Заведений общепита много, но не все они подходят для посещения с детьми. Сегодня особенно востребованы те, в которых ребенок может не только вкусно и безопасно покушать, но и отметить свой День рождения, поиграть с аниматорами, поучаствовать в тематической детской вечеринке и т.д. Чтобы успешно конкурировать с сетями фаст-фуда, нужно учесть их преимущества и недостатки, а также проанализировать положительный опыт предпринимателей, реализовавших проекты детских кафе «с нуля».

Законодательство не подразделяет предприятия общепита на «детские» и «для взрослых», однако нюансы есть, и в них необходимо разобраться тем, кто ищет ответ на вопрос, как открыть детское кафе с нуля.

Прогнозы и перспективы

Насколько перспективна идея создания кафе для детей, которое довольно затратно по вложениям, но далеко не сразу начинает приносить прибыль?

Емкость рынка можно представить по статистике рождаемости (см. Рис.1) Как видно из графика, меры, предпринимаемые правительством по выравниванию демографической ситуации, приносят положительный эффект, несмотря на экономический кризис. К 2025 году ожидается приближение уровня рождаемости к показателям середины 80-х, когда наблюдался ее всплеск. Это означает, что в ближайшее время все направления бизнеса, связанные с материнством и детством, будут востребованы обществом.

Рис. 1. Прогноз рождаемости в России до 2025 г.

Рис. 1. Прогноз рождаемости в России до 2025 г.

Так, рынок товаров для детей с 2009 по 2012 гг. вырос на 32 млрд долларов, то есть в трудные времена родители предпочитают экономить на собственных нуждах, но не на детях. Кстати, большинство посетителей заведений общепита, согласно маркетинговым исследованиям, также люди с детьми (см. Рис.2)

Рис.2. Статистика посещения ресторанов сети «Тануки»

Рис.2. Статистика посещения ресторанов сети «Тануки»

В крупных населенных пунктах все большую популярность приобретают семейные кондитерские, столовые, предприятия быстрого питания, оборудованные детскими стульчиками и предлагающие специальное меню для юных посетителей, а также ориентированные только на детей. Например, в Нижегородской области активно продвигают свои услуги 83 таких предприятия. Большинство из них открыты по франшизе: суши-бары «Якитория» и «Сушимин», кафе «Нью-Йорк» и т.д.

Фаст-фуд или «правильное питание»?

Согласно социологическим исследованиям, на рынке общепита в России в 2015 году преобладал спрос на услуги ресторанов быстрого питания (см. Рис. 3).

Рис. 3. Структура общепита в России (2015 г.)

Рис. 3. Структура общепита в России (2015 г.)

Зная об этом, многие инвесторы избегают вложений в детское кафе как бизнес, опасаясь конкуренции с такими «монстрами» как МакДональдс, «Шоколадница», «Ростикс», «Баскин Роббинс» и другими, предлагающими фирменный ассортимент блюд и услуг.

Крупнейший исследовательский холдинг Ромир в 2012 году выявил ТОП-10 факторов привлекательности заведений быстрого питания, популярных у родителей с детьми, и лидеров рынка по этим показателям (см. Таблицу 1)

Таблица 1. Факторы привлекательности общепита в России*

Фактор

Лидер

Соотношение цены и качества

«Крошка Картошка»

Качество еды

«Иль Патио»

Вежливый и приветливый персонал

«Планета Суши»

Доступность цен

«Крошка Картошка»

Качество напитков

«Иль Патио», «Шоколадница», «Кофе Хаус»

Ассортимент блюд

«Шоколадница», «Иль Патио», «Планета Суши»

Скорость обслуживания

«Крошка Картошка» и «Баскин Роббинс»

Общая атмосфера

«Планета Суши»

Знание официантами блюд меню

«Планета Суши», «Шоколадница»

Удобный интерьер

«Планета Суши»

*исследование проводилось в городах 8 федеральных округов с населением от 100 тыс. человек. Выборка – 1 000 чел. в возрасте от 16 до 50 лет.

Примечательно, что фактор наличия меню для детей не вошел в десятку самых значимых, хотя возглавляющий рейтинг посещаемости МакДональдс делает ставку именно на маленьких посетителей и успешно занимается не только питанием, но и продажей игрушек в наборах «Хэппи Мил».

Факторы успеха сетей фаст-фуда нужно учитывать тем, кто планирует открыть собственное семейное кафе. Однако в последнее время общество все больше склоняется к здоровой естественной пище:

«Принцип меньше — лучше в последнее время встречается в организациях общественного питания — поесть просто и быстро. Это более короткое меню, уменьшенные порции, возможность варьировать их величину, изменять меню с учетом личных предпочтений, что позволяет сделать акцент на уникальность блюд».
(Ахмадеева О. А., Идрисова А. И. Тенденции развития рынка общественного питания в России // Молодой ученый. — 2016. — №8)

Таким образом, можно начать бизнес, используя готовые модели (по франшизе), или основать собственный бренд на принципах естественного детского питания.

Требования к кафе для детей

Не все предприниматели точно знают, что нужно, чтобы открыть детское кафе, большинство сомнений связано с требованиями контролирующих органов: нет ли в этом особой специфики?

Нет, отвечают юристы. Независимо от возрастной аудитории заведения общепита, требования четко регламентированы, так как в любом случае вашими клиентами будут взрослые люди – родители, несущие ответственность за детей. Вы же, в свою очередь, ответственны перед ними за качество пищи и предоставление услуг.

Вот нормативные акты, которыми вы будете руководствоваться:

  1. Закон о защите прав потребителей
  2. Постановление Правительства № 1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» (от 15.08.1997 г.)
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 31 «О введении в действие санитарных правил» (от 08.11.2001 г.)
  4. Постановление Правительства № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (от 16.07.2009 г.)

Важно! Данный перечень документов отражает требования Роспотребнадзора и иных инстанций к кафе, в котором не предполагается «взрослого» ассортимента, включающего спиртсодержащие напитки и алкоголь. Лицензирования данный вид деятельности не требует.

Разрешительную документацию для открытия детского кафе вы можете собрать самостоятельно или поручить это юридической фирме. Ее содержание и скорость оформления будут зависеть от выбора помещения.

Есть два варианта: арендовать адаптированное под общепит помещение или оборудовать его самостоятельно. Каждый имеет свои достоинства и недостатки (см. Таблицу 2)

Таблица 2. Арендовать готовое помещение или создать его «с нуля»?

Адаптированное под кафе помещение

Помещение «с нуля»

Плюсы:

Плюсы:

  • свобода в выборе концепции: вы не ограничены в дизайнерских и технологических решениях

Минусы:

  • ограничения в выборе концепции. Например, в бывшем ресторане (столовой) для взрослых может не оказаться места для игровой комнаты

Минусы:

  • расходы на ремонт в соответствии с выбранной концепцией и на оформление разрешительной документации
  • оплата подключения к коммунальным системам и т.д.

Практики советуют: если вы решились открыть предприятие в помещении, не приспособленном под общепит, заранее договоритесь с собственником о долгосрочной аренде и включении расходов на ремонт, переоборудование и переоформление в счет арендной платы.

Семейный клуб

Наиболее безрисковый проект франчайзинговый, но, прежде чем появится франшиза, кто-то должен первым реализовать концепцию. Сегодня все больше предпринимателей воплощают оригинальные идеи. Например, две успешные бизнес-леди придумали, как открыть детского кафе с игровой комнатой в созданном ими же клубе Ribambelle (о нем рассказал читателям портал forbes.ru).

Концепция была придумана молодыми мамами Ю. Федоришиной и О. Мусахановой и реализована в 2013 году. Для клуба было выбрано неадаптированное для общепита помещение, так что на его оборудование ушло больше средств, чем планировалось изначально: например, потребовалось проложить коммуникации под кухню.

Тем, кто открывает подобный бизнес, девушки советуют с самого начала проверять все расчеты нанятых «специалистов», так как им неоднократно приходилось сталкиваться с завышениями смет. Например, пожарные выставляли смету в 2 млн, но в итоге расходы составили 1 млн. рублей.

Общая стоимость открытия семейного клуба с залом для приема пищи и игровой зоной площадью 800 м в крупном ТЦ обходится, по подсчетам стартаперов, примерно в 700 тыс. евро.

В Ribambelle сразу был введен ряд инноваций, позволивший успешно конкурировать с другими предприятиями:

  • запрет на фаст-фуд
  • строгие требования к сохранению полезных свойств продуктов в меню для детей
  • адаптация популярных блюд для детской аудитории (малыши хотят быть похожими на взрослых!)
  • акцент на проведение праздников и кулинарных мастер-классов для ребят и их родителей
  • наличие игровой комнаты в виде детского городка с аниматорами
  • кейтеринг

В 2014 году девушки вышли на ежемесячную прибыль в 11 млн рублей, но за первые 2 года, по их признанию, им не удалось вернуть стартовых вложений. Сегодня тем, кому близка идея Ribambelle, они предлагают франшизу: это позволяет франчайзи избежать финансовых потерь при открытии бизнеса.

Детское кафе в зоопарке

Кафе для детей может стать удачным дополнением к имеющемуся бизнесу. В Нижнем Новгороде такое организовано на территории частного зоопарка «Лимпопо». У его владельца В. Герасичкина на счету несколько «взрослых» проектов.

В интервью корреспонденту «Арсенала предпринимателя» (№ 10, 2010 г.) на вопрос о рентабельности предприятия он ответил:

«…На детском кафе заработать большие деньги действительно невозможно, поэтому акулам бизнеса эта тема неинтересна. Но если у тебя процветающий бизнес и есть возможность вести проект, не накручивая большие проценты, то можно создать условия для того, чтобы дети отмечали в кафе дни рождения, встречались с одноклассниками».

Отличительная особенность общепита в зоопарке – сезонность: самая горячая пора – лето и ранняя осень. Отсюда формат – небольшая кондитерская или уличный ресторанчик с детским меню. Развлечения – рядом: это животные, которых можно покормить, а с некоторыми и пообщаться, и аттракционы. На летнем пике посещаемости удается заработать средства, которые позволяют поддерживать бизнес в осенне-зимнее затишье.

Эти примеры показывают, что при правильной организации не слишком выгодный, на первый взгляд, бизнес в действительности может приносить не только доход, но и удовольствие своему владельцу.