Жить быстро, путешествовать налегке, не платить там, где можно экономить – философия миллионов. Зачем тратиться на чрезмерный комфорт, если не успеваешь насладиться им? Туризм – это впечатления. Так думают все больше путешественников по всему миру, предпочитая дорогим гостиницам более дешевые варианты для ночлега – хостелы.

Хостелом называется недорогая гостиница, в которой сдаются не отдельные номера, а спальное место. Чаще всего, помещением для него становится переоборудованная квартира, предпочтительно на первом этаже. Остановка в таком месте будет стоить в 4-5 раз дешевле, чем в гостинице. За свои деньги клиент получит спальное место в комнате с 4-8 соседями, чистое белье и полотенце, душ, Wi-Fi, фен, утюг, возможность пользоваться общей кухней и гостиной. Некоторые хостелы располагают art-комнатой, отведенной для занятий творчеством (рисование и т.д.)

Неужели популярно?

Зачем, спросите вы, спать в одной комнате с хоть и не большой, но толпой незнакомых людей, когда можно остановиться в обыкновенном отеле? Это дешевле, в разы. Именно ценовая доступность позволила хостелам приобрести тотальную популярность, а тот факт, что львиную долю их посетителей составляют студенты, вносит окончательную ясность. Сегодня в мире около 4,5 – 5 000 хостелов, которые каждый год принимают более 30 миллионов туристов.

Россия, вперед!

Все западное рано или поздно приходит и к нам: система ценностей, слова, хостелы. Такой перспективный и доходный сегмент гостиничного бизнеса, как хостелинг уже много лет активно эксплуатируется в США, Канаде, странах Западной Европы и др. В России он находится если не на зачаточной, то на следующей после нее стадии, имея весьма радужные перспективы развития. В Москве, например, на конец 2014 года, по официальным данным, свою деятельность осуществляло 136 хостелов, в Петербурге – 152. В западноевропейских столицах, для сравнения, количество хостелов колеблется в диапазоне от 270 до 450.

Известно, что в Москве на сегодняшний день гостиничных номеров на 50 000 меньше, чем нужно. Спрос на доступное для проживания жилье в 3 раза превышает предложение, благодаря чему владельцы «недорогих» гостиниц имеют уникальную возможность накручивать цены. Результат – город-герой Москва по дороговизне цен на съем жилья в мире занимает почетное третье место после Сиднея и Нью-Йорка. Отрасли хостелинга в этих условиях эксперты предрекают темпы роста порядка 15-20% в год и рентабельность 30-45%.

Если открыть хостел на 20-30 человек в столице, при стоимости проживания 700 рублей/сутки в сезон может приносить 450-600 тыс. рублей/месяц. В других российских городах показатели на порядок ниже, но тенденция сохраняется. Если ко всему этому добавить такие приятные события как чемпионат мира по футболу в 2018 году, становится очевидно, что число хостелов скоро резонно увеличится не только в столице, но и в других городах.

Как они размножаются?

Несмотря на то, что сегмент хостелинга в России только формируется, его основные представители уже обозначились. Наиболее заметными можно считать Лайк Хостел, NICE hostel, хостел Достоевский и БМ-хостел. Все они развиваются по системе франчайзинга на схожих условиях, имея, однако, некоторые отличия.

Не менее 800 000 рублей предлагает инвестировать в себя БМ-хостел. Это заметно больше того, что просят конкуренты, при этом остальные условия франшизы очевидных отличий не имеют: полная поддержка франчайзи, быстрая окупаемость и средняя ежемесячная прибыль 150 000 руб.

Важным моментом является система управления бизнесом, ее отсутствие и наличие, а также степень автоматизации. Добротно разработанное под конкретную сферу ПО может существенно сэкономить затраты на содержание бизнеса и повысить его рентабельность. Удовольствие это весьма дорогое, поэтому многие не брезгуют выдавать желаемое за действительное, под личиной уникального продукта продавая вполне посредственную систему. Отечественные компании (Лайк Хостел), как правило, работают с программами учета на базе 1с, тогда как европейские (NICE hostel) давно перешли на специализированные ПО с возможностью online-тестирования.

Сеть хостелов Достоевский (она же hdhostel) в отношении будущих франчайзи ведет себя осторожнее всего: окупаемость 6-12 месяцев, первоначальный взнос 100-200 тыс. рублей. Домашний уют, а именно это предлагает своим клиентам Достоевский, компания продает с наценкой – 850 рублей за место, тогда как средняя цена ночлега 700 рублей.

Одной из главных задач при открытии хостела, безусловно, является привлечение клиентов. Отечественные компании для этой цели обычно используют социальные сети и площадки online-бронирования в зоне ru. Зарубежные, работающие на российском рынке, имеют доступ к более широкой аудитории. , например, за счет международного статуса и узнаваемости обеспечивает приток не только внутренних, но и иностранных туристов.

Как говорил один известный персонаж: «А знаете, Киса, мне спектакль нравится. Нет, не всё одинаково хорошо, не всё ровно, но есть главное - стулья целы». Хостелингу, безусловно, предстоит еще долгое развитие в России, но радует уже то, что процесс пошел. Теперь осталось дождаться, чтобы авиабилеты подешевели, туризм должен быть доступным!

Автор: Инна Трунова

Контакты «NICE hostel»