приходящуюся на него.

Таблица 2. Расчет выручки от услуг кабельного ТV

Показатель

2016

2017

2018

Выручка телевидения, млн руб.

23 599

27 348

34 464

Доля кабельного TV, %

51

48

46

Выручка кабельного TV, млн руб.

12 035

13 127

15 853

Источник: официальный сайт «Ростелекома»

Несмотря на то, что доля рассматриваемого вида телевидения с каждым годом уменьшается, т.к. люди постепенно переходят на цифровое вещание, выручка все равно увеличивается.

Рис. 5. Динамика выручки и ее доля в общей сумме доходов от телевидения

Рис. 5. Динамика выручки и ее доля в общей сумме доходов от телевидения

Собственники кабельных каналов пока еще не списывают их со счетов. Они продолжают зарабатывать на этом бизнесе огромные деньги, даже несмотря на то, что доля пользователей с каждым годом уменьшается.

Краткая история «Ростелекома»

Официальная дата создания компании – 1993 год. В 1995 году основана подконтрольная государству холдинговая компания «Связьинвест» для управления 85 региональными операторами связи.

В 2002 году образованы семь межрегиональных компаний связи (МРК) через объединение региональных телекоммуникационных операторов. 2011 год ознаменовался завершением первого этапа государственной реформы по объединению активов в области связи: МРК присоединены к «Ростелекому».

В 2013 году был завершен второй этап реорганизации «Ростелекома»: «Связьинвест» и 20 дочерних компаний объединились в «Ростелеком», образовав единое юридическое лицо. В 2014 году создано совместное предприятие для развития мобильного направления на базе «Tele2 Россия».

В 2018 году начата реализация новой стратегии «Ростелекома» до 2022 года, нацеленной на трансформацию в цифрового партнера для населения, бизнеса и государства.