Интернет-площадка «Алиэкспресс» входит в состав Alibaba Group и принадлежит китайскому предпринимателю и миллиардеру Джеку Ма. Компания создана менее 10 лет назад, но уже насчитывает более 576 миллионов зарегистрированных пользователей. Минимальный заработок за 2018 год составил 48 млрд долл., или 3 168 млрд руб.
 

AliExpress – масштабный интернет-портал, автоматически переводимый на множество языков. Предназначен для торговли мелким оптом и в розницу. Его основатель – Джек Ма – обладает состоянием в 35,8 млрд долл., или 2 363 млрд руб. (18 место в мире и первое – в Китае, по версии Forbes 2018 г.). По версии Bloomberg – 14 место с 41,8 млрд долл., или 2 759 млрд руб. AliExpress как бизнес приносит своему владельцу миллиарды долларов ежегодно.

Собственник мессенджера

Алиэкспресс входит в состав Alibaba Group наряду со многими другими компаниями, принадлежащими Джеку Ма:

  • Alibaba International – основной актив компании, торговая интернет-площадка для организаций;
  • Taobao – интернет-аукцион, занимающийся розничной торговлей;
  • 1688 – сайт, приоритетным направлением деятельности которого является оптовая торговля;
  • ETao;
  • Ele.me – доставка еды;
  • AliExpress – масштабный интернет-портал, автоматически переводимый на множество языков. Предназначен для торговли мелким оптом и в розницу;
  • Alipay – сервис для совершения электронных платежей;
  • Tmall.com - платформа для продажи оригинальной брендовой продукции. С 2017 года действует в России;
  • Alibaba Cloud Computing – облачный сервис;
  • PAL – сервисная компания;
  • Juhuasuan;
  • Yahoo! China.

Собственник Алиэкспресс Джек Ма (Ма Юнь) является владельцем всех этих компаний и возглавляет совет директоров.

Рис. 1. Структура Alibaba Group

Рис. 1. Структура Alibaba Group

Структура AliExpress

Структура бизнеса очень проста. Компании, производящие или просто продающие товары, регистрируются на портале и заключают с сервисом договор об уплате определенного процента с каждой сделки.

Покупатели также регистрируются на сайте, выбирают товар и оплачивают его одним из предложенных способов. Комиссию платит только продавец. Он занимается также доставкой товара до покупателя.

На чем зарабатывает AliExpress

Алиэкспресс, как и Alibaba, является торговой площадкой. Она не продает товары, принадлежащие ей, но является витриной для продуктов сторонних компаний и нацелена как на розничную, так и мелкооптовую торговлю.

Логика продажи и оплаты AliExpress очень похожа на логику Amazon Безоса – хотя каждый магазин имеет свою витрину и свою продукцию, покупки производятся только через платеж на портале, Алиэкспресс же зарабатывает на каждой сделке.

Справка! Джек Ма – первый китайский бизнесмен, чье фото было опубликовано на обложке журнала Forbes

Основная особенность портала заключается в том, что он позволяет пользователям приобретать небольшое количество готового товара. Отличие от Alibaba заключается в невозможности изменения характеристик этого товара.

Таким образом, Джек Ма и Алиэкспресс получают прибыль с каждой покупки, т.е. она напрямую зависит от количества покупателей. На сегодняшний день их уже более 576 млн человек, что является рекордом для интернет-площадок. Людей привлекают низкие цены, частые акции и купоны, возможность получения кэшбэка.

Только за 1 день распродажи «11.11» торговая площадка может зарабатывать больше денег, чем компания Газпром за весь год. В 2015 году за первые минуты старта ежегодная распродажа «11.11» принесла выручку в 1,5 миллиардов долларов. После того, как были подведены итоги, оказалось, что объем продаж во время проведения акции составил порядка 14,3 миллиардов долларов. В 2016 году распродажа побила рекорд 2015 года – объем продаж составил 17,8 миллиардов долларов. В 2018 году 24 млрд долл., или 1 584 млрд руб. – и это все за 1 день (по данным газеты «Комерсантъ»).

Рис. 2. Прибыль AliExpress за 1 день проведения акции «11:11», млрд долл.

Рис. 2. Прибыль AliExpress за 1 день проведения акции «11:11», млрд долл.

Точная сумма доходов компании Алиэкспресс не разглашается, тем более что она является лишь частью большого холдинга. Однако если предположить, что за весь год на площадке продается товаров хотя бы на ту же сумму, что и за один день распродажи, то общая прибыль составит минимум 48 млрд долл., или 3 168 млрд руб., – впечатляющая сумма.

Немного истории

Создание компании AliExpress было начато Джеком Ма в 2010 году для того, чтобы дать возможность китайцам покупать товары по интернету, а также позволить китайским компаниям продавать свои товары по всему миру.

Так же, как и Alibaba, новая площадка была открыта для продажи товаров, но в отличие от нее здесь была реализована возможность юридическим лицам продавать товары физическим лицам. Через несколько лет горизонты расширились еще больше – теперь у физлиц существует возможность продажи своих товаров.

Развитие компании стремительно продолжается. Каждый год количество пользователей увеличивается. На портале была реализована возможность оплаты товаров через собственную платежную систему Alipay, также принадлежащую Alibaba Group. Кроме того, многие компании, особенно из России, закупают оптом товары в Китае на других площадках группы, а потом осуществляют их перепродажу на Алиэкспресс.