5 вариантов организации производственного бизнеса в России в 2015-2016 г.: своя пекарня, производство строительных блоков, тротуарной плитки, мебели и кулинарии (доставка еды).

«Перспективы экономического роста в России на 2015-2016 негативны», – эта фраза из доклада экономистов Всемирного банка. Эксперты считают, что в нынешнем году страну ждет рецессия – прогнозируется спад экономики на 3,8% (по данным ВЭБ – снижение на 4,7%).

Рисунок 1. В 2015 ожидается кризисное падение всех отраслей.

Рисунок 1. В 2015 ожидается кризисное падение всех отраслей.

Приведен прогноз и в производственной отрасли:

  1. У домохозяйств сокращаются доходы, отсюда – снижение потребительского спроса.
  2. Слабый рубль стимулирует расширение импортозамещаемых производств. А высокая стоимость ввозимых из-за границы материалов и техники наоборот, могут быть фактором снижения роста промышленного сектора.
  3. Сокращаются инвестиции – все меньше людей и организаций готовы вкладывать деньги в чужие проекты.

В принципе, этих данных достаточно для анализа вопроса, какое производство выгодно открывать в 2015 году. Наш ответ будет следующим: то, которое может успешно функционировать без привлечения иностранных капиталов; то, которое будет способно заменить покупателям зарубежный продукт с аналогичными свойствами. 

О прогнозах чуть конкретнее

Сильный спад ждут в отраслях строительства и торговли. Падение производства будет не настолько заметным – лишь до -1,3%. Эксперты предостерегают – сейчас не время заниматься изготовлением отделочных и строительных материалов. Спрос на них не будет расти еще как минимум два года.

Рисунок 2. Прогноз роста по группам отраслей в % к предыдущему периоду (по данным ВЭБ).

Рисунок 2. Прогноз роста по группам отраслей в % к предыдущему периоду (по данным ВЭБ).

Эта таблица дает четкий ответ на вопрос, какое производство выгодно открывать в России в текущем году. Из-за резкого повышения цен на сырье в ряде отраслей мы видим значительный спад. Вместе с тем в некоторых секторах наблюдается подъем. Это касается пищевой, деревообрабатывающей, химической промышленности – тех отраслей, которые могут предложить россиянам качественный отечественный продукт взамен дорого импортного аналога.

Рисунок 3. Что будет в 2015 с пищевой отраслью – прогноз от Банка Развития.

Рисунок 3. Что будет в 2015 с пищевой отраслью – прогноз от Банка Развития.

Рисунок 4. Динамика отдельных отраслей по данным Росстат (январь 2012 – январь 2015).

Рисунок 4. Динамика отдельных отраслей по данным Росстат (январь 2012 – январь 2015).

Если разбить пищевую сферу на составляющие окажется, что ее рост сегодня поддерживается увеличением продаж кормов для животных и переработанного мяса птицы (в основном – курятины). Эти направления будут активны и в дальнейшем.

Абсолютное падение у текстильных и обувных фабрик (-63% и -12% соответственно). Это объясняется сокращением выпуска в связи с негативной динамикой спроса на одежду. Кроме того, производителям приходится закупать материалы и комплектующие за границей – а это в 2-3 раза  увеличивает себестоимость товаров.

Так какое производство выгодно открыть в 2015-2016 г.?

Нас интересовал бизнес с первоначальными вложениями до 3-5 млн. руб. Из множества вариантов, опираясь на статистические данные и отзывы предпринимателей, мы выбрали пять направлений.

Перед тем, как приступить к обзору уточним, что кроется за фразой «перспективная отрасль»:

Во-первых, производство мы открываем не на год или два. Это сфера требует серьезных вложений не только денежных, но и временных.

Во-вторых, выбранный бизнес должен наименее подвергаться влиянию колебаний. Как известно, экономика циклична – кризисы и взлеты постоянно чередуются. Предпринимателям стоит выбирать ту отрасль, которая могла бы показать рост даже на самом «дне».

Рисунок 5. Цикличность экономики характерна для России.

Рисунок 5. Цикличность экономики характерна для России.

В-третьих, производимый продукт должен принадлежать торговому сектору экономики («торговый» – значит, продвигаемый не только на внутреннем, но и на мировом рынке). Если платежеспособность населения падает, товар нужно продавать за границей.

И, в-четвертых, перспективная отрасль означает использование недорогих ресурсов – сырья, энергии, техники, технологий. По мнению большинства экономистов, самым дешевым ресурсом в России является рабочая сила.

Рисунок 6. Дешевая рабочая сила – характерная черта малого производства в России.

Рисунок 6. Дешевая рабочая сила – характерная черта малого производства в России.

Перед тем как начать обзор самых выгодных производств, расскажем еще об одном мнении. Многие аналитики считают, что высокая рентабельность продаж импортозамещающих товаров может быть недолгой. Как только у населения поднимутся доходы (в России ожидается к 2018-2020 году), в стране начнут активно продвигать иностранную продукцию. И люди опять будут покупать ее с большей охотой, чем отечественные аналоги.

Своя пекарня

В кризис самое время открывать пекарню. Тем более что за январь-февраль 2015 хлеб подорожал на 5%.

Рисунок 7. Как растет цена на хлебобулочные изделия (по данным Росстат).

Рисунок 7. Как растет цена на хлебобулочные изделия (по данным Росстат).

Выделим два направления:

  1. Выпуск традиционного хлеба и сдобы. Упор на большие объемы. Необходимо обеспечить постоянное предложение. Сотрудничество с розничными магазинами.
  2. Выпечка нетрадиционных изделий: багетов, грузинского хлеба, узбекской лепешки, кухтиани и прочего. Важна оригинальная рецептура. Кроме розницы, продукт стоит продвигать в рестораны, кафе национальной кухни.
Рисунок 8. Отзыв предпринимателя об открытии пекарни.

Рисунок 8. Отзыв предпринимателя об открытии пекарни.

Первоначальные вложения: до 3 млн. Срок окупаемости бизнеса: 1-2 года.

Производство бетонных блоков

В первой части статьи мы приводили данные о том, что строительная отрасль терпит падение. Это действительно так. В краткосрочном периоде заработать на выпуске и продаже блоков будет сложно. Но ведь дело-то это рассчитано на долгий период!

Рисунок 9. Совет по сбыту блоков от успешного предпринимателя.

Рисунок 9. Совет по сбыту блоков от успешного предпринимателя.

В 2015 вы можете наладить выпуск, заняться поиском клиентов. В период начала роста экономики (с 2016) компания будет уже во всеоружии.

Рисунок 10. Отзыв о бизнесе.

Рисунок 10. Отзыв о бизнесе.

Производство тротуарной плитки

Отличный вариант для тех, кто не планировал вкладывать в бизнес заемные средства. Еще один плюс: с такой продукцией можно участвовать в государственных тендерах. Сейчас, к примеру, на официальном сайте госзакупок висит 8 заявок на тротуарную плитку: стоимость заказов от 72 до 1 199 тысяч рублей.

Рисунок 11. Проводимые госзакупки, найденные по фразе «тротуарная плитка».

Рисунок 11. Проводимые госзакупки, найденные по фразе «тротуарная плитка».

Рисунок 12. Проблемы со сбытом плитки.

Рисунок 12. Проблемы со сбытом плитки.

Изготовление салатов

Казалось бы – идея не для кризиса. Но это только на первый взгляд. Люди сейчас очень заняты на работе – никто не хочет потерять свое место, каждый желает заработать. Обеды в кафе и ресторанах – отменяются. Остаются «собойки» или недорогие порционные салаты, которые можно купить в любом магазине.

Рисунок 13. Опрос проводился в конце 2014 года.

Рисунок 13. Опрос проводился в конце 2014 года.

Обратите внимание на график. Пятая часть опрашиваемых ответила: «Покупаю что-нибудь в ближайшем магазине». Эти люди и есть ваша целевая аудитория. Чтобы привлечь их внимание к салату, используйте проверенные временем рекламные хитрости:

  1. Красивая упаковка, из которой удобно есть.
  2. Не добавляйте соус в салат – подавайте его отдельно в запакованном пакете.
  3. Добавьте к набору одноразовую вилку или ложку. Не забудьте о салфетке.
Рисунок 14. Отзыв о бизнесе по производству салатов.

Рисунок 14. Отзыв о бизнесе по производству салатов.

Мебель, двери и окна из массива

Доход в кризис снижается преимущественно у среднего класса. Богатые люди в основной массе падения экономики не чувствуют. Так вышло и на этот раз: по разным оценкам от 1,5 до 2,3% граждан в 2014-2015 стали зарабатывать больше. Самое время открыть бизнес, рассчитанный на богатую клиентуру. Как пример: фабрика по изготовлению качественной мебели из древесины (никакого ДСП и МДФ). Плюс к этому вы можете наладить производство дверей и окон из массива.

В этом деле важно организовать эффективное продвижение – запустить хорошую рекламу, вплотную заняться прямыми продажами.

Рисунок 15. Взгляд со стороны на деятельность успешного мастера.

Рисунок 15. Взгляд со стороны на деятельность успешного мастера.

Сбывать массив можно и в организации. Попробуйте, к примеру, поучаствовать в госзакупках. То и дело на специализированных порталах проскакивают объявления о начале тендера.

Резюме

И, так каким критерием должно соответствовать производство, чтобы быть успешной в 2015 году: 

  1. Которое можно расширить: создать новую линейку, начать выпуск побочной продукции или организовать услуги.
  2. Перспективное – которое будет эффективно работать не только в текущем, но и будущих периодах.
  3. То, для реализации которого вы сможете найти дешевые или даже бесплатные ресурсы и сырье.
  4. Которое легко продвигать не только в России, но и в странах СНГ.