Чтобы открыть компактное заведение общественного питания, необходимо определиться с площадкой для работы, выбрать формат и определить ассортиментный перечень. Тщательная подготовка процесса позволит избежать претензий со стороны надзорных органов

Общественное питание – благодатная для бизнеса почва, ведь деятельность заведений такого типа направлена на удовлетворении базовой потребности человека – в пище. Продажу «горячих пирожков» в подходящем месте упоминают как безотказную модель больших заработков. А если к ним добавить ещё и холодное пиво, то можно надеяться на высокую прибыль.

Что такое буфет: законодательный аспект

Как следует из межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013, буфет – это такое заведение общепита, где созданы условия для продажи и употребления полуфабрикатов высокой готовности, кондитерских изделий, алкоголя и других напитков, прочих товаров. В отличие от столовой, здесь не готовят сложных блюд, в отличие от бара – необязательно наличие спиртного в меню.

Следует отметить, что в законодательстве отсутствуют строгие критерии для отнесения заведения общественного питания именно к такому типу. Обязательна лишь подача горячих и холодных блюд (допускается их разогревание в печи СВЧ), создание условий для их употребления. На практике это реализуется за счёт наличия столов, где посетители смогут перекусить и выпить.

Законодательные требования к заведению:

  1. Вывеска, информация о деятельности общепита (название предприятия, его тип, режим работы);
  2. 2 входа: для персонала и для посетителей;
  3. Горячее и холодное водоснабжение, канализация;
  4. Наличие буфетной стойки и иной мебели;
  5. Ценники и прейскуранты на продукцию;
  6. Наличие покупных напитков и товаров;
  7. Обслуживание буфетчиком;
  8. Меньший по сравнению с кафе и столовыми ассортимент закусок и блюд на основе полуфабрикатов.

В ГОСТе 30389-2013 указано несколько типов общепита: ресторан, кафе, бар, предприятия быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, столовая, закусочная, отдел в магазине. В первых двух форматах заведений, как следует из межгосударственного стандарта, обязательно наличие фирменных блюд.

Форматы буфетов

Перед тем, как открыть свой буфет с нуля, нужно определиться с его форматом. Их условно делят на утренний, обеденный и вечерний – по времени пиковой загрузки. Теоретически, небольшое заведение по продаже нехитрой снеди может располагаться, где угодно: в школе или бизнес-центре, на футбольной или хоккейной арене, в больнице или на заводе, в гостинице или в суде. Однако некоторые форматы наиболее популярны в силу их прибыльности и распространенности. 

Вид: Ресторанный (столовый)

Особенности: При крупных заведениях общественного питания можно открыть небольшой буфет. Он предназначен для тех, кто хочет быстро перекусить или купить продовольственные товары по более низкой цене. В этом случается решается несколько вопросов: не нужно искать поставщика продуктов, дополнительно организовывать уборку помещений.

Вид: Студенческий (школьный)

Особенности: Заведение такого типа не вправе реализовывать алкоголь, а продажа блюд и закусок, как правило, ведётся с помощью одноразовой посуды. В школах не поощряется продажа условно вредной еды (чипсов, попкорна, сладкой газировки). Учащимся для продуктивной работы нужна бодрость и здоровье, поэтому, помимо горячей пищи, ассортимент рекомендуется пополнить свежими овощами и фруктами, энергетическими батончиками.

При открытии следует учесть рост посетителей: стойка для расчёта с буфетчиком и получения заказа не должна находиться слишком высоко. Учащиеся вне дома преимущественно обедают или делают небольшой перекус, о чём нужно помнить при подготовке меню. Наибольший поток посетителей достигается в обед, важно организовать очень быстрое обслуживание.

Вид: Офисный (в бизнес-центре)

Особенности: Взрослая, платежеспособная и взыскательная аудитория предъявляет соответствующие требования к обслуживанию. Для популярности объект общепита должен обладать внушительным ассортиментом, условиями для приёма пищи (не только стойкой, но и нормальными столами, стульями). Важно создать привлекательное оформление заведения, строго соблюдать дресс-код для продавца.

В офисном буфете посетители преимущественно завтракают, ходят на ланч (рабочий перерыв), обедают – значительно реже (если в окрестностях достаточно столовых, кафе и ресторанов). Необходимо создать условия для продажи горячих напитков на вынос, алкоголя, который крайне востребован в деловой среде.

Вид: Больничный (поликлинический)

Особенности: В оздоровительных учреждениях также есть высокая потребность в заведениях общественного питания. Объекту не приходится рассчитывать на продажу алкоголя и сигарет, что связано со спецификой расположения. Важно обеспечить высокую стерильность: наличие одноразовой посуды, частую влажную уборку столов, стойки, пола, широкий ассортимент продовольственных товаров в упаковке.

В больнице или поликлинике буфет преимущественно используется для перекуса, неразумно делать ставку на горячие завтраки, обеды и ужины. С учётом особенностей учреждения здравоохранения, важно скорректировать работу (например, с 7 или 8 утра до вечера).

Кроме того, существуют буфеты в театрах, на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях. Однако заведения такого типа страдают от чрезмерно низкой загрузки (к примеру, только в дни показов постановок и только в определённые часы), редко демонстрируют высокую прибыль. Но если есть возможность создать точку общепита, которая сможет принимать клиентов «с улицы» (то есть через окошко выдачи товаров), то есть смысл рассмотреть театры, предприятия или госучреждения как площадку для бизнеса.

Пошаговая инструкция при открытии буфета

Чтобы открыть буфет нужно: проанализировать рынок, найти площадку и поставщиков, составить предварительный бизнес-план. Вся процедура может отнять от одного до нескольких месяцев: потребуется закупить и установить оборудование, решить некоторые бюрократические формальности.

  1. Выбор площадки и концепции. От места расположения объекта зависит его стилистическое и смысловое оформление. Исходя из целевой аудитории, её финансовых возможностей планируется меню и формируется ценовая политика.
  2. Подписание договора аренды. Важно заручиться поддержкой администрации бизнес-центра, учреждения здравоохранения или образования.
  3. Регистрация организационно-правовой формы. Выбор проходит между ООО и ИП, при этом предприниматель вправе продавать из алкогольных напитков только сидр, пиво, медовуху и пуаре.
  4. Выбор кодов ОКВЭД. Для работы подойдут такие их разновидности, как 55.30 и 55.40.
  5. Подготовка ассортиментного перечня. Необходимо определиться, что именно будет продавать заведение (закуски, полуфабрикаты, напитки и прочее).
  6. Выбор системы налогообложения. Для ИП подходит патентная система, при которой достаточно разово внести сумму сбора (к примеру, в Москве для заведений общепита с площадью до 50 кв.м. стоимость патента составляет 180 тысяч рублей в год).
  7. Подготовка программы производственного контроля, документов на дезинсекцию, дезинфекцию, дератизацию, заключение договоров на вывоз ТБО, заключение договора на химчистку рабочей одежды персонала, скатертей.
  8. Получение СЭЗ Роспотребнадзора и направление уведомления о начале работы. Необходимо написать заявление, получить экспертное заключение, организовать необходимые испытания.
  9. Закупка и установка оборудования, вывески, столовых приборов. На объекте потребуются холодильные витрины, кофе-машина, микроволновая печь и многое другое.
  10. Наём персонала. Чаще всего заведение обслуживается силами 1-2 работников, которые трудятся посменно (к примеру, 2 через 2 дня). У них обязательно должны быть санитарные книжки, так как они работают с продуктами питания. Специальная квалификация не требуется. 
  11. Получение лицензии на продажу алкоголя. Организации (к примеру, ООО) имеют право на продажу спиртных напитков после оформления специального разрешения.

Перед открытием заведения рекомендуем получить дополнительную информацию в районном отделении Роспотребнадзора и выяснить, нет ли у организации иных требований по работе. На практике местные надзорные органы могут трактовать законодательство иначе, чем на федеральном уровне – с этим можно сражаться, но проще смириться.

«Подводные камни»

  1. Поиск поставщиков продуктов питания. Поскольку места, персонала и оборудования для готовки нет, придётся закупать полуфабрикаты. В качестве их поставщика может выступить столовая, производственное предприятие, магазины и т.д.
  2. Соотношение национального законодательства и внутренних норм. Реализация табачных и алкогольных изделий в буфете не запрещена, однако администрации учреждений образования и здравоохранения вряд ли разрешат поощрять вредные привычки своих подопечных.
  3. Пиковые нагрузки и часы простоя. Большинство заведений общепита страдает от волнообразного спроса: в утренние часы, во время перерывов он максимальный, в остальное время – низкий.

Резюме

Итак, собственный буфет – это перспективное направление для бизнеса, если правильно выбрано место размещения объекта и грамотно организована его работа. Наиболее «сладкие» точки – в крупных учебных заведениях, в помещениях с высокой посещаемостью (администрации, больницы), которые работают круглогодично.

В реальности бизнесмены столкнутся с такой проблемой, как незащищённость перед произволом надзорных органов, арендодателя. Поэтому вести бизнес нужно очень аккуратно, избегая конфликтных ситуаций и крупных рисков.