Создание развлекательного телеконтента – довольно прибыльный вид бизнеса. Владелец популярной телепрограммы «Аншлаг» уже не один десяток лет извлекает доход из выпуска этой юмористической передачи. Основным источником дохода является гастрольная деятельность артистов, а также реклама. Ежегодный доход «Аншлага» оценивается в 0,3-0,5 млн руб. чистой прибыли. Однако основной целью выпуска передачи является все же популяризация жанра и узнаваемость артистов.
 

История успеха «программы-долгожителя» российского телевидения

Телевизионная юмористическая программа «Аншлаг» – один из «долгожителей» в истории российского телевидения. Идея создания подобного формата – юмористической передачи с выступлениями артистов разговорного жанра – пришла тележурналистке Регине Дубовицкой еще в далеком 1987 г. И уже более 30 лет шоу остается популярным у российских телезрителей и жителей стран СНГ. А Регина Дубовицкая все эти годы остается руководителем и бессменной ведущей телешоу.

Ранее, на тогда еще советском телевидении, подобных программ не существовало. Разумеется, юмористические передачи были, однако именно Дубовицкая сформировала новую концепцию: объединение юмористических номеров с зарисовками из личной жизни артистов. Это позволило существенно повысить лояльность аудитории, благодаря чему программа смогла остаться популярной на многие годы, даже в условиях обострившейся конкуренции 2000-х годов.

Собственник передачи

Рис. 1. Регина Дубовицкая – лицо телепрограммы

Рис. 1. Регина Дубовицкая – лицо телепрограммы

Руководитель, продюсер и с 1996 г. собственник «Аншлага» Александр Достман – один из главных «серых кардиналов» российского шоу-бизнеса. Он же является президентом и хозяином культурно-благотворительного фонда «Артэс», которому сейчас и принадлежат права на выпуск популярного юмористического шоу. Именно под руководством Александра Достмана «Аншлаг» оформился как бизнес и стал приносить владельцу неплохой доход.

Рис.2. А. Достман – один из крупнейших продюсеров и организаторов массовых мероприятий России

Рис.2. А. Достман – один из крупнейших продюсеров и организаторов массовых мероприятий России

Параллельно с продвижением популярных еще с советских времен юмористов передача стала своеобразной «фабрикой» нового поколения артистов разговорного жанра. На сегодняшний день в составе коллектива телешоу выступают такие популярные юмористы, как:

  • Клара Новикова;
  • Геннадий Ветров;
  • Елена Воробей;
  • Сергей Дроботенко;
  • Святослав Ещенко;
  • Николай Лукинский;
  • Светлана Рожкова и др.

В более ранние периоды в передаче выступали такие мэтры отечественного юмора, как Евгений Петросян, Елена Степаненко, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Владимир Винокур, Ефим Шифрин. Для многих из них «Аншлаг» стал стартовой площадкой для создания собственных телевизионных программ и серий самостоятельных гастрольных туров.

На чем зарабатывает «Аншлаг»

Переход «Аншлага» на коммерческие рельсы произошел примерно с середины 90-х годов XX века. С 1995 г. передача стала на регулярной основе выходить каждую неделю на канале «РТР». Кроме того, появились ее многочисленные вариации, в том числе и выездные концерты.

Таблица 1. Форматы телешоу с 1995-2016 гг.

Название

1

«Аншлаг представляет»

2

«Аншлаг и К°»

3

«Аншлаг. Бочка меда»

4

«Аншлаг. Из детства с приветом»

5

«Аншлаг собирает друзей»

6

«Аншлаг на Волге»

7

Новогодние спецвыпуски

И хотя в 2011-2016 гг. популярность шоу сильно пошла на спад, в 2017 г. программа отметила 30-летний юбилей, и концерты проходят с полными залами и по сей день.

Для справки: В среднем цена билета на концерт звезд «Аншлага» составляет 1200-2500 руб.

КБФ «Артэс», под эгидой которого выходит программа, получает доход от следующих направлений:

  • организация концертных программ;
  • проведение корпоративных мероприятий;
  • проведение юбилеев, семейных праздников, свадеб;
  • производство телевизионных шоу-концертов.

Основной заработок владельца шоу складывается из процента от продажи билетов на гастрольные туры артистов творческого коллектива и их гонораров за участие в различных мероприятиях.

Рис. 3. Концерты артистов проходят с неизменным успехом

Рис. 3. Концерты артистов проходят с неизменным успехом

Также доход приносит реклама: телевизионная версия программы имеет стабильно высокий рейтинг у российских телезрителей. Что касается самих артистов, то телеверсия шоу для них является не источником заработка, а рекламной площадкой. Выступления в программе позволяют артисту раскрутить себя как творческую единицу и набрать популярность, необходимую для гастрольной деятельности и выступлений на частных мероприятиях.

Это интересно: Некоторые из артистов, например Евгений Петросян, основали затем собственные телепрограммы юмористического направления: «Смехопанорама», «Кривое Зеркало». Максим Галкин, стартовав в роли пародиста в «Аншлаге», смог реализовать себя как успешный ведущий

Какой примерный доход приносит программа Александру Достману

Официально программа выпускается в рамках деятельности культурного фонда «Артэс». Фонд был основан еще в 1994 г. (ныне формально ликвидирован), а в 2002 г. была создана еще одна организация – культурно-благотворительный фонд «Артэс», за доходами которого возможно проследить благодаря данным Росстата.

Рис. 4. Формальный собственник «Аншлага» – КБФ «Артэс»

Рис. 4. Формальный собственник «Аншлага» – КБФ «Артэс»

Основным направлением деятельности КБФ «Артэс» указана «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая» (ОКВЭД 93.29). Но, сравнивая масштабы проводимых фондом мероприятий с данными официальной отчетности, можно сделать вывод, что организация оправдывает свое название благотворительного фонда. Официальная чистая прибыль КБФ «Артэс» за период с 2012 по 2017 гг. не превышает полумиллиона рублей в год.

Рис. 5. Официальные доходы КБФ «Артэс» невелики

Рис. 5. Официальные доходы КБФ «Артэс» невелики

Источник: Росстат.

При этом помимо юмористического шоу фонд организует такие масштабные мероприятия, как:

  • Неделя высокой моды в Москве;
  • юбилейные концерты к различным датам по заказу Министерства финансов РФ в Кремлевском дворце;
  • юбилейные концерты по заказу МВД РФ.

Однако значительные суммы госконтрактов на оказание услуг культурно-развлекательных мероприятий, выигранных фондом, тем не менее, не приносят организации существенных сумм чистой прибыли.

Читайте также: «Анимаккорд» как бизнес: сколько зарабатывают на мультфильмах о Маше и Медведе.

Анализируя структуру и динамику финансовых показателей фонда, можно наблюдать, что с 2015 г. выручка организации пошла на спад. Чистая прибыль же остается на стабильно низком уровне.

Рис. 6. Динамика финансовых показателей КБФ «Артэс» за 2012-2017 гг.

Рис. 6. Динамика финансовых показателей КБФ «Артэс» за 2012-2017 гг.

Источник: Росстат

В целом, учитывая, что организация зарегистрирована в качестве благотворительного фонда, ожидать высоких официальных доходов не стоит. Можно сделать вывод, что мероприятия, проводимые КБФ «Артэс», направлены на популяризацию жанра и узнаваемость артистов. Основную же массу доходов владелец получает посредством участия в других организациях, ориентированных на коммерческую сторону вопроса.