Приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ официально была утверждена процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ, форма и формат заявления на получение данного статуса, а также способы его представления в налоговые органы. Также был установлен срок оказания ФНС данной услуги – 40 дней.
 

Начиная с июля 2017 года, в обязанности ФНС стало входить подтверждение статуса резидента РФ по заявлению налогоплательщика, однако порядок данной процедуры подробно прописан не был. Руководствоваться приходилось старым информационным сообщением ФНС, подготовленным еще до внесения изменений в п. 1 ст. 32 НК РФ.

Рассмотрим подробно, кто признается налоговым резидентом и что изменилось в порядке подтверждения данного статуса в 2017 году.

Налоговый резидент – кто это?

Налоговым резидентом РФ является физическое лицо, пребывающее на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих друг за другом календарных месяцев.

Примечание: данный срок не прерывается при нахождении заграницей в течение менее 6 месяцев для лечения и обучения, а также при выполнении работ или оказании услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.

Для чего нужно подтверждать статус резидента РФ

Подтверждение данного статуса может понадобиться как физическому лицу, так и организации в следующих случаях:

  • Если российская компания оказывает услуги или реализует товар иностранному контрагенту.

    В данном случае иностранная организация во избежание двойного налогообложения вправе запросить подтверждение статуса резидента (уведомление) от своего контрагента – российской компании.

  • Если ИП или гражданин оказывают услуг иностранному партнеру.

    Так же, как и в первом случае, во избежание двойного налогообложения иностранный партнер вправе затребовать у лица, оказывающего ему услуги, документ, подтверждающий статус резидента РФ.

  • Если организация или гражданин получают доход от участия в деятельности иностранной компании (дивиденды).
  • Когда предоставление указанного уведомления требует иностранный налоговый орган.

Рассмотрим вкратце, как изменился порядок получения данного статуса в 2017 году.

Сравнительная таблица изменений, произошедших в порядке подтверждения статуса резидента РФ

Таблица № 1. Порядок получения подтверждения статуса резидента РФ до и после издания приказа ФНС 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Основания для сравнения

До декабря 2017 года

С декабря 2017 года

Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры

Информационное сообщение ФНС

Приказ ФНС от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Орган, выдающий необходимый документ

Межрайонная инспекция ФНС России по ЦОД

ФНС РФ или уполномоченный им территориальный налоговый орган

Срок выдачи уведомления

30 дней

40 дней

Заявление на выдачу документа, подтверждающего статус резидента

Официально формы указанного документа не существовало.

Организации, ИП и граждане должны были предоставить заявление, составленное в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов

Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1111048)

Уведомление, выдаваемое налоговой

Форма уведомления установлена не была. Заинтересованному лицу выдавалась справка установленного образца

Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1120008)

Способы сдачи документов в налоговую

  • Лично.
  • По почте
  • Лично.
  • По почте.
  • Через интернет

Срок, на который выдается уведомление

Уведомление может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие периоды в случае представления всех необходимых документов

За один календарный год

Рассмотрим более подробно новый порядок получения указанного уведомления из налоговой.

Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры

Начиная с 9 декабря 2017 года, получение уведомления из налоговой о наличии статуса резидента РФ осуществляется в соответствии с Приказом ФНС от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Указанным документом более детально описан порядок подачи заявления и выдачи уведомления налоговым органом. Также в приложениях к приказу приведена форма документа, представляемого в налоговый орган для получения уведомления, и сама форма уведомления, выдаваемого налоговым органом.

Орган, выдающий уведомление

С декабря 2017 года подтверждение статуса резидента и выдача соответствующего уведомления осуществляется непосредственно ФНС или ее уполномоченным территориальным органом.

Заявление, представляемое для подтверждения статуса резидента

До декабря 2017 года формы заявления, представляемого организацией, ИП или гражданином в налоговый орган, не существовало вовсе, оно составлялось в произвольной форме с указанием необходимых документов, поименованных в вышеуказанном информационном сообщении ФНС.

Начиная с 9 декабря, заявление представляется по утвержденной ФНС РФ форме (номер КНД 1111048), с указанием следующих обязательных сведений:

  • Наименования юридического лица (ФИО ИП или гражданина).
  • Года, за который заявитель хочет получить уведомление.
  • Причину выдачи уведомления (для применения двустороннего международного договора или для других целей).
  • Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица, если у него нет ИНН.
  • Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории РФ.
  • Основания для признания организации налоговым резидентом РФ.

Какие разделы заявления заполняют ИП и обычные граждане

  • Титульный лист с указанием полных ФИО и ИНН, года, за который выдается уведомление, и способа его получения.

    Если ИНН у гражданина нет, он дополнительно заполняет раздел 1 страницы 002, где указывает сведения о документе, удостоверяющем личность (паспорте, свидетельстве о рождении, военном билете и т. д.)

  • Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории России (раздел 2 страницы 002).

Какие разделы заполняет организация

  • Титульный лист с указанием наименования организации, ИНН/КПП, года, за который выдается уведомление, и способа получения уведомления из налоговой.
  • Основания для признания организации налоговым резидентом РФ (раздел 3 страницы 002).

Форма документа на подтверждение статуса налогового резидента РФ (скачать образец заявления в формате .xls).

Документы, прикладываемые к заявлению

К заявлению организация, ИП или гражданин вправе приложить следующие документы:

  • Копию договора (контракта), подтверждающего получение дохода или право на его получение в иностранном государстве.
  • Документы, подтверждающие право владения имуществом.
  • Решение собрания участников о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов.
  • Копии платежных поручений (кассовых чеков).
  • Бухгалтерские справки.
  • Иная первичная документация.

Примечание: к заявлению, предоставляемому ИП или гражданином, могут быть приложены копии документов, подтверждающих пребывание данного лица на территории России в том периоде, за который необходимо получить уведомление.

Важно: если документы, прилагаемые к заявлению, составлены на иностранном языке, их необходимо перевести на русский язык и заверить в нотариальном порядке.

Способы сдачи документов в налоговую

Заявление с пакетом необходимых документов может быть направлено в налоговый орган:

  • Лично.
  • По почте заказным письмом с описью вложения.
  • По интернету через официальный сайт ФНС РФ.

Таким же способом организация, ИП или гражданин может получить уведомление из налоговой о подтверждении статуса резидента РФ.

Срок выдачи подтверждающего документа

Срок выдачи уведомления составляет 40 дней с даты получения налоговым органом необходимых документов.

Срок, на который выдается подтверждение

Уведомление о подтверждении статуса резидента РФ выдается на один календарный год, отдельно по каждому источнику доходов или объекту имущества.