Чтобы продавать шаурму, нужно выбрать формат заведения, изучить требования законодательства, найти помещение, закупить оборудование и продукты, нанять сотрудников. В этой нише также есть франчайзинговые предложения. Обязательным условием является соблюдение санитарных норм и правил.


Идея продавать шаурму не является новой или сложной. Но даже несмотря на всю кажущуюся простоту, чтобы открыть бизнес на шаурме и начать зарабатывать, нужно учесть многие нюансы. Как открыть бизнес по закону, чтобы было вкусно и полезно для потребителей и прибыльно для хозяина? Какой формат заведения выбрать, какие нужны документы и оборудование, рассмотрим в статье.

Суть бизнеса по приготовлению и продаже шаурмы

На фото: шаурма

На фото: шаурма

Суть бизнеса заключается в открытии точки по изготовлению и продаже шаурмы. Шаурма – ароматное, сытное ближневосточное блюдо. Готовится из рубленного мяса, завернутого в лаваш. В качестве начинки добавляются свежие овощи, салат, соусы, специи. Шаурму едят руками (без использования столовых приборов). Альтернативные названия – донер (дёнер, донер-кебаб), шаверма.

В России шаурма прочно ассоциируется с уличным фаст-фудом. Однако в столице и других крупных городах есть заведения ресторанного типа, в которых шаурма относится к блюдам высокой кухни.

Форматы заведений

Форматы заведений могут быть различными: от небольшого павильона до целого ресторана. Варианты:

  • Точка в торговом или торгово-развлекательном центре в зоне фудкорта. В таком заведении наплыв покупателей особенно большим будет по выходным: люди с семьями отправляются в торгово-развлекательные центры, особенно в холодное время года, и проводят там большую часть дня.
    На фото: Денер хаус в зоне фудкорта торгового центра

    На фото: Денер хаус в зоне фудкорта торгового центра

  • На первом этаже здания на улице с большой проходимостью людей. Здесь наплыв посетителей будет примерно равномерным в будни и выходные. Но еще зависит от объектов, которые расположены поблизости. Если рядом находится большое скопление офисных зданий, то в будние дни посещаемость может быть даже больше, чем в выходные. Если рядом находится парк или другие развлекательные объекты, то больший наплыв покупателей будет в выходные дни.
    «Шаверма кинг» на первом этаже здания на перекрестке улиц

    «Шаверма кинг» на первом этаже здания на перекрестке улиц

  • Отдельно стоящее здание или павильон.
    Ухищрения российских предпринимателей: «Шаурмадональдс»

    Ухищрения российских предпринимателей: «Шаурмадональдс»

  • Передвижной фургон или палатка. Возможность такого формата нужно уточнить у местных властей. Зависит от региона. Известно, что столичные власти отрицательно относятся к продаже уличного фаст-фуда из палаток.
    Автолавка с шаурмой «Шаурмастер»

    Автолавка с шаурмой «Шаурмастер»

Кроме расположения и формата помещения, нужно продумать концепцию бизнеса: будет это заведение, работающее круглосуточно – это актуально в местах, где есть ночная жизнь (автозаправочные станции, вокзалы), или же по расписанию – с 8 до 20, например, если это офисный квартал. Или сезонный бизнес – павильон в парке (такой формат тоже необходимо согласовывать с местными властями).

Также необходимо продумать ассортимент: хотите открыть точку монофастфуда по продаже шаурмы различных видов: в сырном лаваше, чесночном, обычном, с различными наполнениями. Или добавить вспомогательные товары: чай, кофе, прохладительные напитки. От этого будут зависеть вложения, необходимое оборудование, закупаемый товар и расходные материалы.

Читайте также: Как открыть уличный фаст-фуд?

Актуальность и перспективность

Актуальность и перспективность развития бизнеса по приготовлению и продаже шаурмы зависит от формата и расположения заведения, то есть от охвата целевой аудитории. Чем шире будет такой охват, тем больше получится заработать. Любители полакомиться шаурмой:

  • студенты;
  • водители;
  • офисные служащие;
  • туристы;
  • рабочие;
  • пассажиры, ожидающие транспорт (на вокзалах, остановках).

Заведение должно находиться в месте большого скопления людей. Кроме этого, актуальность бизнеса, связанного с быстрой едой, обусловлена увеличивающимся с каждым годом темпом жизни россиян. Не каждый и не всегда может позволить себе полноценный обед из трех блюд. На выручку приходит вкусная и сытная шаурма.

В октябре 2017 года житель Новосибирска попал в ДТП. При выяснении причин происшествия оказалось, что он торопился за шаурмой. Пример, конечно, не из приятных, но подтверждает, что подобная еда пользуется спросом.

Как открыть по закону: условия открытия точки с шаурмой

Для бизнеса по приготовлению и продаже шаурмы подойдет индивидуальное предпринимательство. Система налогообложения – ЕНВД или патентная система.

Лицензировать деятельность не требуется. Перед началом деятельности необходимо уведомить Роспотребнадзор согласно ст. 8 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Свод документов, требования которых нужно соблюдать:

  • Закон «О защите прав потребителей».
  • ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (ред. от 10.06.2016) «О введении в действие санитарных правил (вместе с СанПиН 2.3.6.1079-01)» (здесь вы можете скачать этот документ в формате PDF).
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 года №1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания».
  • ГОСТ Р 53105-2008. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию».
  • ГОСТ Р 50762-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания».
  • Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 (ред. от 02.06.2016) «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

В 2016 году руководитель департамента торговли и услуг Александр Немерюк после проверок столичных палаток с шаурмой и обнаружения несоблюдения элементарных санитарных норм пообещал, что все подобные заведения в столице будут закрыты (в феврале 2016 в Москве снесли более 100 ларьков). Стационарных точек эта мера не коснулась.

Так что соблюдение санитарных норм – одно из главных правил этого бизнеса. Если очень кратко резюмировать требования:

  • необходимо холодильное оборудование;
  •  бесперебойная доставка воды (если отсутствует центральное водоснабжение);
  • посуда должна быть обязательно одноразовой;
  • нужны емкости для сбора и вывоза мусора;
  • персонал должен соблюдать правила личной гигиены;
  • у сотрудников должны быть медкнижки;
  • работать с продуктами в одноразовых перчатках и поварских головных уборах (шапках, косынках);
  • обязательно проводить санитарную обработку;
  • следить за сроками годности продукции;
  • не допускать, чтобы продукты портились;
  • соблюдать маркировку и условия хранения;
  • соблюдать противопожарные требования.

Важное дополнение: не стоит размещать фото известных людей или знаменитостей в качестве рекламы точки с шаурмой без их согласия. Так, в Рязани Антимонопольный Комитет возбудил дело против хозяина палатки с шаурмой «Шаурмен» за то, что хозяин заведения в оформлении помещения использовал фото Михаила Галустяна.

Какое оборудование понадобится

Минимальный набор оборудования, который потребуется:

  • гриль для шаурмы;
  • холодильное оборудование для продуктов;
  • мойка, рабочее место для продавца (стул, прилавок);
  • полки и стеллажи расходных материалов;
  • вытяжка;
  • нож для шаурмы;
  • контейнеры для овощей;
  • микроволновая печь или дополнительный гриль для разогрева готового блюда.

Если планируется продавать дополнительно напитки, то в расчет бизнес-плана также нужно включить чайник, кофеварку или кофе машину, холодильник для напитков.

Интернет-магазины, которые продают оборудование для общепита: WHITEGOODS, partnerfood.ru, «Магазино Ресторано», «ОбщепитСервис», «ИКО», «ПромТоргОборудование», «МойУдобныйМагазин.рф», «Евролюкс», «Агроресурс» и другие.

Цены на гриль для шаурмы варьируют в среднем от 20 тыс. до 100 тыс. рублей в зависимости от размера и технических характеристик. Посмотреть, сравнить, ознакомиться с характеристиками оборудования, предлагаемого разными магазинами, удобно на Яндекс.Маркете.

Грили для шаурмы: предложения на Яндекс.Маркете

Грили для шаурмы: предложения на Яндекс.Маркете

Сколько можно заработать: на примере действующей точки

Рассчитаем себестоимость, наценку и потенциальный доход. За основу расчета возьмем классическую шаурму. Ингредиенты: лаваш, мясо куриное, обжаренное на гриле, соус (кетчуп, майонез, горчица), капуста, морковь, помидор, огурец, лук.

Таблица 1. Расчет себестоимости и наценки

Продукты и статьи расходов для приготовления одного изделия*

 

Количество, г

Цена, руб.

Готовый лаваш

100 г

15 руб.

Мясо куриное

150 г – до обжарки (на выходе – 100 г)

23 руб.

Соус

15 г

4 руб.

Овощи

100 г

10 руб.

Салфетки, упаковка, электроэнергия

-

1 руб.

Себестоимость одного изделия

53 руб.

Средняя цена готового изделия

120 руб.

Наценка

126,40 %

*Приведены усредненные данные на примере действующей точки, работающей в регионе. Конечная себестоимость продукции зависит от используемых ингредиентов и их закупочных цен.

Таблица 2. Расчет выручки и прибыли

Статьи

Сумма, руб.

Выручка в месяц при продаже 50 порций шаурмы в день (1500 порций в месяц)

180 000

Заработная плата 2 продавцам, работающим посменно

30 000

Себестоимость продукции

79 500

Прибыль в месяц до оплаты аренды*

100 500

*Зависит от количества проданных изделий, наценки, размера заработной платы продавцов, электроэнергия и стоимость упаковки включена в наценку. Арендная плата зависит от региона, размера и формата заведения и может варьировать от 5 до 50 тыс. рублей.

Первоначальные вложения зависят от формата заведения и масштаба бизнеса: величины арендной платы, количества сотрудников. Отсюда вытекает необходимое количество оборудования, мебели, объема ингредиентов и количества производимой продукции.

Можно ли открыть по франшизе

На российском рынке представлено несколько франшиз «шаурмового» бизнеса. Если покупать франшизу, придется потратить больше денег, нежели если открывать самостоятельно. Но зато это уже готовая бизнес-модель, в которой не придется набивать шишки, да и времени потребуется меньше, так как всю информацию и поддержку предоставит франчайзер. Ниже обзор двух франшиз.

  1. Франшиза «Шаурма кинг»
    Формат «Павильон»

    Формат «Павильон»

    «Шаурма кинг» предлагает предпринимателям открыть бизнес по своей франшизе за 21 день при стартовых вложениях от 175 тыс. рублей.

    У них есть три франчайзинговых пакета: базовый, полный и VIP. Они отличаются набором услуг и паушальным взносом:

    для базового – 75 тыс. рублей;

    для полного – 145 тыс. рублей;

    для пакета VIP – 195 тыс. рублей.

    Форматы фудкорт и киоск

    Форматы фудкорт и киоск

    Также предполагается выбор формата заведения: киоск, павильон, фудкорт. Затраты на открытие торговой точки по франшизе «Шаурма кинг», согласно расчетам на сайте компании, следующие:

    киоск – от 175 тыс. рублей;

    павильон –  от 235 тыс. рублей;

    фудкорт – от 275 тыс. рублей.

    В указанные суммы входит паушальный взнос пакета «Базовый», оборудование, ремонтные работы, внутреннее и внешнее оформление, рекламные и дополнительные расходы. Заявленная прибыль составляет от 100 тыс. рублей в месяц.

    Подробные условия франшизы «Шаурма кинг» на официальном сайте http://franshiza-shaurma.ru/

  2. Шаурмастер
    Шаурма по франшизе «Шаурмастер», источник: сайт компании

    Шаурма по франшизе «Шаурмастер», источник: сайт компании

    Компания «Шаурмастер» предлагает франшизу на следующих условиях:

    Паушальный взнос дает право открыть пять торговых точек под брендом компании и составляет 600 тыс. рублей.

    За каждую последующую точку – 100 тыс. рублей.

    Роялти и рекламные отчисления – 5% от выручки ежемесячно.

    Инвестиции в открытие одной торговой точки площадью 15 кв. м. под ключ – от 650 тыс. рублей.

    Заявленная рентабельность – 18%.

    Прибыль с одной точки – от 90 тыс. рублей.

    Срок окупаемости – в среднем 1 год.

    Открыть бизнес по франшизе «Шаумастер» можно в собственном торговом павильоне или арендуемом помещении. При этом основными требованиями к франчайзи являются:

    наличие собственного или заемного капитала не менее 1,1 млн рублей;

     возможность подключения к Интернет;

    минимальная электромощность – 10 кВт;

    наличие водопровода или автономного водоснабжения;

    соблюдение санитарных и иных норм.

    Более подробно ознакомиться с условиями франшизы «Шаурмастер» можно на сайте http://shaurmaster.ru/franchise

И напоследок посмотрите видео о том, как шеф-повар из Анапы превращает обычную уличную торговлю шаурмой в настоящее шоу