В числе позиций, подпадающих под запрет – сырой картофель. Его импорт запрещён из различных стран – Франции, Германии, США, Финляндии. Учитывая высокую социальную значимость товара, а также его популярность во всех регионах России, постараемся выяснить, скажутся ли ответные санкции на отечественном продовольственном рынке.

В числе позиций, подпадающих под запрет – сырой картофель. Его импорт запрещён из различных стран – Франции, Германии, США, Финляндии. Учитывая высокую социальную значимость товара, а также его популярность во всех регионах России, постараемся выяснить, скажутся ли ответные санкции на отечественном продовольственном рынке.

1. Спрос на картофель

Согласно статистике Росстата, в 2012 году каждым россиянином в среднем было «съедено» 111 килограммов картофеля: это больше, чем в Азербайджане (73 кг), Армении (44 кг), в Австрии (61 кг) или Франции (53 кг). Наравне с нами ест Польша (111 кг), Казахстан (112 кг), а больше, из ближайших соседей – только Беларусь (186 кг) и Украина (140 кг). Таким образом, продукт является одним из стратегических, наравне с хлебом, молоком и овощами.

Спрос – стабилен, и он имеет тенденцию к сезонному увеличению в осенний период. Поскольку продукт не портится в течение длительного периода времени, многие россияне закупают товар на несколько месяцев вперёд. Проанализировав индекс цен, можно сделать вывод, что волнообразный скачок был лишь в 2010 году (стоимость выросла примерно на 145% по отношению к предыдущему году). Однако это было связано с низкой урожайностью, и уже через 12 месяцев цена значительно снизилась и составила 75,3% к предыдущему году.

Средняя цена за килограмм картофеля в розничной продаже за 10 лет (информация Росстата):

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

9,51

7,89

8,12

9,72

10,94

14,3

16,67

14,03

28,94

14,26

16,07

2. Объём импорта картофеля

Согласно открытым источникам, в 2012 году Россия импортировала около 0,5 млн. тонн картофеля, что является незначительным количеством на фоне собственного производства. Речь идёт именно о пищевом продукте, который после завоза попал на столы (или в чуланы) наших граждан. Поэтому ограничения импорта в данном сегменте могут весьма существенно сказаться на цене: предел её роста оценивается экспертами в 10-15 процентов.

Страна

Доля в экспорте, %

Примерный объём поставок, тысяч тонн

Входит ли в санкционный список?

Египет

16,6

81,3

Нет

Азербайджан

12

58,6

Нет

Нидерланды

10,9

40,4

Да

Китай

10,5

51,5

Нет

Франция

8,6

42

Да

Саудовская Аравия

7,8

38,4

Нет

Республика Беларусь

6,8

34

Нет

Израиль

5,4

26,4

Нет

Германия

5

25

Да

Финляндия

4,5

18,8

Да

Пакистан

4,4

21,2

Нет

Итак, Россия приобретает картофель по всему миру, хотя общий объём импорта на фоне собственного производства остаётся незначительным. Приняв за основу данные 2012 года, которые претерпели незначительные изменения, можно сделать вывод: принимая «антисанкции», Россия ставит под угрозу примерно 30% от числа общей поставки продукции.

В количественно выражении это составляет примерно 150 тысяч тонн картофеля и соответствует потребностям 1-1.5 миллиона человек. К примеру, для покрытия потребности в продукте Чеченской Республики потребуется около 253 тысячи тонн товара, для Дагестана – 265 тысяч, для всего Ставропольского края – около 210 тысяч тонн.

Таким образом, можно сделать вывод, что импорт картофеля в Россию невелик, и его вполне можно покрыть за счёт внутренних ресурсов. Увеличить поставки продовольствия в Россию планирует и Республика Беларусь. Однако, не совсем понятно, за счёт каких резервов это будет сделано (уж не с польских ли полей?). Скорее всего, освободившиеся ниши моментально займёт Китай (за год здесь производится 85,6 млн. тонн продукта), Индия (45 млн. тонн), Бангладеш (9,7 млн. тонн).

3. Ситуация с торговлей картофеля на российском рынке

В настоящий момент Россия находится под серьёзным влиянием патриархальных устоев, сложившихся в царские времена и сохранившиеся в период существования СССР. Тогда было принято выращивать продукцию для собственного употребления, так как многие товарные позиции в магазинах просто отсутствовали. Традиция сажать картошку настолько сильна, что можно говорить о полноценном культурологическом феномене. Это справедливо не только для России, но и для Украины, а также Беларуси, что лишний раз говорит об общности наших народов – несмотря на политику.

Сравнительные сведения о производстве картофеля на основании данных Росстата, тысяч тонн:

1990

2000

2005

2010

2011

2012

Сельскохозяйственные организации

10464

2222

2354

2213

4249

3855

Хозяйства населения

20381

26868

24980

17753

26019

23305

Крестьянские (фермерские) хозяйства

2

375

802

1175

2414

2372

Итак, в 2012 году в России было собрано не менее 29,5 миллиона тонн картофеля. В 2013 году – 30,2 миллиона картофеля, что несколько больше. Получается около 200 килограммов на каждого жителя России, однако необходимо учитывать и целевое использование продукта. Так, он необходим для выпуска крахмала, корма скота, производства пищевых изделий (чипсов, водки и т.д.). Точно подсчитать потребность России достаточно трудно, так как необходимо учитывать массу факторов.

Таким образом, большой потенциал, по сравнению с началом нулевых годов, у сельхоз организаций, а также крестьянских и фермерских хозяйств. И всё же, можно с уверенностью сказать, что производство продукта в основном осуществляется не централизованно, а на частных подворьях, то есть для личного потребления. Об этом говорит и другая официальная статистика, предоставленная Росстатом:

В минувшем году менее 20 процентов произведённого продукта собрано фермерами и крупными организациями, всё остальное – частными лицами. Посевные площади картофеля составляют не более 2,2 миллиона гектаров, в то время как 1995-1996 гг. данный показатель доходил до 3,6 млн. га. За это время значительно улучшились средства производства, появились плодородные сорта, демонстрирующие высокую отдачу. Поэтому сейчас фактор «массовости» не является определяющим для отрасли, так как высокая урожайность позволяет обойтись меньшими площадями.

Где собирают больше всего картофеля?

Если мы говорим об импортозамещении, то стоит подумать о перспективных регионах, где уже умеют работать в этом направлении. Отдельные климатические зоны идеально приспособлены для выращивания картофеля, а развитая инфраструктура позволит вовремя убирать урожай, грамотно хранить его, тем самым минимизируя потери.

Ключевыми поставщиками культуры на российском рынке в 2012 году были следующие федеральные округа:

Позиция

Округ

Валовый сбор, %

1

Центральный

31,5

2

Приволжский

26,1

3

Сибирский

15,2

4

Урал

7,1

Динамика производства картофеля в 2011-2013 гг:

Год

2011

2012

2013

Объём производства, млн.тонн

32,7

29,5

30,2

Примерная структура использования произведённого картофеля:

Использование

Пополнение семенного фонда

Корм птицы и скота

Производство

Потребление

Процент

13%

11%

25%

33%

А где же остальные 18 процентов, спросите Вы? Всё дело в том, что картофель постоянно обновляется, и на конец года непременно остаётся приличный остаток (около трети всего произведённого продукта). Значительная часть этого объёма портится (потери оцениваются в 3-5% каждый год). Улучшить показатель мешает система сельского хозяйства, а также отсутствие развитой инфраструктуры. Впрочем, такие потери никого особо не пугают: они считаются нормой.

4. Поддержка отрасли

Картофелеводство не относится к числу приоритетов в сфере сельского хозяйства для Правительства России. Об этом красноречиво говорит тот факт, что поддержка производителей продукции находится на уровне статистической погрешности: не более 0,1% всех субсидий в 2013 году ушли конкретно на данную отрасль. Поддержка в основном оказывается лишь тем регионам, где дела с производством картофеля и так обстоят неплохо. Между тем, фермерам не хватает не только опыта и хорошего семенного фонда, но и техники, ведь повысить производительность труда можно лишь путём интенсивного использования автоматического оборудования.

5. Использование картофеля в предпринимательской деятельности

Мы привыкли рассматривать данный продукт исключительно в пищевом качестве, однако он нашёл широкое применение и в других целях. Ведь картофель можно использовать даже для создания кондитерских изделий, хотя это и не является приоритетным направлением. Ключевых сегментов – несколько: именно они определяют рынок.

Картофель используется для следующих хозяйственно-предпринимательских целей:

  1. Выращивание для последующей продажи. Бизнес носит сезонный характер и зависит от типа культуры. Картофель различается между собой по скорости вызревания, цвету и другим особенностям. Данный вид предпринимательской деятельности характерен для сельской местности, и многие населённые пункты специализируются именно на выращивании сельскохозяйственной продукции.
  2. Первичная переработка. Собранный картофель моют и упаковывают для дальнейшей розничной продажи через торговые сети. Указанная деятельность осуществляется в основном средними и крупными организациями, которые являются посредниками в производственной цепочке.
  3. Выпуск алкогольных напитков. На основе картофеля создают водку, а спрос на неё в России всегда будет высоким. Из одной тонны исходного материала можно получить до 112 литров спирта, что эквивалентно 280 литрам алкогольного напитка крепостью 40 градусов.
  4. Производство крахмала. Данное сырьё необходимо в пищевой промышленности. Из одной тонны обычного картофеля можно произвести до 170 килограммов крахмала.
  5. Выпуск чипсов. Данный продукт пользуется огромным спросом, особенно если его производят на основе цельного картофеля.
  6. Оптовые поставки. Не секрет, что одним из направлений бизнеса является перепродажа продукта. Крупные компании поставляют картофель в торговые сети различными партиями.
  7. Обновление семенного фонда. Данный вид бизнеса очень специфичен, так как обладает достаточно узкой базой. Производство высокоплодородного картофеля – перспективное направление, однако для занятия им требуются недюжинные познания в этой сфере.

Выращивание овощей прибыльный бизнес. Реальная история.

Резюме: повлияют ли антисанкции на картофельный рынок?

Итак, тщательный анализ демонстрирует, что данный продукт существует сам по себе – на уровне натурального хозяйства. Если 8 из 10 килограммов картофеля создаётся на личном подворье, можно ли как-то повлиять на рынок извне? Цена на указанный продукт сезонна и в большей степени зависит от урожая в стране. Если 2014 год будет плодородным, а есть все основания надеяться на это, серьёзного изменения стоимости сырья произойти не должно.

Но если по итогам уборочной кампании хозяйства соберут менее 30 миллионов тонн картофеля, то это не проблема: импорт из развивающихся стран без труда покроет недостаток, который даже дефицитом назвать не поворачивается язык. Что касается роста цен в розничной сети, то он связан не с объективными факторами, а с субъективным желанием владельцев торговых точек заработать на общем горе – кампании санкций в отношении России.

Интересно? но понимаете, что не потянете всех расходов на создание бизнеса? в разделе Первоначальный капитал вы узнаете разнообразные варианты для получения финансирования на открытие своего дела.