«Я – Лена, живу в собственном доме, который мы построили сами. Воспитываю двоих детей, живу и развиваюсь», – так бесхитростно начала рассказ о себе наша героиня. Елена Богданова – совладелец семейного бизнеса, в который входит интернет-магазин «Иффтекстиль» и бренд «Богдаша». Особенно интересен последний, ведь это дело родилось из хобби.

Основные тезисы интервью:

  • Вид деятельности: производство подушек и фартуков с надписями.
  • Местонахождение бизнеса: Россия, г. Москва.
  • Род занятий до начала предпринимательства: мама в декрете.
  • Дата начала предпринимательской деятельности: 2012 год.
  • Организационно-правовая форма ведения бизнеса: ИП.
  • Источник первоначального капитала: собственные накопления.
  • Размер первоначального капитала: от 10 000 рублей.
  • Формула успеха: Обязательно делайте первые шаги!

Как всё было

С чего же всё началось?

Дело в том, что мои родители уже давно занимаются текстилем. В Ставропольском крае у них есть сеть магазинов по продаже домашнего текстиля «Волшебный сон». Когда мы переехали в Москву, то решили открыть в столице оффлайн-магазин.

Однако очень скоро стало понятно – надо менять формат. Тогда и появился интернет-магазин «Ифф Текстиль». Он работает уже 10 лет. Ресурс – официальный представитель торговой марки IFFtextile. Это позволяет ставить цены на их продукцию гораздо ниже, чем в магазинах.

Но со временем захотелось «освежить» проект. 5 лет назад я решила шить и продавать подушки с сердечком внутри, а затем и фартуки собственного производства.

Помните свой первый заказ?

Конечно. Я познакомилась с ребятами-художниками, побывала на их мастер-классе и обратила внимание, что они все работают без фартуков. Предложила сшить, получила согласие – и порадовала ребят качественным результатом. После этого мы запустили предложение на нашем сайте.

Кто сегодня заказывает у вас фартуки?

Художники, кондитеры, повара, фуд-блогеры, преподаватели мастер-классов и их маленькие ученики. Работники сферы красоты – визажисты и парикмахеры. И все те, кто любит окружать себя действительно качественными вещами.

А какой была первая сшитая подушка?

Да, я сшила её для подруги. Это была пара – Mr с усиками для него и Mrs с губками – для неё. Затем начала выкладывать свои работы в соцсети, появились первые заказы. Потом поступили предложения участвовать в Ярмарках мастеров. На полученные на Ярмарках средства я шила дальше.

Фото 1. Первый заказ стал отличным подарком на свадьбу

Фото 1. Первый заказ стал отличным подарком на свадьбу

Финансовые вопросы

Какие потребовались финансовые вложения?

Когда я решила шить подушки, отправилась в «Иголочку», где купила 2 метра одной ткани за 500 рублей и 2 метра другой в «Икее» (ушло примерно 700 рублей). У меня уже была швейная машинка. Тем, у кого её нет, можно рассчитывать примерно на первоначальное вложение от 10 000 рублей.

Пример бизнеса на пошиве шапок-чулок также доказывает, что реально начать своё дело всего с 10 000 рублей в кармане.

На первом этапе я много не вкладывала: например, у меня не было этикеток и другой печатной продукции. Сначала на изготовленных мною вещах красовались купленные на «Алиэкспрессе» бирочки «Хэндмейд». Само название «Богдаша» появилось потом.

Откуда оно появилось?

Так периодически называла нашу семью подруга.

«Богдашу» уже узнают?

Покупатели на Маркетах - Ярмарках мастеров точно узнают, говорят: «Так это Вы и есть?»

Фото 2. Работа на Маркетах кипит. Bogdasha на Love_bazar

Фото 2. Работа на Маркетах кипит. Bogdasha на Love_bazar

Что сейчас наиболее востребовано среди Ваших предложений?

Фартуки. Аналогов моим «детищам» нет в стране. В основном, я сейчас специализируюсь на них. Хотя и подушками тоже занимаюсь – шью их на заказ.

Ещё один вариант handmade бизнеса – сшитые и связанные игрушки.

У Вас есть швейное образование?

Нет. Все швейные навыки я получала на уроках труда. В выпускных классах на УПК выбрала специализацию швеи. Здесь меня, ещё школьницу, научили шить юбку, пижаму и как раз фартук (смеется).

Большое значение сыграла и наследственность – папа Елены когда-то был лучшим закройщиком в городе.

Профессиональные хитрости

Как справляетесь с заказами?

Когда я начинала шить, у меня только родился ребенок. Приходилось делать это под покровом ночи, когда он спит. К тому же, мы тогда жили в однокомнатной квартире.

Фото 3. В большом (а главное - самостоятельно построенном) доме всегда можно найти уголок для занятия любимым делом.

Фото 3. В большом (а главное - самостоятельно построенном) доме всегда можно найти уголок для занятия любимым делом.

Сейчас Елена справляется с одним заказом за час. При огромных партиях пользуюсь мощностями маминого производства в Ставрополье. Но чаще справляюсь сама.

Сколько времени занимает работа?

Всё зависит от месяца и сезона. Самый пик приходится на предновогодние дни. Да, эту работу можно назвать сезонной. Самый рекорд шитья – это 20 подушек за день. Что касается фартуков, процесс их шитья гораздо сложнее: на создание такой же партии уйдет неделя.

В обычные дни я делаю один заказ в день. На фартук уходит час моего времени, но это в том случае, если мы говорим о простейшей модели. Если предусмотрена нашивка надписи, то это занимает 3 часа работы, ведь каждая буква пришивается отдельно.

А здесь рассказ о том, как открыть домашнее ателье.

Когда занятие любимое, то не замечаешь потраченного на него времени! Всё делаю сама: придумываю шрифты и экспериментирую с расположением надписи. Мне настолько это нравится, что я пока не хочу передавать это дело никому другому.

Фото 4. Из-под Лениных рук выходят действительно качественные и уникальные фартуки.

Фото 4. Из-под Лениных рук выходят действительно качественные и уникальные фартуки.

Елена поделилась небольшим производственным лайфхаком с нашими читателями: при шитье фартуков она уже выработала определённый алгоритм, который помогает делать всё намного быстрее. Сначала она нашивает карман, потом надпись, и только в последнюю очередь – лямки.

А как получается это совмещать с воспитанием двоих детей?

Секрет прост: надо научиться грамотно планировать. Мне очень хорошо помогает муж, ведь у нас обоих – свободный график работы.

Фото 5. Двое малышей - не помеха бизнесу.

Фото 5. Двое малышей - не помеха бизнесу.

Производственные моменты

Какие требования Вы предъявляете к тканям?

Ткань должна быть хлопчатобумажной, однотонной и плотной. Скажу сразу: у нас на российском рынке нет устраивающих меня производителей тканей для фартуков. Поверьте, я долго искала: раньше меня устраивало одно икеевское предложение, но сейчас его сняли с производства.

Я заказываю у редких поставщиков в Корее. То же самое касается и фурнитуры – из Кореи я заказываю качественные стропы. У нас очень обширный выбор – не менее 20 цветов одних только строп.

Конечно, такой механизм связан с определенными сложностями. Доставку приходится ждать не менее двух недель. Значит, и сам заказ приходится делать с запасом.

Бизнес оформлен на ИП. Соответственно, и всё налогобложение идет по этой схеме.

Сколько сейчас человек работает в Вашей команде?

Сегодня, по сути дела, в бизнесе задействована вся моя семья. Это что касается бренда «Богдаша». А интернет-магазин мы отдали на аутсорсинг – не могу сказать, сколько сейчас человек в нём задействовано. До принятия этого решения на нас работало 2 курьера, менеджер по приемке заявок и мой муж, занимавшийся административными делами.

В шитье был момент, когда мне приходилось нанимать помощницу. Сейчас занимаюсь всем сама.

Какова география ваших доставок?

Мои творения «живут» в Австралии, Швеции, Испании, Америке, Азии, Сингапуре. Совсем недавно мои подушки «улетели» в Париж. Был заказ для девочки-вегетарианки – я сшила для неё подушки с надписью Vegan Queen.

Мои клиенты часто заказывают доставку за границу. Конечно, это – русскоязычный контингент.

Частичка добра

Как родилась фишка «Сердечко внутри»?

Всё началось с того, что я решила заняться благотворительностью. Для этого выбрала подушки «Баттерфляй» – на намеченное должна была пойти вся выручка от линейки этой модели. Но что-то продажи пошли не так, как хотелось.

Фото 6. Вот оно – сердечко внутри.

Фото 6. Вот оно – сердечко внутри.

Пусть лучше на добро идет малая толика от каждой подушки. С этим смыслом мы и вкладываем внутрь сердце. Клиент смотрит и понимает: часть потраченных им денег ушла на добрые дела. И, конечно же, сердечко внутри – это смысл того, что каждому клиенту мы отдаем частичку себя.

Конкуренты и реклама

Не боитесь конкуренции? Ведь эта рыночная ниша довольно занята.

Нет. Я никогда не видела аналогов своим творениям. Речь идет о качестве продукции. Одна моя знакомая девочка пробовала делать нечто подобное, но это всё – не то. Здесь уместно сравнение с картинами художников – у каждого творца есть свой стиль.

Правда, однажды произошёл один курьез – я увидела фото своей подушки у одной девочки «ВКонтакте». Она предлагала сделать нечто подобное на заказ. Правда, приглядевшись к исполненным работам, я увидела: качество сильно страдает.

У меня есть свои секреты, как вырезать фетр, как пристрачивать надпись и так далее. По этим наработкам всегда можно понять, я делала подушку (фартук) или же то был наглый плагиат.

Та история закончилась хорошо: я написала девушке с просьбой убрать мои фотографии. Она извинилась, сказала, что не знала о происхождении снимков: мол, то фото нашла в Интернете. Моя семья ещё долго потом смеялась, называя меня «звездой».

А насчёт «боюсь или нет»… Стараюсь ничего не бояться, страх порождает негативные эмоции, которые только мешают нормально жить.

Как себя рекламируете? Помогает ли в этом Интернет?

Наш интернет-магазин активно рекламирует себя в «Яндекс.Директе». Выставляем на «Яндекс.Маркете»: оттуда идет очень хороший поток клиентов. Есть сайт и аккаунты в «Инстаграме», «ВК» и «Яндекс-дзен». Кстати, последний более клиентоориентирован – в нём посты доходят до читателя в отличие от «Инсты», где всё тонет в потоке информации.

Но начинала я рекламировать свои подушки, даря их известным блогерам (от них шёл хороший поток клиентов). С такими подарками связана очень интересная история.

Спикером на одной из творческих ярмарок, о которых я упоминала, была Ирена Понарошку. Организаторы попросили всех участников подготовить ей какой-нибудь презент. Я сшила подушку с любимой надписью Ирены Hare Krishna Everybody!

Фото 7. Та самая подушка.

Фото 7. Та самая подушка.

Через некоторое время после мероприятия Ирена в своем «Инстаграме» выкладывает всю гору подарков, которую она получила на Ярмарке. Я смотрю: там нет моей подушки! Решаюсь написать ей и спросить об этом. Она мне отвечает, что на момент фотографии её сын обнял мой подарок и не отдавал его. Ирена обещала выложить отдельный пост об этом.

Своё обещание она сдержала. Вместе с этим постом пришёл огромный поток клиентов на такую же подушку. Я даже не считала, сколько их было!

О рекламе хочу сказать, что очень хорошо работает именно «сарафанное радио». У меня много постоянных клиентов, которые заказав один раз подушку или фартук, остаются со мной. Наблюдается интересная прогрессия: одна – три-пять-шесть подушек.

Как говорят клиенты: «Мы теперь знаем, что дарить».

Кстати, самыми популярными заказами на подушки являются надписи «Супермама» и «Супермен».

Фото 8. Одна из популярных моделей.

Фото 8. Одна из популярных моделей.

Творческая составляющая

Где черпаете идеи?

Я очень люблю смотреть красивые аккаунты (поэтому и завела «Инстаграм»). Мне нравится смотреть разные манеры и стили подачи. Очень нравится искать вдохновение у необычных фотографов. Но никогда слепо не копирую: даже если вижу картинку, то представляю её по-своему. У меня всегда своё видение в сочетании цветов.

Сама идея, как сделать именно так, а не иначе, всегда приходит в процессе создания.

Сейчас я и живу в месте, полностью окруженном творческими людьми. У нас такая небольшая творческая деревня, где живет много фотографов и художников. Ходим друг к другу в гости и вдохновляемся. Так и появляются творческие идеи (смеется).

Можете рассказать о новых проектах и планах?

Сегодня мы с супругом развиваем проект, который уже вышел за рамки шитья фартуков и подушек. Речь идет о нашем другом мини-бренде – «Бо», где мы ушли в тему строительства и обустройства дома. Нам нравится работать в команде: на муже – строительство, а я занимаюсь дизайном интерьера.

Но и про фартуки я тоже не забываю: снимаюсь в них в своих видеороликах с рецептами. Это очень интересная идея скрытой рекламы.

Вот отличный пример сказанному:

Елена Богданова считает: сейчас не работает прямая реклама. Гораздо больший эффект производит нативная, которая действует исподволь. Товар или услуга просто встраиваются в контекст информации и становятся хорошей ассоциацией (такой, которую захочется приобрести).

Какой совет Вы можете дать начинающим предпринимателям?

Самый главный вывод, который я уже сформулировала, исходя из собственного опыта: в любом деле лучше делать как-то, чем не делать вообще. Значит, не стоит бояться начинать!

Например, я очень долго не решалась снимать рецепты – думала, что для этого нужно будет приобрести какой-то специальный горизонтальный штатив. Муж сделал самодельную конструкцию, мы попробовали – и результат очень понравился!

Или ещё интересный факт: когда я только начинала шить подушки, фотосессии с ними проводила… на балконе. Для этого занятия муж соорудил небольшой подиум. Снимки получались шикарными – все думали, что они сделаны где-то в студии.

Это сейчас у меня собственный дом, в каждой комнате есть свой интерьер для съемок любого рода. А тогда приходилось что-то придумывать – и это нас не останавливало!

Также у нас было и в ситуации со строительством дома: много лет думали и размышляли над этим, а в итоге построили за 2 месяца!

Хочу посоветовать всем: первые шаги надо делать обязательно, а то не поймете, что получается хорошо, а что – плохо!