Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.
Госзакупки и госзаказ, нормативные документы
Главные регламентирующие документы:
- № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.
Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:
- органы исполнительной власти;
- компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
- автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
- предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
- организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.
Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.
Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:
- соответствие законным требованиям и ограничениям;
- отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
- налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.
Рисунок 1. Схема размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».
За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.
Как организована работа ЕИС
Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:
- формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
- предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
- обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.
С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.
Какую информацию размещает заказчик
При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:
- извещение о закупке;
- документацию, разъяснения;
- проект договора.
Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.
Пример поиска информации о размещенных контрактах
Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.
Рисунок 2. Главная страница официального сайта госзакупок (ЕИС)
Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:
- канцелярские товары — 5200;
- запчасти для автомобилей — 3;
- медицинские принадлежности — 43;
- ремонт — 800 000;
- аудиторские услуги — 243;
- заправка картриджей — 192;
- мебель — 74 000;
- ремонт копировальной техники — 703;
- IT-услуги — 793;
- хозяйственные товары — 2700;
- моющие средства — 3600;
- инструменты — 7600.
Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).
Рисунок 3. Список заказов по реестру для СМП по Кемеровской области.
Преференции для малого и среднего бизнеса
Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.
Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):
- ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
- установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).
Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.
По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).
Рисунок 4. Количество договоров, заключенных с малыми предприятиями и некоммерческими организациями. По данным Минэкономразвития.
Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).
Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)
Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 –71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:
- Интернет-адрес электронной площадки;
- срок, до которого принимаются заявки;
- дата проведения аукциона;
- размер и форма обеспечения участия;
- ограничения по участникам (СМП, субподряд);
- условия допуска зарубежных товаров.
В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru), ГУП "Агентство по госзаказу" (www.zakazrf.ru), ЗАО "Электронные торговые системы" (www.etp-micex.ru), ООО "РТС-тендер". Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.
Схема 1.
Схема 2.
Схема 3.
Что нужно чтобы принять участие в торгах
Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):
- заявление стандартной формы;
- выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
- копия паспорта участника (физического лица);
- копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
- учредительные документы юридического лица (копии);
- ИНН, адрес электронной почты;
- документ, подтверждающий полномочия руководителя;
- решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).
Заявка состоит из 2-х частей. Первая — включает описание товара, услуги, количество, характеристики; вторая — контактную информацию заявителя, декларацию соответствия СМП, сертификаты на изделия. Она должна быть обеспечена внесением денежной суммы: от 0,5 до 5% от стоимости заказа, для СМП — не больше 2%. После определения победителя, деньги всем остальным возвращаются в течение суток. Выигравший поставщик получает средства после подписания контракта, который в свою очередь тоже требует обеспечения, но здесь уже допускается банковская гарантия.
Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.
Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк
Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.
Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.
Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?
Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.
Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?
Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.
Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?
Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе. Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.
Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?
Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект. Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы. Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.
Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?
Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то – вперед!
Подводя итоги.
При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.