Юрист – профессия востребованная. Люди редко самостоятельно могут разобраться во всех законодательных тонкостях. И это касается всех сфер жизни. Поэтому, бизнес по оказанию услуг правового характера, безусловно, выгоден. Это может быть блог, в формате «вопрос – ответ», ютуб-канал, онлайн-консультация, полноценная юридическая или нотариальная контора. Начать дело можно как самостоятельно, так и приобретя франшизу.

Юридический бизнес требует профильного образования. Конкуренция в нем достаточно высока, но связана она не с количеством юридических контор, а с качеством обслуживания. Начиная подобное дело, необходимо помнить, что это, в первую очередь, репутационный бизнес.

Что требуется для начала бизнеса

Юридический бизнес требует анализа рынка, в который входят:

  • определение потребностей населения;
  • изучение спроса;
  • проработка конкурентов.

По окончании анализа составляется бизнес-план, включающий все аспекты деятельности, от маркетинга до финансового плана.

После того, как выбрана ниша для бизнеса, необходимо:

  • зарегистрировать ИП или юридическое лицо в налоговой инспекции;
  • арендовать помещение или приобрести недвижимость, если ее нет в собственности;
  • нанять персонал (в случае необходимости);
  • заключить договора с консалтинговой и аутсорсинговой компанией (в случае необходимости) на оказание требуемых вам услуг, например, бухгалтера, IT-специалиста, уборщицы.
  • разместить вывеску, наружную рекламу, организовать продвижение через интернет.

Некоторые виды бизнеса можно вести самостоятельно, не нанимая персонал в штат. Возможен вариант семейного дела, когда муж оказывает непосредственно юридические услуги, а жена, например, ведет бухгалтерию и занимается продвижением.

Критерии перспективности

Бизнес должен быть выгоден. Это непреложная истина. Важно понимать критерии перспективности выбранного дела. В юридическом направлении они следующие:

  • возможность привлечения большого количества клиентов;
  • услуги должны быть простыми и стандартизированными;
  • большой средний чек (50 000 – 100 000 руб.);
  • выполнение обязательств перед клиентами требует минимум затрат – на 80% работа должна повторяться;
  • перспективы масштабирования. Компания не должна быть заложником своего региона.

Чем большее количество критериев выполняется, тем больше вероятность быстрого продвижения на рынке.

Чем же заняться?

Юридический блог

Как правило, юристы специализируются в какой-то одной области. Поэтому и блог, для начала, лучше делать узконаправленным, например, по теме страхования, недвижимости, семейного права и т.д. В будущем, если дело пойдет в гору, можно создать полноценный юридический портал и нанять специалистов по каждому направлению.

«Заниматься юридическим бизнесом в формате «Я оказываю любые услуги – не очень хорошая позиция. Она приведет к низким заработкам при большом объёме работы».

Александр Черкашов, основатель компании « Law Business Group »

Блогинг может стать основным занятием или дополнением для поддержки бизнеса. Высокий трафик позволяет подключать контекстную рекламу, зарабатывать на просмотрах, кликах. Активно развивайте страницы в соцсетях. Они привлекают потенциальную аудиторию, показывают вашу экспертность.

Самый распространённый вид блога – вопрос-ответ. Чтобы найти вопросы, которые волнуют аудиторию, изучите форумы, запросы поисковых систем (Яндекс.Вордстат, Google Trends). Старайтесь отвечать простым языком, доступным обычному человеку, подробно разъяснять смысл тех или иных формулировок.

Для увеличения просмотров добавьте интересные статьи.

Онлайн-преподавание

Платные видео-уроки, частные или группами, могут принести стабильный и немалый доход. Среди клиентов окажутся:

  • студенты, которым нужна помощь в обучении;
  • обычные люди, чтобы повысить свою юридическую грамотность;
  • предприниматели.

Тематика возможна разная:

  • краткий курс по трудовому кодексу для HR-специалистов;
  • основы юридической грамотности для предпринимателей;
  • разбор последних законодательных нововведений;
  • разбор тем для подготовки к экзаменам в профильные вузы и т. д.

Доступ к курсам можно продавать длительное время, т.к. один раз созданный материал способен работать несколько лет. Вложившись один раз, вы сможете получать прибыль годами. Но для этого нужно организовать съёмку, привлечь оператора, специалиста по свету, чтобы контент выглядел качественно.

Некоторые курсы будут требовать корректировки, в случае изменения законодательства.

Автоюрист

Очень востребованный сервис – ежедневно на дорогах случаются десятки и сотни ДТП. Суть такой идеи – помощь в получении компенсации ущерба, исключение неправомерного наказания.

Вы можете предложить выезд на место аварии, помощь клиенту в правильном составлении актов для автоинспекции и страховых компаний, фиксировании деталей происшествия.

Чтобы запустить проект, необходимо оплатить регистрацию бизнеса, рекламу, купить автомобиль, если его нет.

YouTube-канал

Ютуб стал тем местом, где пользователи интернета ищут информацию. Этим можно воспользоваться и делать видео, помогающие людям понять тонкости юридического мира. Формат востребован даже больше, чем статьи, потому, что многие любят именно слушать и смотреть, а не читать.

Можно самостоятельно продвигать канал или обратиться к продюсерам, выполняющим работу «под ключ». Конечно, это обойдётся не дешево, но и результат будет быстрым. Затраты окупятся благодаря контекстной рекламе, рекламным интеграциям.

Канал может освещать любую проблему. Можно вести диалог со слушателями посредством комментариев под видео и таким образом выяснять интересные подписчикам темы.

Это могут быть:

  • профессиональный разбор громких дел, ярко освещаемых средствами массовой информации;
  • объяснение законодательных актов простым языком;
  • инструкции по действиям в жизненных ситуациях, таких как ДТП, жалобы соседей или на них, нарушения прав потребителей и т.д.

Чтобы отвлечь зрителя от серьезных проблем, ролики можно разбавить шутками на юридическую тематику или интересными историческими фактами.

Консультирование или call-центр

Оказание юридических консультаций для граждан можно проводить в двух форматах:

  • в физическом офисе;
  • по телефону.

Оба формата реально объединить. Арендуйте офис, сделайте ремонт и закупите мебель. Наймите персонал. Это может быть 1 человек, отвечающий на вопросы по телефону. Очные консультации вы можете оказывать сами.

Когда станет очевидно, что самостоятельно вы уже не справляетесь – наймите еще сотрудников. Операторы на телефоне могут работать дистанционно. Можно даже на начальном этапе не нанимать человека в штат, а договориться с ним о сдельной оплате.

Так, например, работают консультанты банка Тинькофф – каждый из них находится у себя дома и через специальную единую систему, открытую на компьютере отвечает на звонки клиентов.

Нотариальная контора

Это один из востребованных и прибыльных типов бизнеса, но здесь есть один нюанс – нотариус может работать только по лицензии. Однако, если вы специалист и успешно прошли аттестацию, вы можете открывать собственный офис.

В данном случае важно расположение. Найдите место, где рядом нет других нотариальных контор, рядом с судами, агентствами недвижимости, административными зданиями. Именно здесь востребованы подобные услуги.

Расширить бизнес можно заключив договора на сдельную работу с аттестованными переводчиками. В результате, вы сможете заверять переводы.

Инвестиции в нотариальное дело будут равны:

  • стоимости аренды офиса;
  • ремонта;
  • покупки мебели, компьютеров и оргтехники;
  • заказа вывески и рекламы.

Потребуется также нанять одного помощника.

Кому подходит юридический бизнес

Согласно законодательству РФ, лишь некоторые виды юридической деятельности требуют лицензии – нотариальная и адвокатская. Заняться бизнесом может человек, имеющий профильное образование и минимальный первоначальный капитал.

В зависимости от опыта предпринимательства, дело можно открывать тремя способами:

  • если опыт есть, а денег мало – открывайте небольшую онлайн- или офлайн-консультацию, контору, ютуб-канал или станьте автоюристом. Так вы сможете работать самостоятельно и сэкономить на персонале и арендной плате;
  • если опыта нет, но есть деньги – купите франшизу. Вы получите полные инструкции по ведению бизнеса и круглосуточную поддержку. Известный бренд поможет сразу получить клиентов;
  • если есть и то, и другое – организуйте других людей и откройте полноценную юридическую контору.

Однако, последний вариант потребует больших сумм не только инвестиций, но и ежемесячных платежей. Срок окупаемости будет достаточно длинным.