С каждым годом число фрилансеров в России растет. Государство разработало схему их легализации, однако далеко не во всех регионах. Несмотря на это, в качестве самозанятых зарегистрировалось уже более 200 тысяч человек. Все они платят обязательный налог и по желанию могут делать отчисления в Пенсионный фонд.

Участники «теневого сектора» или доноры российской экономики? Как их не называть, но укоренившийся тренд прекариатизации труда, проще говоря, наличия большого количества нестабильных, неофициальных рабочих мест на рынке, дало новый толчок роста количества самозанятых. По данным Росстата число фрилансеров в 2019 г достигло 20 миллионов человек.

Причины роста

Конъюнктура рынка современной России создает предпосылки для стремительного роста «работающих на себя» граждан, так называемых самозанятых, смещая позиции малого и среднего бизнеса. К их числу относятся:

  • смещение доли ВВП в сторону сферы услуг от материального производства, 60% и 40% соответственно;
  • бюрократизм и волокита, усложняющие процедуру регистрации бизнеса;
  • требования ТК РФ по предоставлению социальных гарантий наемным работникам, затрудняющие работодателям оперативно перестраиваться под текущую конъюнктуру;
  • высокие налоги в легальной экономике;
  • безработица наряду с большим числом нелепых вакансий с заработной платой на уровне прожиточного минимума.

Нельзя списывать со счетов усталость от офисов, стремление к самореализации, развитие интернет-ресурсов. Возможность совмещения с основной работой и получения дополнительного заработка сделало это движение универсальным и всепроникающим во все секторы экономики.

В дополнение: Что такое безработица, и каких видов она бывает.

Легальная самозанятость

90% россиян выразили поддержку самозанятой части рынка труда. Ключевыми факторами выступают стоимость услуг и оперативность по сравнению с аналогичными сервисными центрами. Официальный это заработок или нет, волнует менее 1% респондентов. Предпочтительность фрилансеров объясняется зачастую родственным или дружеским характером отношений продавца и покупателя.

Государство, напротив, не так лояльно к неофициальному заработку. Стремление вывести 25-30 миллионов нелегалов из тени продиктовано в первую очередь желанием пополнения государственного и муниципальных бюджетов. С этой целью был разработан специальный налоговый режим для самозанятых, налог на профессиональный доход (НПД), основная идея которого – уплата взносов с оборота по минимальным ставкам, 4% при работе с физлицами, 6% – юрлицами.

Страховые взносы уплачивать не обязательно, в том числе и в ПФР. Но в этом случае и страховой страж идти не будет.

Гражданам, для которых самозанятость – единственный источник дохода, и которые в будущем намерены получать пенсию, необходимо зарегистрироваться в Пенсионном фонде самостоятельно в качестве «страхователя» и регулярно перечислять взносы из расчета 30 000 руб/1 год страхового стажа. Перечислят меньше – стаж сократится пропорционально сумме отчислений.

ФЗ №422 от 27.11.2018 вступил в силу с января 2019 года и распространялся на 4 региона-донора – Татарстан, Калужскую область, Москву и МО. Законотворцы выступили с инициативой расширить зоны действия специального налогового режима на всю страну, однако на финише проект ограничился 19 дополнительными регионами: Санкт-Петербургом, Башкирией, Красноярским и Пермским краями, Ненецким, Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами, а также Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областями.

В российском законодательстве понятие самозанятый не закреплено, но активно используется. НПД распространяется на лиц, производящих товары и услуги без привлечения наемного труда, с оборотом, не превышающим 2,4 млн/год. Получить статус «самозанятый» можно, пройдя регистрацию через приложения «Мой налог» либо «Сбербанк Онлайн» в разделе «Госуслуги»-«Свое дело».

К октябрю 2019 г. число зарегистрированных пробило отметку в 210 тыс. чел. В сравнении с 2018 г. рост колоссальный, но доля от общего числа все же мала.

Подавляющее число либо не знают о необходимости легализации в принципе, либо  остаются в «тени», дабы не делиться с государством своими доходами. Штрафы за осуществление незаконной предпринимательской деятельности высоки, но применить их смогут, если докажут факт последнего. В этом как раз и заключается главная проблема контроля – самозанятого обнаружить сложно, пока тот сам не решится зарегистрировать свою деятельность.

А есть ли польза от НПД

С одной стороны, закон делает первый шаг на пути к раскрытию теневого сектора предпринимательства. С другой – порождает ряд опасений, которые небезосновательно могут пошатнуть и без того кризисную ситуацию в экономике страны.

Во-первых, «тени» как таковой и нет. Инициативные граждане, сами того не замечая, создали идеальные предпосылки рынка совершенной конкуренции. Доступная цена и качество, возможность беспрепятственного продвижения в сети, борьба за клиентскую базу подвигает самозанятых к совершенствованию себя, своих продуктов и услуг. Сокращение доходов из-за налоговых взносов повлечет за собой либо повышение цены, либо снижение качества.

Во-вторых, отслеживание доходной части происходит исключительно по безналичным расчетам. Усилив контроль, государство может спровоцировать среди самозанятых переход на наличный расчет. В этом случае инструмент контроля и механизмы по сбору налога с дохода окажутся бесполезными.

В-третьих, НПД создает вероятность оттока предпринимателей из числа малого бизнеса в самозанятые. Очевиден риск снижения доходов местных бюджетов от притока налогов индивидуальных предпринимателей при переходе на новый режим.

В-четвертых, НПД берет валовую выручку в качестве налогооблагаемой базы, игнорируя расходную часть. Для тех предпринимателей, кто тратит значительные суммы на расходники, налог съест и без того малую часть прибыли. Соответственно, они не будут спешить к легализации своей деятельности.

Сложно пока оценить экономический эффект истории с регистрацией самозанятых для бюджета страны. Надо понимать, что доходы большинства из них намного ниже зарплаты того же налогового инспектора, а значит, контроль пока будет не таким жестким. Если со временем власти разработают более эффективные механизмы выявления нелегальной предпринимательской деятельности, число официально зарегистрированных самозанятых будет приближаться к их реальному количеству.