Организация аэропорта – серьезный бизнес, требующий огромных инвестиций. Но и доход в этой нише также солидный. Международный аэропорт «Домодедово» уже много лет является одной из крупнейших российских воздушных гаваней, а также надежным объектом для вложения денег инвесторов. Основным источником дохода владельцев «Домодедово» является предоставление услуг по обслуживанию авиакомпаний, а также сопутствующие виды деятельности: бортовое питание, сдача площадей в аренду, услуги отеля и т.д. Ежегодный доход аэропорта оценивается в 200-600 млн руб. чистой прибыли.

Бизнес на организации обслуживания авиаперевозчиков – серьезная ниша, требующая огромных сумм на создание и содержание объектов, а также на управление системой основных и вспомогательных служб. Аэропорты как бизнес нельзя рассматривать только с точки зрения инвестиционной привлекательности. Помимо всего прочего, это стратегические объекты, имеющие социальное и даже военное значение. Это осложняет организацию и ведение такого бизнеса. Ведь необходимо соблюсти всевозможные регламенты, ограничения и требования со стороны государства, а также соответствовать мировым стандартам. Рассмотрим, как устроен этот бизнес и на чем зарабатывают собственники аэропортов на примере международного аэропорта «Домодедово».

Немного истории

История второй по величине воздушной гавани России началась в 1954 г., а в 1963 г. стали выполняться первые грузовые и почтовые рейсы. Через год с аэродрома нового транспортного узла вылетел первый пассажирский рейс Москва-Свердловск. С 1966 г. пассажирские рейсы стали регулярными. Задумывался новый аэропорт специально для обслуживания дальнемагистральных и среднемагистральных рейсов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию.

В результате приватизации в начале 1990-х гг. «Домодедово» перешел в частные руки. Владельцем его стала компания СП «Ист Лайн». Собственники «Ист Лайн» Антон Баков и Дмитрий Каменщик сумели придать российскому аэропорту статус международного.

Рис. 1. Уставный капитал «Домодедово» – 10 млн руб.

Рис. 1. Уставный капитал «Домодедово» – 10 млн руб.

В настоящее время «Ист Лайн» разрослась до уровня холдинга. Собственником ее, согласно данным ФНС, является кипрская компания DME ltd, конечным бенефициаром которой является основатель –Дмитрий Каменщик.

С 1992 г. стали осуществляться не только региональные, но и международные авиарейсы. Чартеры были налажены в Европу и страны Азии.

Рис. 2. Страны, авиарейсы из которых обслуживает «Домодедово»

Рис. 2. Страны, авиарейсы из которых обслуживает «Домодедово»

В 1999-2003 и 2004-2008 гг. были проведены крупномасштабные работы по реконструкции и расширению транспортного авиаузла. Кроме основных пассажирских терминалов была восстановлена или создана заново сеть вспомогательных служб и сопутствующих сервисов.

Рис. 3. Схема аэровокзального комплекса

Рис. 3. Схема аэровокзального комплекса

Это интересно: В 2011 году аэропорт «Домодедово» был признан лучшим в странах Восточной Европы.

На сегодняшний день «Домодедово» – второй по объему пассажиропотока воздушный порт России, а также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы.

На чем зарабатывает воздушная гавань

Основную долю в структуре доходов транспортного авиаузла составляют доходы от хэндлинга – деятельности по обслуживанию авиаперевозчиков. Авиакомпаниям, которые выбрали «Домодедово» в качестве транспортного узла, предоставляется весь комплекс услуг по наземному обслуживанию авиарейсов.

При этом «Домодедово» выступает как единый оператор, предоставляющий весь пакет услуг по сопровождению и координации процедуры обслуживания перевозчиков и пассажиров. С авиакомпаниями заключается единый договор, в рамках которого услуги оказывают все службы по техническому и сервисному обслуживанию самолетов.

Тем не менее, существенную долю выручки приносят и сопутствующие направления деятельности.

Еще в 1994 г. на базе «Домодедово» было создано несколько профильных предприятий, обеспечивающих обслуживание как авиакомпаний-перевозчиков, так и пассажиров. В дальнейшем сеть сервисных служб развивалась, и на сегодняшний день в структуру наземного обслуживания входят:

  • фабрика бортового питания;
  • грузовой комплекс (КАРГО);
  • топливно-заправочный комплекс;
  • представительства авиакомпаний;
  • отделения банков;
  • магазины DUTY-Free;
  • кафе и рестораны;
  • спа-салоны;
  • отель «Аэротель».

От каждого вида сопутствующей деятельности владельцы воздушной гавани получают либо прямой доход, либо зарабатывают на предоставлении арендных площадей.

Рис. 4. Внутри транспортного терминала функционирует отель

Рис. 4. Внутри транспортного терминала функционирует отель

Одним из перспективных направлений деятельности холдинга является создание вокруг «Домодедово» индустриального кластера «Аэротрополис», включающего в себя логистические и транспортные узлы, торговые центры, сеть отелей и бизнес-центров. Предполагается, что это существенно повысит привлекательность «Домодедово» в качестве международного хаба.

Рис. 5. В планах владельцев – постройка рядом с «Домодедово» целого индустриального города-спутника

Рис. 5. В планах владельцев – постройка рядом с «Домодедово» целого индустриального города-спутника

Какой доход приносит аэропорт своим владельцам

Согласно данным аудиторского отчета ООО «Международный аэропорт «Домодедово» за 2017 г., бизнес на обслуживании авиаперевозчиков является весьма выгодным – общий объем выручки от всех направлений деятельности составил только за 2017 отчетный год сумму более 5 млрд руб.

Таблица 1. Выручка «Домодедово» за 2017 г.

Вид деятельности

Выручка без НДС, тыс. руб.

% в общем объеме выручки

1

Хэндлинг

3 565 775

69%

2

Услуги по трансформации электроэнергии

676 124

13%

3

Услуги по передаче тепла

169 310

3,3%

4

Услуги водоотведения

120 329

2,3%

5

Услуги водоснабжения

70 585

1,4%

6

Прочие услуги

565 658

11%

 

Итого за 2017 г.:

5 167 781

100%

Источник: аудиторский отчет за 2017 г.

Что касается чистой прибыли, то в динамике она варьируется. Так, компания не сумела выйти на чистую прибыль в 2013 и 2016 гг., однако в целом результаты финансовой деятельности на протяжении ряда лет были положительными.

Рис. 6. Отчет о результатах ФХД «Домодедово» за 2009-2017 гг. Источник: ФНС

Рис. 6. Отчет о результатах ФХД «Домодедово» за 2009-2017 гг.
Источник: ФНС

Как следует из отчета, бизнес на обслуживании авиаперевозчиков приносит чистую прибыль порядка 200-600 млн руб. в год. Учитывая рост объема пассажиропотока, владельцы аэропорта имеют отличные перспективы на расширение бизнеса и рост выручки.