Конференции 2ГИС, внимательное отношение «Джонсон & Джонсон», социальная защита корпорации Google и другие действенные системы повышения мотивации, используемые компаниями на территории России.
Повышение производительности труда сотрудников – первостепенная задача руководства. Кадровая политика компании должна быть направлена на достижение этой цели. Существуют различные виды мотивации персонала: денежная, психологическая, социальная. Над разработкой теорий повышения мотивации в разное время трудились Абрахам Маслоу и Эдгар Шейн. Общность их теорий – в первостепенном значении потребностей конкретного человека и особенностей его личности. Но индивидуальный подход – это лишь 50 % успеха. Важно учитывать современные российские реалии. О том, как успешные компании адаптировались к ним и вдохновляют сотрудников на качественную работу – в этой статье!
Российская действительность, или Проблемы мотивации
Российские психологи и социологи выделают несколько проблем, связанных с повышением мотивации работников:
Тип проблем | Особенности |
---|---|
правовые | злоупотребление управленцев властью; неформальное трудоустройство; отсутствие правовой защиты работников |
экономические | низкая заработная плата; «серый» доход; отсутствие связи между уровнем оплаты и результатом труда |
социально-психологические | отсутствие оценки трудового вклада; снижение индивидуальных достижений (коллективизм); непоощрение инициативы |
управленческие | авторитарный стиль управления; отсутствие лидерских качеств руководителя |
нравственные | «компенсация» недостаточной оплаты труда воровством |
Преодоление этих проблем – задача № 1 на любом предприятии. Особое значение имеет материальное поощрение успехов работника и признание его вклада в успех компании. В США эффективность труда достигается путем сочетания ставки и премии в соотношении 70:30 (70 % - оклад, 30 % - вознаграждение за качественную работу). Таким методом все чаще пользуют в России, но забывают о решении прочих проблем.
Как сделать работу сотрудников продуктивной?
Наиболее эффективные системы мотивации персонала в условиях нашей страны таковы:
- стимулирование сотрудников за счет предоставления индивидуального пакета медицинских страховых гарантий (заключение прямых договоров с поликлиниками и стоматологиями для комплексного обслуживания работников);
- обеспечение финансовой защиты путем ввода пенсионных накопительных систем, оплаты больничных листов (ряд компаний позволяет персоналу брать от 2 до 7 дней отгулов без справки от врача), страхования жизни, здоровья и т.д.;
- предоставление личных дней (дополнительных выходных дней по просьбе сотрудника);
- помощь в получении основного и дополнительного образования (по достижении определенного стажа сотрудники многих компаний могут рассчитывать на финансовую помощь при поступлении в вузы, прохождении курсов повышения квалификации и др.);
- программы содействия работникам и их семьям в неурочное время (гибкий график работы и возможность удаленной работы, скидки на товары в магазинах-партнерах, предоставление отпусков в случае болезни близких).
Вкупе с перечисленными методами людям важно получать признание на работе, чувствовать свой вклад в общее дело. В этих целях проводятся корпоративные праздники с награждением лучших работников. Это мотивирует не только награжденного, но и тех, кто еще не был отмечен руководством, ведь дух легкого соперничества – важный аспект повышения работоспособности.
Как это делают успешные компании?
Корпорация Google – одна из крупнейших в мире. Ее чистая прибыль – более 14 млрд. долл. США ежегодно. Во многом это – достижение рядовых сотрудников, ведь для них созданы «сказочные» условия по меркам офисного персонала. В дополнение к высокой заработной плате им предоставляют медицинские и социальные гарантии, бесплатное питание в офисе, услуги массажа и спортивный комплекс с бесплатным посещением.
Рисунок 1. Мотивация от Google: отдых работе не вредит
Интересно: по данным социального опроса Careerbuilder, 40 % офисных работников в качестве метода поощрения выбирают «короткие» пятницы, а 18 % - наличие бесплатного спортзала.
Компания «Яндекс.Деньги» в поисках хороших работников организует бесплатное обучение по направлениям, в которых испытывает нехватку. В рамках курсов представители разных отделов проводят отбор тех, кто действительно сможет проявить себя. Но важно не только отобрать лучших, но и поддерживать их интерес к своему делу.
Компания 2ГИС проводит профессиональные конференции для сотрудников, где они могут общаться с коллегами из других компаний и делиться опытом. Обмен знаниями – гарант широкого кругозора и рождения новых идей. Компания запустила проект для HR-специалистов 2ГИС.Толк. Мероприятие ежегодно посещают до 150 профессионалов.
Рисунок 2. Мероприятие «2ГИС.Толк»
Учиться и еще раз учиться позволяют своим сотрудникам руководители сети супермаркетов «Мария-Ра» - одной из крупнейших в Сибири. Программа стажировок за рубежом (преимущественно в США) действует свыше 10 лет, и каждый год компания тратит на их организацию не менее 50 млн. руб. Более 15 лет действует собственный центр повышения квалификации, после обучения в котором повышения добились не менее 1 тыс. человек.
Секретами успешного HR-менеджмента делится и Антон Киселев – директор по работе с персоналом компании «Джонсон & Джонсон». Он предлагает искоренить авторитаризм в управлении и предоставить сотрудникам относительную свободу действий. Заранее обсудив формат и нюансы проекта, Киселев позволяет специалистам реализовать свой потенциал, не требуя ежедневных отчетов.
Рисунок 3. Корпоративный образовательный центр «Джонсон & Джонсон» в Москве
Прислушиваться к мнению подчиненных – вот что важно для истинного лидера. Работники должны не бояться высказывать идеи, проявлять инициативу. В общении с каждым важна гибкость, а результатам труда важно уметь дать оценку. Важно оценить действия персонала в позитивном ключе, порекомендовав эффективные способы улучшения результатов.