
Макдональдс – крупнейший пример того, каким может быть бизнес по продаже бургеров. Миллионы сотрудников во всем мире, которые одинаково одеты и одинаково приветливы. 4,8 млрд долларов в год чистой прибыли. 1 400 новых ресторанов в год по системе франшиз.
Его успех заставляет многих выбирать нишу быстрого питания, которая одновременно богата возможностями по заработку и шансами на провал.
Суть бизнес модели

Рисунок 1. Карта бизнес-модели по А. Остервальду
Пред открытием собственной бургерной необходимо тщательное планирование. Каждый бизнес можно разделить на 9 аспектов, которые трудно удержать в мысленном представлении, поэтому для визуализации используют наработки А.Остервальда.
Бизнес-модель – это емкое понятие, которое включает в себя все аспекты бизнес проекта от анализа рынка, до постпродажного сервиса. Если сформулировать бизнес-модель по Остервальду, то результатом станет тщательно выверенный проект.
Справка. Александр Остервальд и Ив Пинье - авторы и создатели инструмента для бизнеса моделирования – Канвас бизнес-модель.
При работе с моделью необходимо последовательно заполнять блоки, кратко фиксируя мысли. Принято начинать с крайнего правого блока - «клиенты» и продвигаться к левому нижнему – «издержки».
Итогом станет заполненная карта, которая будет содержать все ответы на возможные вопросы, относящиеся к будущему бизнесу. Этот метод убережет начинающего предпринимателя от серьезных ошибок в планировании, так как затрагивает все этапы процесса.
Итак, Иван решил открыть бургерную в своем городе. Ему попался листок с бизнес-моделью Остервальда. Вот пример того, что он бы мог написать на нем:
- Клиенты. Кто они?
Основные клиенты и целевая аудитория – молодёжь и жители города среднего возраста. Часто занятые, желающие быстро и вкусно поесть. Иногда это компании, которым удобно встречаться в одном месте и проводить в нем 1-2 часа. Они не обеспокоены вопросами здорового питания или готовы с легкостью нарушить данное себе обещание – не есть фастфуд. Для них важен дизайн в бургерной, наличие средств развлечения (Wi-Fi, телевизоры, фоновая музыка), удобное месторасположения: рядом с работой или учебой.
- Взаимоотношения с клиентом.
Гости покупают бургеры, напитки и прочие блюда. Могут поесть на месте или попросить упаковать еду с собой. Некоторые предпочитают заказывать предварительно по телефону или через приложение, чтобы сэкономить время. Для желающих заказать на дом есть служба доставки (один из многофункциональных сотрудников или договоренность с такси).
- Канал сбыта.
Клиенты видят яркую вывеску на входе в закусочную. Выносные штендеры с заманчивым меню расположены на ближайших перекрестках по обе стороны от бургерной. В городе есть 2 ярких баннера с призывом посетить ресторан и получить скидку на бургеры с сыром и капучино. Созданы группы в трех социальных сетях. Их продвижением и наполнением занимается наемный фрилансер. Подписчики получают 5% скидку. При низком клиентопотоке свободные сотрудники разносят листовки в ближайшие школы, ВУЗы и компании с призывом попробовать бизнес-комбо, состоящее из бургера, порции картофеля и лимонада, по специальной цене именно в обеденное время.
- Доходы.
Все просто – выручка от продаж еды и напитков.
- Предоставленная ценность.
Это центральный и важнейший блок в бизнес-модели. Что именно отличает бургерную Ивана от Макдональдса в 3-х километрах, Subway в соседнем торговом центре или палатке с шаурмой Равшана на ближайшем перекрестке. Почему новый клиент придёт именно в закусочную Ивана, а тот кто уже побывал, захочет вернуться с друзьями?
Это самый сложный вопрос, на который нет универсального ответа. В случае с бургерной: вкусная еда, любезный персонал, комфортное окружение, разумная цена. Одним словом – качественный сервис.
- Ключевые виды деятельности.
Бургерная поставляет еду. В меню четыре классических вида бургера, два фирменных. Закуски – картофель, наггетсы. Напитки – кофе, чай, соки и газировка.
- Ключевые ресурсы.
Закусочная Ивана находится в центре небольшого города. Помещение под нее в аренде. Клиентский зал - 40 кв. м., кухня и подсобные помещения - 24 кв. м. Перед зданием бесплатная парковка на 6 мест. Есть служебный автомобиль для доставки заказов. Зал оборудован всем необходимым для комфортного приема пищи. Кухонное оборудование б/у, но с функциями справляется. Сотрудники – это тоже ресурс, человеческий.
- Ключевые партнеры.
Поставщики ингредиентов, служба такси, организующая доставку. Сервисная фирма по обслуживанию кухонного оборудования. В общем все смежные контакты, которые позволяют активам бесперебойно генерировать прибыль.
- Издержки.
Расходы на аренду, зарплаты сотрудникам, коммунальные платежи, транспортные расходы, себестоимость продуктов, выплата по кредиту за электросковороду, реклама и маркетинг.
К концу заполнения карта должна выглядеть так. Каждый блок наполнен подробными измеримыми показателями. Минимум обтекаемых формулировок, вроде «несколько», «много», «мало». Чем точней сформулирован план на этом этапе, тем меньше вопросов будет возникать при его осуществлении.
Карта – это не статичный инструмент. Ее удобно вести в электронном виде, периодически корректируя на основе обратной связи от процессов и клиентов.
Форматы бизнеса
Старт бизнеса в одном из форматов зависит от опыта будущего предпринимателя и объема средств. Удобство ниши в том, что стартовать можно даже с 20 000 руб., при условии, конечно, что все оборудование и точка продаж будут арендованы. А продавцом, кассиром и поваром будет сам бизнесмен в одном лице.
Высокоскоростной товарооборот в данном случае - путь от покупки продуктов до свеже проданного горячего бургера обеспечивает быстрый приток денег. Так за пару месяцев начинающий предприниматель уже может выкупать оборудование.
Вариант 1. Мобильная закусочная

Рисунок 2. Мобильная бургерная
Вагончик стоимостью 250 000 руб. с одним сотрудником. Основной плюс – мобильность. Если проанализировать время и место скопления людей, то можно буквально «ехать за спросом».
Обеденное время возле учебных заведений и административных зданий, вечернее время вблизи торговых центров и парков, утро на рынках и вокзалах. Если перемещаться по этим точкам, то можно ловить пик продаж в течение всего дня. А заканчивающиеся припасы удобно пополнять в ближайших супермаркетах.
Минимальная начинка для вагончика:
Оборудование | Стоимость в рублях |
|
---|---|---|
Сковорода Gastrorag CPP-40 с крышкой | 5 200 | ![]() Рисунок 3. Пример оборудования |
Фритюрница CZG-40-2 Gastrorag | 10 500 | ![]() Рисунок 4. Пример оборудования |
Мясорубка HM-12 Gastrorag | 15 000 | ![]() Рисунок 5. Пример оборудования |
Аппарат для формирования гамбургеров | 13 000 | ![]() Рисунок 6. Пример оборудования |
Разделочный стол СР-2/530/600-Э | 2 330 | ![]() Рисунок 7. Пример оборудования |
Холодильный шкаф Polair DM105-S | 29 700 | ![]() Рисунок 8. Пример оборудования |
Можно, конечно, обойтись и без всего этого, например, формировать сырые котлеты можно с помощью ручной формочки за 200 рублей.
Если со стартовым капиталом трудностей нет, бизнесмен может позволить себе Apple в мире приготовления пищи - BLANCO COOK.

Рисунок 9. Образец комплексно оснащенного рабочего места для приготовления бургеров от фирмы BLANCO COOK
Это полноценная мобильная кухня, которая может работать от генератора. Преимущества – универсальность и удовольствие от работы. Минусы – цена. Средняя комплектация стоит 1,2 млн руб.
Вариант 2. Палатка или стационарный ларек

Рисунок 10. Бургерный ларек
Клиенты бургерной такого формата также могут рассчитывать на быстрый перекус «на ходу» за разумные деньги. Статичная точка повышает комфорт для работника, т.к. при таком варианте можно установить вытяжку, организовать рабочее пространство.
Сюда же относятся островки в торговых центрах. Затраты на вагончик или палатку заменяются оплатой дизайн-проекта и «островка» под требования торгового центра (затраты составят 70-100 тыс. руб.)
Набор оборудования зависит от возможностей и запланированных задач.
Вариант 3. Ресторан

Рисунок 11. бургерная ресторан
Удачной точкой для бизнесмена можно назвать помещение, которое уже использовалось как кафе. В таком случае оно уже будет соответствовать противопожарным и санитарным нормам.
Важно. В случае с вагончиком, СЭС и Роспотребнадзор будут не так бдительны. Ресторан же привлечет внимание надзорных служб. Помещение должно быть приведено в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89.
Почему это актуально
Желающих поесть всегда будет много, поэтому ниша быстрого питания вечна. Владельца ждет прибыль уже в первом месяце после открытия, потому что:
- На выбор российских потребителей оказывает влияние западная культура, в которой бургер – это венец творения «фастфуда».
- Бургерный бизнес предлагает покупателю специализированный ассортимент. На начальных этапах не обязательно разрабатывать меню с десятком позиций. Достаточно несколько рецептов бургеров. В дальнейшем предложения можно расширить напитками, гарнирами или десертами.
- Гамбургеры легки в приготовлении. Высокая скорость отработки одного заказа позволяет обслуживать быстро и без очередей.
- В России мясо стоит на 33-45% дешевле чем, например, в Америке.
- Низкий порог входа в бизнес. Старт возможен с закупа дневного запаса продуктов. Если, конечно, все оборудование арендовать или готовить вручную.
Сколько нужно денег, чтобы начать
Выше уже упоминалось о стоимости некоторых элементов гамбургерного бизнеса. Ниже приведен план расходов для старта на примере бургерной Ивана.
Расходы | Сумма в рублях |
---|---|
Оплата аренды за полгода (64 кв. м. * 300 руб./кв.м. * 6 мес.) | 115 200 |
Мелкий ремонт и дизайн помещения | 350 000 |
Открытие ИП и получение разрешительной документации | 60 000 |
Оборудование | 1 200 000 |
Продукты для первого цикла | 250 000 |
Реклама | 60 000 |
Прочие расходы | 200 000 |
Итог | 2 235 200 |
Кстати. Отличаются ли друг от друга гамбургеры и бургеры? Итак, бургер – это общее название двух булочек, между которыми мясо, овощи и остальные продукты. Гамбургер – одна из разновидностей бургера, который собирается из мясной котлеты, жареной на гриле, помидора, листа салата и специального соуса.
Можно ли открыть бизнес по франшизе
Бизнес по франшизе — это способ высокодоходного вложения свободных средств, т.к. после 3-4 месяцев напряженной работы процесс можно полностью автоматизировать, наняв управляющего.
Однако есть и минусы, они, кстати, также касаются приобретения любого готового бизнеса. Проект не создавался покупателем, а это значит, что при поломке бизнес-процесса новому владельцу будет сложно его починить.
Сравнительный анализ четырех успешных франшиз
| HotDogger | BurgerCLUB | Макбургерс | Ketch Up Burgers |
---|---|---|---|---|
Франчайзинг с | 2014 г. | 2009 г. | 2015 г. | 2017 г. |
Открытых точек | 34 | 158 | 10 | 2 |
Порог входа, тыс. руб. | 450–1 000 | 3 500 | 450–4 500 | 3 000–5 000 |
Расходы | В стоимость включены все возможные расходы. | Все включено + дополнительные затраты на ремонт и товарный запас (400 тыс. руб.). | Закуп униформы и ремонт. | Все включено + дополнительные затраты на ремонт и товарный запас. |
Паушальный взнос, тыс. руб. | 212 | 0 | 100 | 500 |
Роялти | 5 тыс. руб./мес.
| 2,5% от месячного оборота. | 2% от дохода. | 6-8% |
Время открытия | 3 недели | От 3 мес. | 1 мес. | 1 мес. |
Прогнозная окупаемость | 4-6 мес. | 3 мес. | 6-18 мес. | 5-7 мес. |
Средний чек, руб. | 150 | 325 | 250 | 400 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 70-200 | 100-400 | 70-750 | 715 |
Минимальная площадь, кв. м. | 7 | 70-150 | 40-150 | 120 |
Формат | Островок в торговом центре, торговый павильон, полноценное кафе. | Фуд-корт в ТРЦ, кафе. | Островок в ТРЦ, киоск, фуд-корт, кафе. | Кафе в дизайнерском стиле лофт. |