Немного о сфере деятельности
Интернет-радиостанция – это вид средств массовой информации, который на текущий момент не подлежит обязательному лицензированию и сертификации. Осуществление трансляции проходит в сети Интернет. Сегодня существует огромное количество интернет-волн, которые основаны на музыкальном нон-стоп вещании и узко делятся по музыкальным стилевым направлениям, например «Радио Дождя», «Love Summer», «Релакс ФМ», «Metal on Air», «Radio Ethnomusic», «RapOnlineRadio» и мн.др. Также интернет-аналог есть практически у всех FM-радиокорпораций – LoveRadio, Русское Радио, Радио Максимум и т.д..
Как правило, если радиостанция только узкотематическая и музыкальная волна, то такой вид деятельности требует только вложений в техническое оснащение и не подразумевает почти никаких регулярных затрат. Исключением может стать незначительная сумма на оплату авторского контента (до 3,5-4 тыс.руб/мес). Заработок у интернет-радиостанций может присутствовать как в виде транслируемой рекламы или ротационных песен (когда исполнитель проплачивает звучание своей композиции), так и отсутствовать вообще.
Как можно на этом заработать при таком уровне конкуренции?
Ключевой момент в организации интернет-радио как средства заработка – его концепция и отличие от всего того, что представлено на рынке. В данной статье мы предлагаем рассматривать узкоконцептуальную волну, ориентированную на 1-2 из нижеперечисленных сегмента:
- географическое место (городское, региональное, радио одного района);
- возрастной предел (молодежное, для людей среднего возраста);
- музыкального направления (не рекомендуется в чистом виде в виду высокой конкуренции именно в этой плоскости);
- хобби и общие интересы (радио для кулинаров, дайверов, байкеров, молодых мам и т.д.)
Именно ориентация на узкую целевую аудиторию (рекомендуется совмещать первый (географический) и последний (хобби) сегменты для построения концепции и идеи) позволит гарантированно привлекать к бизнесу рекламодателей – людей, которые будут платить за рекламу их товаров и услуг для аудитории слушателей. Например, если волна будет для кулинаров одного города, в число потенциальных рекламодателей могут входить продовольственные супермаркеты, магазины, рынки, расположенные в городской черте, а также заведения общественного питания данного города. Косвенным второстепенным пластом потенциальных рекламодателей такой волны с учетом узкой ее специализации, становятся товары для женщин, дома, отдыха.
Отличительные особенности и концепция бизнеса
Основное, что нужно знать при организации интернет-радиостанции – это азы массового привлечения внимания. По сути, надо просто разбираться в том вопросе, которому посвящена идея радио и иметь большой информационный потенциал – тем, чем будет интересно делиться со слушателями. Люди, которые будут непосредственно вести эфир, должны владеть дикторским и ораторским мастерством, а также обладать личной харизмой. В противном случае даже очень интересный контент слушать будет просто невозможно.
Сам бизнес состоит из двух ключевых этапов:
- Создание непрерывного узкоориентированного потока информации с музыкальным сопровождением для привлечения аудитории;
- Продажа эфирного времени в целях размещения рекламы.
Таким образом, чем более интересным будет формат и идея вещания, тем больше сможет заработать такая студия.
Для организации интернет-радио с нуля вовсе не обязательно снимать дополнительное помещение и арендовать дорогостоящую технику. Все можно сделать в одной из комнат обычной квартиры (отдельное помещение позволит избежать посторонних шумов в эфире, что отличает низкосортный продукт).
Второе, на что стоит обратить внимание – это законодательство в сфере регулирования рекламы и СМИ. В частности необходимо согласовывать деятельность с законом РФ «О рекламе», который строго ограничивает процент времени вещания, отведенного под рекламу (не более 20%) и продукт для рекламирования (запрет на рекламу спиртного и табачных изделий).
Что продавать и кому?
Как уже упоминалось выше, потенциальные клиенты – это не радиослушатели, а те предприятия и организации, которым интересен данный потребительский сегмент. Т.е. радиостанция относится к категории В2В (business to business).
Продукт, который предлагается к продаже – эфирное время для рекламы в той или иной форме. Это могут быть:
- прямые рекламные ролики;
- программа или рубрика, написанные под рекламодателя (например, рубрика рецептов «Готовим с «Олейной»);
- спонсорство;
- розыгрыши призов и конкурсы от рекламодателей;
- прямые интервью с представителями компаний-рекламодателей (например, интервью с шеф-поваром одного из городских ресторанов);
- запуск в ротацию песен за определенную оплату для раскрутки исполнителя.
Как можно зарабатывать на этом в дальнейшем, примеры развития:
- а) организация видеопотока из студии с помощью веб-камеры;
- в) создание базы для общения слушателей в реальном режиме времени с помощью чата;
Это возможность слушателям полностью окунуться в эфир, это привлекает внимание, расширяя возможности самого радио, это позволит размещать в студии рекламные плакаты спонсоров и общаться в чате от имени рекламодателя и т.д.
За наиболее распространенную единицу для тарификации принимается секунда эфирного времени. Средняя стоимость ее в интернет-пространстве России составляет в среднем 4,3 рублей. Средняя длинна рекламного ролика – 20 секунд, т.о. получаем 80-85 рублей за 1 рекламный выход (обычно такая цена приемлема для станции с аудиторией не менее 4000 человек).
Где и как продавать?
Наиболее обосновано открытие интернет-радиостанции в городе с населением не менее 300-400 тыс. человек, а лучшее время для запуска – середина осени-начало зимы, когда повышается количество интернет-пользователей и увеличивается период вовлеченности людей.
Для того чтобы в короткие сроки набрать максимальное число слушателей, следует продвигать станцию в социальных сетях, на городских форумах, с помощью таргетированном рекламы. Сразу стоит создать коммерческое предложение для рекламодателей и предлагать участвовать в раскрутке радиостанции с самого начала на условиях взаимного продвижения.
После получения стабильно высоких рейтингов и количества слушателей. Необходимо приступать к активным продажам рекламного времени. При этом целесообразно, чтобы радио выступало информационным партнером всех проводимых в регионе тематических мероприятий (например, открытие ресторана или дегустация вин для кулинарной волны).
Положительные и отрицательные стороны бизнес-проекта
плюсы | минусы |
---|---|
Узкий потребительский сегмент, который привлекает конкретных рекламодателей | Необходимость длительной и серьезной подготовки |
Возможность четко отслеживать количество слушателей (чего не может ФМ радио) | Обязательное наличие разговорных навыков и технической грамотности |
Сравнительно малые входные затраты | Постоянная деятельность, не предусматривающая перерывов и выходных |
Возможность совмещать увлечения с работой | Необходимость в самопродвижении |
Отсутствие серьезного частотного контроля и цензуры |
|
Основные start-up этапы
- Создание и утверждение концепции вещания (темы радиостанции);
- Создание высокотехнологичного интернет-сайта;
- Закупка оборудования и оформление студии;
- Запуск эфира и одновременно – самопродвижения;
- Запуск продаж и выпуск первой оплаченной рекламы.
Технико-экономическое обоснование открытие интернет-радиостанции*
Какое оборудование требуется для реализации идеи?
Для полноценного вывода в интернет-эфир контента вашей радиостанции понадобится специфическое оборудование, которое позволит транслировать выбранную музыку и голосовые выходы ведущих, а также какие-то программы и ролики (в том числе и рекламные) в записи. Также это оборудование даёт возможность живого звучания в прямом эфире музыкальных инструментов.
Наименование | Назначение | Цена, в руб. |
Mackie ProFX12 12-канальный микшер с процессором эффектов | Диджейский микшерный пульт, позволяющий осуществлять руководство эфиром | 12880 руб |
Behringer C1 Studio студийный конденсаторный микрофон, 2 шт | Основной и гостевой микрофоны предназначены для голосового вывода в эфир | 2250*2 руб |
Audio-Technica ATH-M30 студийные наушники, 2 шт | Основные и гостевые наушники позволяют контролировать уровень шумов и громкости во время ведения эфира | 2500*2 руб |
Akai PRO RPM3 настольные контрольные мониторы | Колонки на столе, через которые осуществляется контроль эфира (аналог наушников) | 6140 руб |
DBX 166XSV 2-канальный компрессор/лимитер/экспандер/гейт | Позволяет вручную менять настройки звучания и контролировать шумы в эфире | 7790 руб |
Итого: 36 310 рублей
Сколько нужно средств, чтобы начать бизнес?
- Основные капитальные вложения – это оборудование, которое может быть перепродано с минимальными потерями (до 20% цены): 36 310 рублей
- Дополнительное оборудование (интернет-сайт, компьютер с ширококанальным доступом в интернет, стационарный телефон, коммутация, ПО для вещания (можно обойтись WinAmp или купить специализированный софт Megamix http://www.allradiosoft.ru/soundsoft/megamix.htm): 40 000 рублей;
- Рекламные и организационные расходы: 25 000 рублей.
Итого: 101 310 рублей, где 35,8% – вложения в оборудование и 39,5% - дополнительные расходы, которые можно экономить.
Сколько можно заработать на этом бизнеса?
Итого инвестиции в проект составляют 101 310 рублей.
Ежемесячные расходы на содержание радио, включающие заработную плату трёх специалистов, рекламу, расходы на использование авторского контента и докупку расходников, составит в среднем 80 000 руб.
Оценим возможный ежемесячный доход от радиостанции: В таблице 1 представлен ожидаемый ежемесячный доход в зависимости от роста аудитории слушателей, при условии соответствия по качеству вещания топовым радиостанциям и ценам, рассчитанным по средней цене рекламы на радио (4,3 руб/сек):
Табл. 1
Аудитория, чел/сутки | Стоимость 1 сек рекламы на IP-радио, руб (аудитория IP-радио*ср. цена рекламы на радио/средняя доля аудитории) | Ежемесячный доход | Срок окупаемости, мес |
500 | 0,5×4,3÷3,7=0,58 | 900минут/мес*0,58руб/сек*60сек=31320 | Это период вложений |
1000 | 1×4,3÷3,7=1,16 | 900минут/мес*1,16 руб /сек*60сек=62756 | Это период вложений |
1500 | 1,5×4,3÷3,7=1,74 | 900минут/мес*1,74 руб н/сек*60сек=94135 | 101310/(94135-80000)=7,1 |
2000 | 2×4,3÷3,7=2,32 | 900минут/мес*2,32 руб н/сек*60сек=125280 | 101310/(125280-80000)=2,23 |
2500 | 2,5×4,3÷3,7=2,9 | 900минут/мес*2,9 руб /сек*60сек=156600 | 101310/(156600-80000)=1,3 |
Стоит обратить внимание, что расчеты являются относительными и уместны при заполнении 100% рекламных блоков (900 минут в месяц)
Рассчитаем минимальную цену рекламы на интернет-радио (из расчета 900 рекламных минут в месяц):
Цена рекламы, при которой инвестиции в проект окупятся за 12 месяцев: (первоначальные вложения 101 310+ ежемесячные расходы 80 000*2 (2 месяца без дохода))/12 месяцев+80 000 руб/мес)/максимальная ёмкость рекламных минут900мин/мес/60 сек = 1,88 руб/сек, что соответствует минимальной аудитории в 1500-2000 человек.
Т.е. при цене секунды рекламы в 1,88 руб и аудитории в 1500-2000 человек радиостанция полностью окупится за 12 месяцев. Если аудитория будет меньше, то цена рекламы 1,88 руб будет завышенной и эффективность ее ниже. После набора минимальной аудитории, доход от проекта будет зависеть от эффективности продаж и возможности продать 900 рекламных минут в месяц.
Таким образом, надо понимать, что для успешного развития радиостанции необходимо ее наполнять такой музыкой и информацией, которая привлечёт как можно больше людей. Это позволит пропорционально увеличивать стоимость рекламы (см.табл.1) и, соответственно, повышать доходность бизнеса.