Успешное развитие франчайзинговой сети после кризисного 2008 года заставило многих бизнесменов посмотреть в сторону медицинского бизнеса – особенно их заинтересовала франшиза Инвитро. По состоянию на июнь 2010 года было открыто 200 медицинских офисов «Инвитро», а к декабрю 2015 г. их количество выросло в 4 раза – до 800.

Стремительное расширение франчайзинговой сети в 2010-2012 гг. (увеличение в 2 раза за два года) объясняется, в том числе, и тем, что многие бизнесмены раннее занятые в торговле и туризме пересмотрели свои приоритеты. Оценив свои возможности, многие переключились на медицинский бизнес, посвятив себя развитию сети медкабинетов, работающих под брендом «Инвитро». Причем потенциальные франчайзи совершенно не обязаны иметь медицинское образование.

Франшиза в медбизнесе и ниша Инвитро

По данным исследовательской компании «SC&R group» общий уровень технической оснащенности российских медицинских учреждений составляет всего 58 %. При этом в диагностической сфере медбизнеса преимущественно представлены госучреждения – на их долю приходится 90 %. Это говорит о плачевном состоянии лабораторной диагностики в России.

Потребность населения в проведении лабораторной диагностики красноречиво выражена такими цифрами, что на 100 посещений пациентами медучреждений приходится 120 заказов на проведение лабораторных анализов. Без диагностики невозможно поставить ни один диагноз, поэтому невооруженным глазом заметен огромный спрос на платные лабораторно-диагностические услуги. На долю платных лабораторных исследований в России приходится свыше 70 %.

Рынок платных медуслуг в России является доходным и стабильным. По данным РБК, на 2015 г. объем рынка медицинских услуг составил 600 млрд рублей. Кризис 2015 года не так больно ударил по медицинскому рынку, чем в 2008-2009 гг. – и в 2016 году отмечается динамическое развитие ниши. Наглядно это представлено на следующем графике:

Независимый лабораторно-диагностический центр «Инвитро» начал развивать свою франчайзинговую сеть в 2005 году. Это был такой первый успешный опыт в России и единственный в лабораторной сфере.

На сегодняшний день франшиза Инвитро востребована не только в России, но и странах ближнего зарубежья (Украина, Беларусь, Казахстан). Франчайзинговая сеть включает свыше 800 медофисов и 9 своих собственных лабораторий. За 2014 год выручка компании составила 6,6 млрд рублей, при этом размер чистой прибыли превысил 1 млрд рублей. По данным FranchExpert, эта франшиза входит в десятку самых эффективных в России. А по данным портала «БиБосс», компания «Инвитро» занимает третье место в рейтинге Топ-100 лучших франшиз России.

Компания инвестирует средства не только в рекламу, но и в совершенствование своего бизнеса, закупку нового оборудования и внедрение инновационных технологий. В прейскуранте лабораторной сети свыше тысячи наименований различных исследований.

по данным РБК по состоянию на январь 2016 г.

по данным РБК по состоянию на январь 2016 г.

Рентабельность бизнеса

Кроме всех имеющихся преимуществ работы на франшизе в виде мощной рекламной и информационной поддержки, получения готовых схем работы, помощи и прохождение обучения, большое значение имеет также и уровень рентабельности. При этом отмечаются различные показатели по работе в Москве, МО и в других регионах. Различия зависят от динамики посещаемости медицинских офисов населением. В любом случае цена франшизы Инвитро является не очень высокой для доходного и стабильного вида бизнеса. Это можно понять, изучив информацию, представленную ниже.

Посещаемость в Москве

Посещаемость в Москве

Посещаемость в регионах

Посещаемость в регионах

По данным компании средняя посещаемость одного медофиса, работающего под брендом «Инвитро», составляет 35 чел./день. Размер инвестиций франчайзи зависит от местоположения кабинета, выбранного пакета услуг и количества предоставляемых услуг по франшизе. Так, на 11 месяц работы медицинский офис в Москве будет ежемесячно посещать 934 человека, а в регионах – 634.

Практические расчеты: По данным Инвитро, на открытие медкабинета, совмещенного с приемом гинеколога, в помещении площадью 80 кв. м потребуются инвестиции в размере 1 625 000 рублей. При этом из них пойдет на ремонт 400 000 рублей, на поиск помещения (услуги риэлтора) – 80 000 рублей на аренду помещения за первые 3 месяца – 360 000 рублей, на оплату за юридические услуги – 15 000 рублей, на внесение паушального взноса 250 000 рублей, и фонд оплаты труда составит 220 000 рублей.

В среднем потребуются инвестиции около 2 млн рублей (650 тыс. рублей за Инвитро-Городок), причем именно за франшизу при старте потребуется заплатить от 100-500 тыс. рублей. На обустройство помещения и закупку оборудования потребуется порядка 1 млн рублей. Точную сумму вложений франчайзер сможет озвучить после того, как франчайзи подберет себе помещение под ведение бизнеса.

По состоянию на сентябрь 2015 г. Источник openbusiness.ru

По состоянию на сентябрь 2015 г. Источник openbusiness.ru

Из таблицы и вышеизложенной информации понятно, что определить, сколько стоит франшиза Инвитро, без вводных сведений не получится. На запуск бизнеса от момента зарождения идеи в голове уходит в среднем полгода. Срок окупаемости в среднем составляет 2 года, но на практике бывают случаи, когда в пределах года франчайзи удалось окупить свои затраты.

Данные РБК по состоянию на 2015 г.

Данные РБК по состоянию на 2015 г.

Рентабельность работы франчайзи «Инвитро» может составлять порядка 50 %. Франчайзи получает доход из трех источников:

  • Агентское вознаграждение в размере 35-40 %;
  • Оплата клиента за взятие биоматериала;
  • Предоставление дополнительных медико-диагностических услуг, таких как консультация врача, УЗИ и прочее.

История успеха франчайзинговой сети Инвитро

Появлению лабораторий «Инвитро» предшествовало создание в 1995 году частной компании ТОО «ОМБ». Компания уже при открытии специализировалась на выполнении медицинских анализов. При старте компания выполняла лишь 30 традиционных медисследований. Основателем ТОО «ОМБ» был Александр Островский, который сегодня занимает почетную и глобальную должность Председателя Совета Директоров.

ООО «Независимая лаборатория «Инвитро» (функционирующий сегодня бренд) была зарегистрирована в 1998 году – до этого момента всего за три года компания уже пополнила свой прейскурант услуг и начала использовать Immulite.

Идея создания франчайзинговой сети принадлежит Сергею Амбросову (сегодняшнему гендиректору), который пришел в «Инвитро» в 2003 г. Самая первая франчайзинговая сеть в лабораторной отрасли России появилась в 2005 году – к тому времени компания могла предложить своим клиентам более 200 наименований выполняемых исследований.

Изначально сеть лабораторий планировалось развивать лишь в Москве, но на удивление основателей проекта, появился бешеный спрос на франчайзинг из регионов. Тогда был реализован второй франчайзинговый проект, охватывающий всероссийский рынок.

К 2010 году количество медицинских офисов, работающих под брендом «Инвитро» выросло до 200, к 2012 году в лабораториях проводилось уже свыше 1000 лабораторных исследований. В 2011 году бренд занял 20 % лабораторного рынка Москвы. В 2012 году сеть увеличилась до 400 медофисов, в 2013 – до 500, а отметки 800 удалось достичь в декабре 2015 г. с открытием офиса в Ростове-на-Дону.

Условия франшизы

Франчайзер предлагает франчайзи:

  • Обеспечение расходными материалами для взятия и перевозки биоматерилов;
  • Информационную и рекламную компанию по продвижению бренда;
  • Компенсацию затрат на доставку биоматериалов в лаборатории (будь то авто- или авиатранспорт);
  • Обеспечение информационной, консультационной поддержкой, в т.ч. обучение и помощь с получением лицензии.

От франчайзи требуется:

  • Выполнение договора (срок действия договора коммерческой концессии составляет 3 года);
  • Соблюдение условий франшизы.

Условия франшизы Инвитро включают также жесткие требования по размеру и месторасположению помещения. Так, его площадь не может быть меньше 60 кв. м (в идеале – не меньше 80 кв. м), обязательное наличие санузла и раковины в медофисе, а располагаться он должен на первой линии домов с отдельным входом.

Франчайзер регламентирует, какой должен быть внешний вид сотрудников и обстановка помещений, а также устанавливает единые расценки (изменить цены можно лишь в исключительных случаях, если в региональном городе спрос на услуги значительно превышает предложение). На запуск бизнеса дается 120 дней с момента подписания договора.

Требования ЦГСЭН к помещениям:

Франчайзер жестко следит за выполнением всех требований путем:

  • Проведения проверок, в т.ч. и внеплановых;
  • Изучения отзывов клиентов, в т.ч. и с привлечением тайных покупателей;
  • Видеонаблюдения через веб-камеры на ресепшн.

Франшиза «Инвитро» включает три программы:

  • Инвитро-Стандарт – актуален для франчайзи из городов с населением свыше 50 тыс. человек, желающим заниматься только лабораторным исследованием. Паушальный взнос составляет 700 тыс. руб. для Москвы и 300 000-500 000 руб. для других городов. Размер роялти для всех городов одинаков – 28 тыс. руб./месяц (москвичи начинают оплачивать с 4 месяца работы, в других городах франчайзи начинают платить роялти, начиная с третьего года). Размер агентского вознаграждения для Москвы – 35 %, для других городов – 40 %;
  • Инвитро-Лечу – с этой франшизой в медицинском офисе можно также открыть врачебный кабинет. Паушальный взнос за франшизу «Инвитро» составляет 430 тыс. руб. для Москвы и 200 тыс. руб. для других городов, за франшизу «Я Лечу» - 290 тыс. руб. (Москва) и 375 тыс. руб. (иные города). Размер роялти для всех городов одинаков – 2 % за «Инвитро» и 7 % за «Я Лечу». Размер агентского вознаграждения для Москвы – 35 %, для других городов – 40 %;
  • Городок – для лабораторий в городах с населением порядка 50 тыс. человек и меньше, расположенных в удалении от крупных медцентров. Паушальный взнос –

150 тыс. руб., роялти – 2 % с 25-го месяца работы, размер агентского вознаграждения – 40 %.