Удаленка, как и любой другой формат работы, имеет свои достоинства и недостатки. Бухгалтерское агентство Анны Лесковой давно перешел на такой формат. Эксперт отмечает, что значительно сократились затраты и появилась возможность подобрать квалифицированные кадры из отдаленных регионов. Но без организации рабочих процессов, контроля и мотивации сотрудников добиться результатов будет крайне сложно.

Эксперт Анна Лескович. Стаж более 15 лет в области налогообложения, бухгалтерского и управленческого учета. Действующий член ИПБ РОССИИ. Член Ассоциации предпринимательских организаций «Деловая Петербурженка». Дипломированный налоговый консультант. Владелец бухгалтерского агентства «ПитерКонсалт».

С приходом в нашу действительность коронакризиса вопрос организации работы на удаленной основе из разряда «для любителей» стремительно перерос в категорию «насущная необходимость». Мы же в этом формате трудимся определенное время и уже не видим для себя альтернатив в виде офисной работы. Для себя мы четко определили: эта форма для нас – сплошной «плюс». И все-таки некоторое число подводных камней организация удаленного рабочего процесса, несомненно, имеет.

О достоинствах

Неоспоримый плюс – оптимизация расходов. Нет аренды, офисных затрат в виде закупок канцелярии и пр.

Второе преимущество – мы можем принимать на работу сотрудников из любого региона. Как правило, такой персонал «стоит» в разы дешевле, а вот их профессиональные качества чаще всего намного выше. К сожалению, это факт – наши московские и питерские коллеги избалованы, и в материальном плане тоже. И работодателю часто экономически намного выгоднее привлекать исполнителей из других регионов. А это только удаленка.

Еще один плюс – это отсутствие расходов денег и времени на проезд и питание в офисе. Встал, кофе попил – и ты уже на работе.

О минусах

Ну, не то чтобы недостатки, но определенные дополнительные телодвижения по организации процесса произвести крайне необходимо. Хотя, если разобраться, то большая часть из них требуется и «офисному» варианту, однако в случае офлайн руководители частенько ими пренебрегают, заменяя непосредственным постоянным контактом с подчиненными.

Итак:

  1. Необходимо тщательно настроить бизнес-процессы. Учитывая, что все сотрудники находятся в разных местах (в том числе городах и даже странах), требуется организовать работу так, чтобы иметь возможность планировать и контролировать их деятельность удаленно и в режиме реального времени.

    Справочно! Нашей команде в этом вопросе помогают такие инструменты, как Битрикс, телефония (лучше – IP телефония), Трелло, программы для проведения видеоконференций (хотя бы тот же Скайп, но можно и что-то более специфическое).

  2. Необходимо принимать во внимание, что у работников (когда речь идет об удаленке, особенно) обостряется желание быть «услышанными», оцененными. Поэтому крайне важно четко наладить взаимодействие с удаленными сотрудниками, регулярно давать им обратную связь. В идеале – постановка задачи также должна проходить в режиме прямого контакта.
  3. Многим сложно организовать свой рабочий процесс вне офиса, особенно – из дома. Сама по себе ситуация «я в домике» на многих действует расслабляюще. Дети, семейные заботы, любимая собачка – все это не добавляет мотивации. И тут крайне важно рассмотреть стимулирующие моменты, а также подготовить и внедрить систему контроля работы каждого сотрудника.

В тему! Удобные сервисы для управления удаленными проектами

Выводы и советы

Мы в таком формате сотрудничаем достаточно давно, и уже прошли этот период – формирования удаленной команды. У нас сложился определенный формат общения с каждым. С кем-то требуется проводить совещания раз в день, с кем-то достаточно одного контакта в неделю. Но крайне важно, чтобы каждый понимал, что он в команде, он нужен, его услуги востребованы, осознавал цель не только своей работы, но и конечные задачи всей команды.

Особо востребованы у нас сотрудники, способные к такому формату общения и работы. Обычно, чтобы понять, подходит ли нам человек, хватает пары недель. За это время мы видим, готов ли он работать с нами, способен ли к самодисциплине и самоорганизации.

И еще раз остановимся на вопросе контроля. В варианте удаленки – это крайне важный процесс. Кто-то фиксирует время, уделенное работе, кто-то оценивает по результату. Тут сложно давать советы – весь вопрос в том, как выстраивается сам процесс.

Мы, например, внедрили у себя систему KPI, которая привязана к вознаграждению работников. Это позволяет нам более-менее адекватно оценивать вклад каждого и соответствующим образом его мотивировать на дальнейшее развитие. Люди довольны.