В России с успехом выращивают чай, кофе, экзотические культуры, применяя для этого опыт сельского хозяйства других стран. Тем не менее, до полного удовлетворения потребностей страны в различных сферах говорить пока не приходится.

Традиционно самыми выгодными бизнес-проектами в России считается первичная обработка сырья, торговля, строительство. При этом наша страна прочно связана с имиджем сырьевого гиганта, который самостоятельно не способен не только одеть и обуть своих граждан, но и банально накормить их. И хотя курс на импортозамещение в сельском хозяйстве был объявлен ещё несколько лет назад, мы так и не увидели на прилавках большое количество отечественных нектаринов и ананасов. Что же происходит в отрасли на самом деле? Есть ли примеры успешного импортзамещения?

Потребность России в продукции зарубежных государств в сельском хозяйстве – это больше, чем просто зависимость. Сфера овощеводства использует до 60% импортных семян, в картофелеводстве – до 80%. В зимний период времени 90-95% овощей, потребляемых россиянами, импортируются из-за рубежа.

КФХ «ЖАК»

Регион: Тульская область

Фермерское хозяйство поставляет большое количество продукции: картофель, капуста, свекла. За 11 лет активной работы площадь обрабатываемых земель увеличилась с 40 гектаров до 11.000 га. Предприятие может похвастаться значительным объёмом производства: свыше 90 тысяч тонн картофеля, около 200 тонн мясных продуктов, 6 тысяч тонн молока. Хранилища организации оснащены оборудованием от европейских поставщиков, что позволяет обеспечить высокое качество товаров.

Летом 2015 года компания «засветилась» в новостях, запустив в работу крупнейшую поливочную установку в России. Комплекс орошает около 11% всех земель компании (1.100 га). Также эксперты отмечают высокую урожайность зерновых культур: она превышает средние по области значения в 2-3 раза (80 центнеров с гектара против 32).

Сыроварня «Русский пармезан»

Регион: Московская область

Необычный проект Олега Сироты – бывшего программиста, привлёк немало внимания ещё в самом начале его создания. Молодой мужчина продал недвижимость, автомобили и уехал в деревню, где примерно за год построил цех по производству сыров. Реализации проекта уделили внимание даже такие метры отечественной журналистики, как «Комсомольская правда». Запуск производства О. Сирота приурочил к годовщине «контрсанкций» и решил заработать очки популярности на этом событии.

Говорить о какой-либо прибыли пока рано, так как сыры создаются лишь с 7 августа 2015 года. Однако нельзя не отметить задор и упрямство фермера-программиста: ему потребовалось всего 12 месяцев, чтобы воплотить свою мечту в реальность. О. Сирота собирается предложить российскому рынку не только йогурты, но и пармезан, который будет полностью соответствовать европейскому аналогу. Как отмечает сыровар, для создания производства он использовал сугубо российское оборудование, продукцию и технологии.

В то же время, в некоторых своих публикациях он рассказал, как ездил за опытом в Швейцарию, которая, как известно, присоединилась к санкциям в отношении России. Общий объём инвестиций (личные средства О. Сироты) составил около 12 миллионов рублей. Килограмм готового продукта планируется продавать за 650-700 рублей.

Хотите узнать, как русский сыровар воплощал свою мечту в реальность? Тогда обязательно посмотрите сюжет о его заводе на канале «Россия 24».

ООО «Тепличный комплекс» (Мокшанский)

Регион: Пензенская область

Организация прославилась производством настоящих голландских роз в России. В настоящий момент компания обладает целой сетью теплиц, общая площадь которых составляет 24 га. За минувший год компания вырастила 23 млн. роз, общее количество сортов – более 70 единиц. Таким образом, Пензенская область в значительной степени обеспечена живыми цветами отечественного производства.

Организация была создана задолго до введения санкций примерно 10 лет назад. Чтобы повысить качество продукции и добиться высоких результатов, компания отправляет своих специалистов на стажировку в Голландию, использует в работе современное оборудование. В планах «Мокшанской розы» - освоить выпуск других цветов, которые также смогут украсить праздники покупателей.

Ферма «Страусиный хутор»

Регион: Ленинградская область

Разведение страусов в российских условиях уже давным-давно перестало быть утопией. Крестьянско-фермерское хозяйство В.В. Виговского – яркое тому подтверждение. Ферма выращивает и продаёт различную продукцию: страусиные яйца, мясо птицы, крема, кожа, перья, сувениры. Кроме того, посетителям доступны круглогодичные экскурсии, даже морозной зимой.

О высокой популярности мяса страуса говорит тот факт, что на его приобретение нужна предварительная запись. Стоимость доходит до 1690 рублей за килограмм, в то время как яйцо – около 1.500 рублей за штуку. Кстати, особь птицы возрастом около 1 месяца стоит 6-15 тысяч руб., поэтому создать свою собственную ферму можно при относительно небольшом стартовом капитале. Однако специалисты отмечают высокую капризность страуса и необходимость соблюдать особые условия её выращивания. Впрочем, мясо птицы в России широко востребовано: от вегетарианства наши граждане не страдают.

ОАО «Адлерский чай»

Регион: Краснодарский край

Компания, основанная ещё во времена СССР, производит чай в Адлерском районе. Организация производит собственное сырьё и обрабатывает импортное. Помимо чая, фирма выращивает фундук, хурму, лавр, болгарский перец, баклажаны и другие культуры, за которыми трудно ухаживать даже в условиях жаркого климата.

Несмотря на многолетнюю историю, большое количество направлений деятельности, ОАО «Адлерский чай» не может похвастаться высокой прибылью. Так, за 2014 год убытки составили около 9 миллионов рублей, хотя буквально пару лет назад организация демонстрировала чистый доход. При этом выручка в 2014 г. составила 21,2 млн. рублей (за 2013 г. – 35,6 млн. руб.). В ближайшем будущем планируется довести площадь по выращиванию субтропических культур до 100 га, а также возвести новый тепличный комбинат.

Одно из следствий импортозамещения – резкое снижение импорта в июне 2015 года. Так, покупки мяса и продуктов в 6 месяце снизились на 49,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого, овощей – на 46%, фруктов – на 32,4%, зерна – на 66,5%. Впрочем, эксперты отмечают двоякость данного события: не только снижение импорта, но и сокращение товарно-потребительского рынка.

ООО «Велле»

Регион: Ленинградская область

Компания «Велле» - это, скорее, не импортозамещение в чистом виде, а пример, как западные технологии могут прижиться на русской земле, принеся достойные плоды. Организация занимается производством и продажей продукции на основе овсянки. Так, покупателям доступны десерты, коктейли, готовые к употреблению завтраки, напитки и многое другое. Компания основана в 2004 году, и в настоящий момент достигла высоких показателей финансово-экономической деятельности.

Выручка в 2013 году составила 464,4 млн. рублей (на 56% больше, чем годом ранее), чистая прибыль – 27,1 млн. рублей (прирост – 100%). При этом компания работала всего 9 лет назад с годовой выручкой в 43,8 млн. рублей и убытком в 4 миллиона рублей. Лишь за 2014 год организация выдержала 3 различных проверки и характеризуется высоким уровнем устойчивости.

ООО «Агрофирма «Раздолье»

Регион: Пензенская область

Аграрная компания выбрала такой проект по замещению импорта, как производство клубники. Для ягоды было отведено 1,5 га, а в продажу поступило 4 сорта растения. Их средняя стоимость составила около 160 рублей в июле 2015 года, что значительно дешевле импортных аналогов. При этом покупателям понравились вкусовые качества продукта, которые были оценены по достоинству.

«Агрофирма «Раздолье» представлена на рынке в течение длительного периода времени и обладает впечатляющими финансовыми показателями. К примеру, выручка в 2013 году составила около 10 млн. руб., чистая прибыль – около полумиллиона.

Итак, импортозамещение в сельском хозяйстве – это огромное количество проектов, которые удивляют своей смелостью и разнообразием. Нельзя не отметить, что бизнесмены не в полной мере используют потенциал информационного пространства, а зря: отечественный потребитель обязан знать своих героев.