На чем экономят люди в кризис? Россияне признаются, что отказывают себе во многом. В ТОП-3 списка экономии - развлечения (см. Рис.1)
И все же индустрия развлечений, продолжает оставаться в зоне интересов малого и среднего бизнеса. Новые детские аттракционы появляются на открытых площадках, в отдельно стоящих зданиях, в ТРЦ. Аналитики уверены, что в ближайшее время темпы развития этого направления будут нарастать. Вот основные предпосылки, которые, с точки зрения специалистов, способствуют укреплению позиций индустрии развлечений в нашей стране.
Интерес к «якорным арендаторам» ТРЦ
Несмотря на кризис и усиливающуюся конкуренцию, арендодатели стремятся привлечь в свои заведения как можно больше посетителей. Их союзниками становятся «якорные арендаторы», способствующие увеличению числа гостей. Именно к этой категории относятся владельцы аттракционов.
По данным Colliers International, операторы развлечений занимают второе место в структуре площадей торговых центров (18%), уступая только индустрии красоты (59%). По некоторым оценкам, в ближайшее время многие торговые центры будут отдавать под общепит и развлечения от 15 до 30 % своих площадей, так как эксперты установили, что обширная развлекательная зона увеличивает трафик ТРЦ на 15-25% (по данным журнала «Аттракционы и развлечения», № 21,2016г.)
Наличие готовых бизнес-схем и низкобюджетных форматов
Начинающим предпринимателям бывает непросто самостоятельно рассчитать рентабельность бизнеса. На помощь приходят франчайзеры с готовыми предложениями по открытию аттракционов.
«Франшиза – это готовая и отработанная модель бизнеса. Коммерсант покупает проект «под ключ», четко зная, что и как развивать: таким образом он обходит подводные камни и существенно снижает риски», - отмечает Антон Щипачев, коммерческий директор VIA BOWLING/GamePlay.
В сегменте аттракционов готовых франшиз пока немного, в основном это детские развивающие городки и аттракционы виртуальной реальности, но появляются и новые идеи: например, франшиза электрокартинга.
Для предпринимателей, не имеющих значительного стартового капитала, хорошим решением могут стать низкобюджетные аттракционы:
- батутные центры (размер первоначального вложения от 4 млн рублей)
- лазертаги – лазерный пейнтбол (от 2,5 млн рублей),
- мягкие игровые зоны Soft Play или развивающие игровые модули (от 300 тыс. рублей).
Желание родителей приобщить детей к полезным развлечениям
Мечта современных родителей - «оторвать» детей от гаджетов и телевизоров. Отсюда рост потребности в развивающих аттракционах: скалодромах, батутных и веревочных парках, площадках для фристайла и т.д.
Происходит смещение интереса с игровых автоматов к спортивным развлечениям: мамы и папы охотнее выделяют детям деньги на активный отдых.
Вот новые детские аттракционы, на которые, по мнению экспертов, спрос будет расти.
Идея №1 Электрокартинг
Сегодня электрокартинг активно развивается на Западе, а в нашей стране остается экзотикой. И все же профессионалы развлекательной индустрии пророчат ему большое будущее, потому что он отличается
- экологичностью: нет выхлопа, бесшумен, не требует согласования с Пожнадзором или создания дополнительной системы вентиляции
- вариативностью: «не приедается» (особенно если время от времени изменять конфигурацию трассы)
- всесезонностью: нет перепадов в посещаемости в различные времена года.
Кроме того, в нашей стране это пока свободная ниша, и те, кто откроет первые площадки для этого захватывающего аттракциона, обречены на успех.
Конечно, масштабный проект потребует серьезных вложений: электрокартинговый центр международного класса обойдется примерно в 40 млн. рублей (без учета затрат на реновацию помещения или строительство). Мини-формат («быстрый дрифт») для ТРЦ на старте эксперты оценивают в 15-18 млн. рублей.
Вместе с тем существует и готовое решение, разработанное итальянскими производителями электрокартингов: вступление в клуб Branded Network путем приобретения франшизы. При этом франчайзи получают готовую концепцию бизнеса, в том числе разработку сопутствующих направлений (общепит), маркетинговую и консультационную поддержку.
Членство в клубе с громким именем дает возможность привлечения престижных рекламодателей. Солидные фирмы выбирают в качестве партнеров по рекламе известные бренды, к которым относится и Branded Network. Это создает дополнительный доход.
Франшиза обойдется в 2,5 млн. рублей. Ежегодные роялти составляют 4 % от оборота.
Идея №2 Лазерный лабиринт
Незабываемые приключения взрослым и детям сулит лазерный лабиринт LASER QUEST. Это небольшое помещение (18 м²), пронизанное яркими лучами, образующими причудливый рисунок из пересекающихся линий.
Задача участника аттракциона – пройти через лабиринт, не задев лучи, найти ключ от секундомера, укрепленного на стене при входе, и, вернувшись, отключить его. Миссия может быть выполнена с трех попыток.
Аттракцион дает возможность на некоторое время почувствовать себя героем боевика или компьютерной игры в реальности. Также в нем можно соревноваться на скорость прохождения лабиринта.
Преимущества:
- относительно низкая цена оборудования – от 250 000 рублей
- компактность
- доступность для широкой аудитории (возраст посетителей начинается от 5 лет)
- демократичные цены: рекомендуемая стоимость билета 200 рублей
- наличие дополнительных источников дохода: продажа желающим видеозаписей их приключений в лабиринте
- высокая пропускная способность – до 30 человек в час и быстрый срок окупаемости – от 1 месяца.
Идея №3 Квесты – зарядка для ума
Другая перспективная идея – квесты для детей. Это игра в формате «выйти из комнаты». Условия просты: команда игроков на время запирается в помещении, выйти из которого они могут, последовательно выполнив определенные действия.
3 слагаемых успеха этого аттракциона, по мнению компании «iLocked – квесты выберись из комнаты», – необычная идея, интересный сценарий и особая атмосферность, которая создается тематикой игры и декорациями.
Если создавать бизнес с нуля, то стартовые вложения начинаются от 800 000 рублей и выше: чем сложнее механизмы и антураж квеста, тем значительнее стоимость. Срок окупаемости – от 6 мес. (в Санкт-Петербурге в среднем от полугода до восьми месяцев, из расчета 200 игр в месяц при стоимости 3 – 3,5 тыс. рублей за игру).
Начинающие предприниматели охотно покупают квесты «под ключ» по франшизе. Преимущества:
- готовый сценарий, оборудование и отработанная бизнес-модель
- поддержка франчайзера от создания до запуска аттракциона
- реклама для партнеров на сайте разработчика идеи и т.д.
- большинство квестов для детей разработаны под игровые комнаты в развивающих центрах, что позволяет быстро подобрать подходящее помещение.
Идея №4 Виртуальная война с гусеницами
Кто бы мог подумать, что разработчикам аттракционов удастся примирить родителей, мечтающих оторвать наследников от компьютеров, и детей, любящих дни напролет проводить за играми! Решением стал забавный семейный аттракцион REALGAME.
Он состоит из кабинки размером 4 м². Вместо пола – экран, по которому снуют вредные гусеницы и беспощадно пожирают вилки капусты. Задача игроков – растоптать как можно больше гусениц (в идеале около 200 за 2 минуты). Получилось – оставшиеся садовые вредители, превратившись в бабочек, улетают, а если нет – весело смеются над неудачей игроков.
Преимущества:
- доступен даже малышам: простые правила
- отвечает потребностям и детской, и взрослой аудитории
- экономичен: небольшая арендная стоимость
- есть возможность использовать на выездных вечеринках и праздниках
- относительно низкие первоначальные вложения – 360 000 рублей «под ключ»
- быстрый срок окупаемости
- значительно дешевле импортных аналогов.
Идея №5 Бамперные лодки – аттракцион на воде
Универсальное развлечение для детей и взрослых, подходящее как для открытых площадок, так и для помещений. Важное условие – наличие бассейна или открытого водоема.
По форме бамперная лодка является уменьшенной моделью настоящего судна. Рассчитана на 1– 2 человек, поэтому аттракцион подходит малышам с 3 лет в сопровождении родителей. Дети постарше справляются с управлением самостоятельно.
Преимущества:
- безопасность: борта лодки сделаны из резины, так что столкновения не страшны, даже если плавание происходит в небольшом бассейне
- новизна: управление лодкой для многих малышей в диковинку, в отличие от привычных машинок
- долговечность: лодки изготавливаются из прочного материала, который не выцветает и не деформируется, они оснащены электродвигателем на аккумуляторных батареях. На большинство изделий предоставляется гарантия не менее 1 года
- относительно низкие стартовые вложения: стоимость бамперной лодки отечественного производства начинается от 33 000 рублей.
Идея №6 Песочница с самоцветами
Тем, кто планирует развивать бизнес на семейных развлечениях, придется по вкусу франшиза «Сокровища пирата». Идея родилась в 2015 году у предпринимателя Т. Поповой, которая приобрела самоцветы для игр собственных детей. Заметив интерес малышей к разноцветным камешкам, она придумала чудо-песочницу с драгоценным наполнением. Сегодня они есть более чем в 15 городах.
Преимущества:
- легкость в реализации: аттракцион ориентирован на ТРЦ
- низкий уровень стартовых вложений: 130 000 рублей (без стоимости аренды и зарплаты персоналу)
- небольшая арендная плата: песочница занимает 8 м²
- возможность дополнительного заработка на продаже камней для коллекций
- отсутствие роялти
- зрелищность: мимо песочницы не пройдет спокойно ни один посетитель
- возможность развивать бизнес при содействии франчайзера
При правильной организации бизнеса можно получать от 120 000 рублей чистой прибыли в месяц.
Идея №7 Полеты в аэротрубе
По ощущениям этот аттракцион близок к прыжкам с парашютом, однако он намного безопаснее и доступен даже детям. Заключается в эффекте свободного падения, которое испытывает человек, находящийся внутри установки.
В целом удовольствие не из дешевых: на покупку аэродинамической трубы придется выложить в среднем 10 млн рублей. Плюс запас расходных материалов для дизельных двигателей внутреннего сгорания (около 150 000 рублей в месяц), экипировка посетителей, оплата труда инструктора по парашютному спорту и техника для обслуживания установки и т.д.
Преимущества:
- аттракцион – настоящий «магнит» для любителей спорта
- привлекателен для подростков новизной ощущений
- можно продавать подарочные сертификаты
Эксперты утверждают, что при грамотно выстроенной маркетинговой стратегии можно добиться окупаемости трубы за 2 года. Однако этот аттракцион все-таки рассчитан на мегаполисы, где больше потенциальных посетителей и выше уровень дохода населения.
Идея №8 Скалодром
В последнее время среди новых детских аттракционов развлекательный скалодром является одним из самых востребованных. Стремление детей к лазанию по вертикальным поверхностям, заманчивость стенок, имитирующих скалы, которые видно издалека, - все это увеличивает посещаемость скалодрома и делает его самым популярным местом в ТРЦ.
Преимущества:
- низкая арендная плата: занимает мало места, может размещаться в «неудобных» для других арендаторов местах (на пустующем пространстве около лифтов, возле эскалаторов, катков, роллердромов)
- не надоедает посетителям, так как имеет множество вариантов маршрутов, которые можно менять время от времени
- отсутствуют расходные материалы и эксплуатационные затраты
- быстро окупается (около 3 месяцев).
Таким образом, на рынке развлечений достаточно идей для бизнеса. Но для того, чтобы аттракционы долго радовали посетителей и приносили прибыль, рекомендуется приобретать их у проверенных поставщиков с хорошей деловой репутацией, а также проверять наличие сертификатов на материалы и страховочное оборудование.