В 2016 году рынок автомобилей в России начал оправляться от кризиса: объемы продаж выросли по сравнению с прошлым годом на 11,7%. Эксперты прогнозируют положительный тренд и на ближайшие несколько лет. При таком раскладе выгодной и рентабельной идеей представляется открытие АЗС на базе франшизы одной из крупных нефтяных компаний – Shell, Лукойл, ГазПромНефть, Петролеум Плюс или БашНефть. Инвестиции составят от 2 до 15 млн руб., окупаемость – 2-5 лет. При правильной организации доход может составлять не менее 1 млн руб. в месяц.


Отчего открытие автозаправочной станции самостоятельно или на основе франшизы АЗС представляется многим предпринимателям выгодной и перспективной идеей бизнеса?

  • Водители пользуются автомобилями круглый года, значит, спрос на продукцию не зависит от сезонных факторов.
  • Рентабельность бизнеса составляет не менее 15% даже в неблагоприятные периоды, а при правильной организации бизнеса может составлять 50-60%.
  • Окупаемость АЗС может быть достигнута за 1-5 лет, учитывая масштабы бизнеса.

В пользу открытия станции по заправке автомобилей говорят и прогнозы роста спроса в отрасли: с 2017 года рынок машин начал оправляться от кризиса, объемы продаж начали расти, что повлечет за собой рост потребности в бензине и дизельном топливе.

Рисунок 1. Динамика приобретений новых авто и потребления ГСМ в России, 2011-2018 гг. (с прогнозом). Источник: РБК

Рисунок 1. Динамика приобретений новых авто и потребления ГСМ в России, 2011-2018 гг. (с прогнозом).
Источник: РБК

При этом прибыльная нефтяная сфера таит в себе немало трудностей для новых участников:

  • инвестиции в открытие бизнеса могут составить 13-15 млн рублей, поскольку потребуется арендовать землю и с нуля возвести комплекс АЗС;
  • продажа ГСМ относится к категории опасного бизнеса, который требует оформления значительного числа электронных и бумажных документов (СЭС, противопожарная служба, муниципалитет, Роспотребнадзор, экологическая служба, ГИБДД и др.);
  • необходимость регулярных вложений в обеспечение бесперебойного функционирования АЗС;
  • значительный период, который уходит на оформление документов (не менее полугода).
Таблица 1. Перечень основных первоначальных затрат.
Источник: РБК

Статья расходов

Сумма, млн руб.

1

Возведение комплекса АЗС

5

2

Аренда земельного участка

2

3

Закупка оборудования (резервуары для топлива, колонки, системы аварийной перекачки и др.)

3

4

Оформление документов, получение лицензии МЧС

2

5

Наем персонала и иные затраты

1

 

Итого

13

Многих трудностей на начальном этапе открытия АЗС и последующем ее содержании можно избежать, если решить открыть АЗС в любом регионе России по франшизе. В этом случае раскрученный бренд обеспечит заправке поток лояльных автовладельцев уже с первых дней ее работы. В чем перспективность АЗС-франчайзинга?

  1. Розничный топливный рынок России не насыщен: постепенный выход из кризиса способствует увеличению автотранспорта на дорогах страны, что повышает потребность в бензине и дизельном топливе.

    Справка! В 2016 году в ЕС в среднем на одну заправку приходилось в 1,5 раза меньше водителей, чем в России.
    Источник: Ведомости

    Рисунок 2. Число АЗС в России в 2013-2016 гг. Источник: агентство АКРА

    Рисунок 2. Число АЗС в России в 2013-2016 гг.
    Источник: агентство АКРА

  2. Продавая топливо по франшизе, можно быть уверенным в поставках качественного продукта, что исключит вероятность претензий со стороны клиентов.
  3. Уже во второй год работы АЗС можно рассчитывать на рентабельность 20-25%.
  4. Крупные российские нефтяные компании (Газпром, Лукойл, Роснефть и др.) способны гарантировать бесперебойные поставки бензина и дизельного топлива вне зависимости от состояния экономики.
  5. Большинство автовладельцев доверяет только проверенным брендам бензина и дизельного топлива, оттого не станут покупать продукт у малоизвестной станции.

При открытии АЗС по франшизе можно рассчитывать на поддержку опытного партнера, а также на его помощь в деле оформления документов (все необходимые разрешения можно будет получить всего за 1 месяц). Не потребуется вкладываться в создание фирменного стиля и рекламные мероприятия.

При этом стоимость франшизы (паушальный взнос) может составлять 50-150 тыс. руб., а ежегодный платеж (роялти) 30-50 тыс. руб.

Таблица 2. 5 лучших франшиз АЗС

Наименование франчайзера

Первоначальные инвестиции, млн руб.

Паушальный взнос, тыс. руб.

Роялти, тыс. руб.

Окупаемость, лет

1

НК Shell

До 1

-

30-40% выручки

2

2

НК Лукойл

4-7

Определяется в зависимости от региона

256-470

3

3

НК Газпромнефть

5-6

Определяется индивидуально

От 100

5

4

Сеть АЗС Петролеум Plus

0,5-5

100-300

150

1-2

5

НК Башнефть

5-7

Определяется индивидуально

10-50

3

Важный момент! Оптимальный срок окупаемости АЗС по франшизе НК – 5 лет. Условие достижения таких показателей – не менее 1 млн руб. дохода в месяц.
Источник: РБК

НК «Shell» - создание АЗС по франшизе англо-голландского концерна

Рисунок 3. Логотип Shell. Источник: сайт Текноблок

Рисунок 3. Логотип Shell.
Источник: сайт Текноблок

Приобретение права открытия АЗС под брендом Shell – один из самых выгодных вариантов создания собственной автозаправочной станции. На открытие бизнеса потребуется менее 1 млн руб., поскольку франшиза предоставляется на условиях CODO.

Справка! CODO – международный принцип формирования дилерской сети, по которому дилер получает готовую АЗС без вложений в ее постройку и внесения паушального взноса. Однако 30-50% выручки он обязан будет отдавать головной компании.

В рамках принципа CODO концерн Shell проводит конкурс на создание самого выгодного проекта эксплуатации АЗС. Авторы лучших вариантов получают право на работу под брендом Shell и заправочный комплекс в придачу (он передается на праве хозяйственного ведения, а собственником продолжает оставаться «Шелл»). Требования к участникам:

  • наличие регистрации в форме ИП или юридического лица;
  • опыт предпринимательской деятельности (необязательно в сфере АЗС).
Рисунок 4. Автозаправочная станция Shell в России. Источник: сайт OilCapital

Рисунок 4. Автозаправочная станция Shell в России.
Источник: сайт OilCapital

Справка! Корпорация Royal Dutch Shell начала свою работу в 1907 году. С 1997 года этот англо-голландский концерн начал свою работу в России. В настоящее время число открытых по франшизе автозаправочных станций почти достигло 200 ед. Регионы работы Shell в России: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Вологодская, Липецкая, Тверская, Тульская и Ярославская области

НК «Лукойл» - первая прибыль через 3 года

Рисунок 5. Логотип Lukoil. Источник: сайт АСУ Инжиниринг

Рисунок 5. Логотип Lukoil.
Источник: сайт АСУ Инжиниринг

В настоящее время на территории России функционирует более 250 АЗС, открытых по франшизе «Лукойл». Ее преимущество – учет регионального фактора (в федеральных трассах проходимость автозаправочных станций в разы выше).

Таблица 3. Роялти (годовой взнос) по франшизе Lukoil.
Источник: официальный сайт нефтяной компании

Размер роялти

На федеральных трассах, тыс. руб.

В городах с населением более 500 тыс. чел., тыс. руб.

В иных населенных пунктах, тыс. руб.

Без НДС

398

357

217

С НДС (18%)

469,64

421,26

256,06

Величина паушального взноса также определятся в зависимости от региона и от масштаба бизнеса и составляет в среднем 200-300 тыс. руб. При начальных инвестициях от 4 млн руб. бизнес может окупиться в течение 3 лет.

На что может рассчитывать франчайзи НК «Лукойл», помимо права использования известного бренда?

  • Регулярные поставки качественного топлива.
  • Предоставление готовой базы стандартов деятельности АЗС.
  • Бесплатное обучение и консультирование персонала.
  • Право на самостоятельное ведение бизнеса и независимое ценообразование.
  • Установку корпоративной системы управления и терминалов «Ликард».

Со своей стороны покупатель франшизы предоставляет собственный или арендованный земельный участок, проводит работы по возведению заправочного комплекса и приведению его в соответствие с фирменным стилем Lukoil.

Покупка франшизы Лукойл гарантирует работу под брендом компании с широкими перспективами развития

Справка! Концерн «Лукойл» был основан в 1991 году как корпорация «ЛангепасУрайКогалымнефть», а уже с 1998 года начала продавать свои франшизы. АЗС нефтяной компании ныне действуют во всех регионах России.

НК «Газпромнефть» - широчайший географический охват

Рисунок 6. Логотип Газпромнефть. Источник: сайт Агентства нефтегазовой информации

Рисунок 6. Логотип Газпромнефть.
Источник: сайт Агентства нефтегазовой информации

Нефтегазовая компания «Газпромнефть» продает франшизы на открытие АЗС в большинстве стран СНГ. Вложив в аренду участка и постройку комплекса порядка 6 млн руб., можно рассчитывать на:

  • продажу топлива под брендом корпорации;
  • поставки высококачественного бензина и дизельного топлива;
  • предоставление проекта будущей АЗС и консультаций по организационным вопросам;
  • право на независимое ценообразование.

Паушальный взнос в отношении каждого франчайзи определяется в индивидуальном порядке, в то время как роялти составляет не менее 100 тыс. руб. Окупятся вложения в 6 млн руб. в течение 5 лет.

Справка! Нефтегазовая компания «ГазПромНефть» - один из крупнейших участников добычи нефти в России. Она была основана в 1995 году как ОАО «Сибирская нефтяная компания». В 2006 году она вышла на зарубежные рынки, а с 2012 – начала продажу франшиз. В настоящее время насчитывается более 2000 франчайзинговых АЗС в 50 странах мира.

Сеть АЗС Петролеум Plus – минимальные вложения и быстрая окупаемость

Рисунок 7. Петролеум Plus. Источник: Бизнес сеть Bitobi

Рисунок 7. Петролеум Plus.
Источник: Бизнес сеть Bitobi

Для предпринимателей, которые не обладают существенным капиталом на момент открытия собственной АЗС, подойдет франшиза сети автозаправочных станций «Петролеум Плюс», которая ныне предоставляет франчайзи 7 выгодных моделей бизнеса.

Таблица 4. Модели бизнес-франчайзинга от компании Plus.
Источник: официальный сайт сети АЗС

Модель

Первоначальные инвестиции, млн руб.

Паушальный взнос, тыс. руб.

Роялти, тыс. руб.

Топливо /Ребрендинг

Классическая

1,5

100

10

Plus / Франчайзи

Партнерская

0,5

200

30

Plus / 50:50

Эксклюзив

0,5

300

50

Plus / Plus

Корпоративная классическая

1,5

200

15

Партнер / Франчайзи

Корпоративная сетевая

1,5

200

25

Партнер / Франчайзи

Инвестор Классик

20

100

10

Plus / Франчайзи

Инвестор Плюс

5

100

10

Plus / Франчайзи

Арендатор

1

100

10

Plus / Франчайзи

В рамках франчайзинга владелец франшизы получает:

  • право на использование узнаваемого бренда;
  • регулярные поставки высококачественного топлива от таких известных нефтяных компаний, как «ГазПромНефть», «ТНК», «НАФТАН» и др.;
  • установку терминального оборудования для использования собственных карт лояльности и процессинга карт «Лукойл», «РосНефть», «ГазПромНефть»и др.;
  • бесплатную техническую и информационную поддержку;
  • обучение персонала и консультирование по организационным вопросам.

При условии правильной организации бизнес может окупиться в течение 1 года.

Рисунок 8. Автозаправочная станция Петролеум Plus. Источник: сайт CardProfit

Рисунок 8. Автозаправочная станция Петролеум Plus.
Источник: сайт CardProfit

Справка! Федеральная сеть АЗС Петролеум Plus начала функционировать в 2004 году, а с 2011 года начала продажу своих франшиз. Ныне в сеть франчайзинговых автозаправочных станций входит свыше 40 объектов. Они расположены более чем в 20 регионах России.

БашНефть – франшиза АЗС с минимальным роялти

Рисунок 9. Логотип Башнефть. Источник: сайт Neftegaz.RU

Рисунок 9. Логотип Башнефть.
Источник: сайт Neftegaz.RU

Нефтяная компания «Башнефть» предоставляет франчайзи оптимальные условия: если паушальный взнос зависит от масштаба бизнеса региона, то роялти составляет всего 10-30 тыс. руб. в год. Столь малая величина отчислений в пользу франчайзера обеспечивает заправке окупаемость в течение 3 лет.

Использование франшизы от «БашНефть» гарантирует предпринимателю:

  • право продажи бензина и дизельного топлива под известным в России брендом;
  • регулярные и бесперебойные поставки высококлассного топлива;
  • право на собственную ценовую политику;
  • консультации по вопросам регистрации и организации бизнеса;
  • обучение персонала.

Справка! ПАО «БашНефть» функционирует на российском рынке с 1992 года. С 2010 года нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая корпорация начала продавать собственные франшизы. Ныне только на территории России насчитывается около 500 франчайзинговых АЗС. Основные регионы деятельности: Башкортостан, Удмуртия, Оренбургская и Самарская области, Приволжский, Центральный, Уральский, Южный и Северо-Западный федеральные округа.