Формирование оборотно-сальдовой ведомости по 62 счету в бухгалтерском учете организации дает возможность оперативного мониторинга:
- величины партии отгруженных товаров покупателям и заказчикам в денежном эквиваленте – дебиторской задолженности контрагентов;
- сумм авансов, перечисленных покупателями в счет будущих поставок - кредиторской задолженности фирмы перед заказчиками;
- взаиморасчетов с покупателями и заказчиками согласно условиям договоров поставки (например, частичная оплата авансом, окончательный расчет при поставке и т.д.);
- ошибок ведения бухгалтерского учета в специализированных программных продуктах.
Оборотно-сальдовая ведомость 62 счета позволяет производить оперативный мониторинг взаиморасчетов компании с покупателями и заказчиками. Отчет может формироваться ежедневно в разбивке по контрагентам, контрагентам и соглашениям с ними, а также предусмотрено более углубленное чтение данных по каждому документу расчетов (авансовых платежей или отгрузок товара).
Как правило, согласно договору поставки расчеты с контрагентами по отгрузке товаров или оказанию услуг и выполнению работ осуществляются в одной из следующих последовательностей:
- Постоплата (денежные средства перечисляются после прихода товара на склады, после полного оказания оговоренного перечня услуг);
- Предоплата (отгрузка товара или выполнение работ осуществляется после полной оплаты);
- Смешанные расчеты (частичный авансовый платеж, окончательная оплата после прихода активов).
В бухгалтерском учете компании отображение всех расчетов с покупателями и заказчиками в части закупки товарно-материальных ценностей, оказании каких-либо услуг (в том числе и коммунальных) и проведения работ ведется на счете 62. Данный счет является активно-пассивным и может иметь дебетовое или кредитовое сальдо в зависимости от проведенных расчетов (в учете отображаются все поставки или оказанные услуги независимо от порядка перечисления денежных средств за них). Данные заносятся на основании закрывающей документации в корреспонденции с соответствующими счетами учета отгруженных товаров (43,41 и т.д.), денежных средств (50,51 и т.д.).
Для детализированного анализа к счету предусмотрено открытие дополнительных субсчетов:
62.02 – учет авансовых платежей, полученных организацией в счет будущих отгрузок;
62.01 – учет расчетов с покупателями и заказчиками согласно условиям договора поставки.
Дополнение от автора! Предусмотрено открытие дополнительных субсчетов для ведения учета расчетов в иностранной валюте.
Формирование ОСВ по счету 62
Сформированная оборотно-сальдовая ведомость представляет собой таблицу с указанием контрагентов и расчетов с ними:
Счет | Сальдо на начало периода | Обороты за период | Сальдо на конец периода | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Контрагенты | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||||
Договоры | |||||||||||
Документы расчетов с контрагентом | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
| |||||
Итого |
|
|
|
|
|
|
Структура ведомости:
- Наименование контрагентов – покупателей и заказчиков. Здесь отображаются все контрагенты как по постоянным договорам поставки, так и разовые сделки. Сальдо на начало сформированного периода определяет размеры задолженности организации по ранее осуществлённым поставкам (дебетовое сальдо) и полученные авансовые платежи (кредитовый начальный остаток).
- Возникающие в течение рассматриваемого периода расчеты с контрагентами отображаются в столбце оборотов: кредитовые – полученные платежи, дебетовые – отгрузка продукции заказчикам, оказание услуг, выполнение работ (отображается только на основании сформированной закрывающей документации – ТОРГ-12, акта об оказании услуг, УПД и т.д.).
- Конечное сальдо указывает на незаконченные расчеты с контрагентами и позволяет оперативно осуществить контроль документооборота и полученных оплат.
Скачать образец оборотно-сальдовой ведомости по счету 62 для заполнения в Excel.
Формирование ОСВ 62 счета в 1С
При ведении бухгалтерского учета в специализированных программных продуктах 1С предусмотрена возможность формирования детализированной ведомости, которая будет отображать обособленно все полученные авансовые платежи, задолженность заказчиков за отгруженные товары, расчеты в иностранной валюте.
Примечание от автора! В учетных программах возникают ситуации, когда при формировании отчета по субсчетам одна и та же сумма отображается на разных субсчетах. Данная ошибка исправляется перепроведением документов в правильной последовательности. Если восстановление не привело к исправлению ошибки, то следует обратить внимание на установленные правила расчетов согласно договору: автоматический зачет оплаты или привязка платежей к конкретной документации. Данную ошибку необходимо исправлять, так как информация влияет на достоверность сведений бухгалтерской отчетности (строки 1230, 1520).
Период формирования оборотно-сальдовой ведомости по расчетам с покупателями и заказчиками определяется в произвольном интервале в зависимости от целей мониторинга (от одного операционного дня до нескольких лет), поэтому ОСВ – один из наиболее удобных способов проверки проведенных взаиморасчетов с контрагентами (возможно создание промежуточного отчета по конкретному покупателю, повторяющего данные акта сверки).
Процедура создания отчета в 1С:
- В меню выбрать пункт Отчеты – Оборотно-сальдовая ведомость по счету;
- Определить интересующий период и выбрать счет, по которому будет формироваться отчет (доступно формирование ведомости обособленно по каждому субсчету);
- Выбрать детализацию отчета: анализ отдельных покупателей и заказчиков или детальный мониторинг всех документов расчетов в разрезе каждого контрагента;
- Сформировать ведомость и проанализировать полученные результаты.
Следует иметь в виду! Данные ОСВ по 62 счету должны полностью соответствовать карточке по данному счету и общей ОСВ по всем счетам бухгалтерского учета организации.
Практический пример
Общество с ограниченной ответственностью «Якорь» заключило договор поставки на отгрузку партии автозапчастей своему постоянному покупателю ООО «Верона». Общая цена по договору – 45 тыс. рублей (в т.ч. НДС 18% 6864 руб. 40 коп.). Согласно соглашению сторон, оплата осуществляется перечислением средств в полном объеме на расчетный счет ООО «Якорь» за 4 рабочих дня до отгрузки товара со склада.
Бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям в учете ООО «Якорь»
- Дт51 Кт62.02
45 тыс. рублей – получены денежные средства от ООО «Верона»
- Дт90.02.1 Кт41
25 тыс. руб. – списана себестоимость отгруженных товаров.
- Дт62.02 Кт62.01
45 тыс. рублей – зачет полученного авансового платежа.
- Дт62.01 Кт90.01.1
45 тыс. рублей – отображена полученная выручка ООО «Якорь».
- Дт90.03 Кт68.02
6864,40 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет
Поставка осуществлена в полном объеме, взаиморасчеты между ООО «Якорь» и ООО «Верона» произведены. Условия договора поставки выполнены.
Счет | Сальдо на начало периода | Обороты за период | Сальдо на конец периода | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Контрагенты | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||||
Договоры | |||||||||||
Документы расчетов с контрагентом | |||||||||||
ООО «Верона»
| 45000-00 | 45000-00 | |||||||||
Итого | 45000-00 | 45000-00 |