Кирилл Попов и Зуфар Гарипов – предприниматели из Ижевска. За плечами опыт построения двух сетевых бизнесов: кофе-бары Coffee Like и салоны Laser Pro. Осенью ребята запустили новый проект по дизайну интерьеров. Об опыте системного подхода к менеджменту в каждой из трех сфер рассказал Кирилл Попов.
Coffee Like: из рискованной затеи в большой бизнес
Проект начинался как чистой воды авантюра – продажи франшизы стартовали в период, когда к открытию готовилась первая кофейня. Стандартов в компании вообще не было. Но вскоре построили систему управления и контроля. За два года сеть разрослась до федерального масштаба, а выручка составляла десятки миллионов рублей в месяц.
Интересно почитать: история успеха владельца стоковых магазинов.
Я пришел в руководство сети в тот момент, когда владельцы пришли к пониманию, что бизнес надо строить комплексно. Одним из инструментов для выведения фирмы на новый уровень стала система управления SCRUM. Большое внимание уделялось контролю качества и маркетингу: внешний вид кофеен, упаковка продукта, уровень эмпатии сотрудников. Все это оцифровали и контролировали на регулярной основе.
Laser Pro: из элитного сегмента в демократичный
Подобный подход мы применили в следующем проекте – сети салонов эпиляции Laser Pro. Она открылась в 2017 году. На рынке были только студии с ценами премиум-класса. Услуга позиционировалась как элитная, не каждой девушке доступная.
Проанализировав ситуацию, мы определили, что у рынка есть огромный потенциал, если сделать услугу доступнее. Оборудование для лазерной эпиляции стоило свыше 3 млн руб. Мы нашли менее дорогое оборудование (от 500 тыс. руб.), что позволило уменьшить цену: средний чек снизился с 10 тыс. руб. до 2 тыс. руб.
Расширение аудитории дало результат: стартовала продажа франшиз, через год сеть генерировала до 9 млн руб. выручки в месяц.
Фото: Кирилл Попов в салоне эпиляции Laser Pro
Izidizi.com: интерьеры для среднего класса
На рынке есть разрыв между пожеланиями заказчиков и фактическим предложением. Взаимоотношения клиентов и исполнителей устроены хаотично: дизайнер работает в одиночку, а заказчики к нему приходят с помощью «сарафанного радио».
В стартапе izidizi.com над проектом работает команда, сотрудники отвечают за свои задачи. Компания создает функциональный онлайн-сервис с зашитой CRM-системой для взаимодействия с клиентами, маркетплейс для удобства покупки товаров – все заказывают и приобретают в одном месте.
На сегодня сайт у компании простой, мы его буквально запустили «с колес», не затягивая старт проекта, начали поиск первых клиентов. Параллельно идет разработка полноценного сервиса, дополняющего онлайн-маркетинговый комплекс (контекстная реклама, PR через СМИ, продажи с помощью соцсетей).
Когда весь сервис заработает, клиенту предоставится максимум возможностей онлайн. До покупки ознакомиться с портфолио компании, в деталях изучить перечень работ. Стоит пройти тест на определение подходящего стиля интерьера.
После оплаты заказа внутри сайта для клиента открывается полноценный сервис по взаимодействию с компанией, где будут сохраняться проекты, вносимые в них изменения. Здесь заказывают товары, оформляют доставку. Сейчас сервис действует в ограниченном функционале, поэтому основная часть продаж проходит в обычном режиме работы менеджеров – телефонные звонки, прямые коммуникации.
Фото: Кирилл Попов и Зуфар Гарипов – основатели проекта по дизайну интерьеров izidizi.com
От дизайнерского решения к менеджерскому управлению
Дизайнеры привыкли работать самостоятельно или маленькими студиями, где общаются с клиентами, занимаются проектированием. Организовано нескольких четких каналов получения лидов – новшество практикуется на этом рынке только единичными сервисами.
Старший дизайнер-менеджер ведет клиентов, организует взаимодействие команды. Также есть проектировщик, создающий планировку и чертежи, визуализатор делает макеты в 3Д, комплектатор для подготовки сметы на материалы и шопинг-листа на мебель.
Материал в тему: как блогер открывал франчайзинговый магазин.
Важный момент – фиксированная цена и время, отведенное на разработку проекта. Одна из неприятных особенностей взаимодействий с дизайнерами состоит в том, что они ‒ люди творческие, иногда затягивают сдачу проекта. Так, сроки ремонта могут сдвигаться бесконечно. Клиентам приходится мириться с этим моментом, как с неизбежным злом. Мы показываем, как организовать работу, выдерживая сроки.
Фиксированная цена – тоже новшество для рынка интерьеров. Дизайн комнаты стоит 9 000 руб., однокомнатной квартиры – 29 000 руб. Выполнение за 20 дней. Если сорвем срок – вернем деньги.
Резюмируя сказанное, обозначим следующие этапы изменения в нише бизнеса благодаря системному подходу:
- Определяем, что нового мы можем принести клиенту (лазерная эпиляция эконом-сегмента, интерьерный дизайн с фиксированной ценой и сроком).
- Скрупулезно раскладываем продукт на составляющие, отстраиваем для максимума пользы клиенту (внешний вид, отношение сотрудников, эмоции, вкус, ощущения).
- Параметры оцифровываем и регулярно контролируем.
- Внедряем систему контроля качества и обратной связи
- Постоянно вносим изменения в продукт и сервис в соответствии с анализом всех метрик.