Законодательно юридическое лицо вправе сдавать в аренду нежилую площадь как физическому лицу, так и другой компании. Главное – сделка должна быть правильно оформлена, и налоги должны поступать в бюджет.

Контролирующие органы может заинтересовать цель, для которой физлицо арендует нежилое помещение. Большие площади и длительный срок найма повлекут за собой соответствующую проверку. Если недвижимость будет использоваться для предпринимательской деятельности, то это нужно оформить надлежащим образом.

Сдача недвижимости в аренду является одним из распространенных видов предпринимательской деятельности. Нормы гражданского законодательства едины в отношении сдачи в аренду нежилого помещения, независимо от того, кем являются стороны сделки: компанией или обычным гражданином. Юридическое лицо может заключить договор аренды как с физлицом, так и с организацией.

Разница при оформлении сделки

Нежилое помещение может потребоваться физическому лицу как для личного пользования, например, под гараж для собственной машины или склад для хранения личных вещей, так и для предпринимательской деятельности в ближайшем будущем.

Важно: если арендуемые площади будут использоваться для получения прибыли, то нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого или ИП. Ведение бизнес без регистрации чревато штрафными санкциями, вплоть до уголовной ответственности.

Процедура сдачи нежилой недвижимости организацией физическому лицу практически ничем не отличается от сдачи ее юрлицу или ИП. Разница только:

  • в предоставляемых арендатором документов для подтверждения своих персональных данных – физлицо прописывает в договоре паспорт, а ИП или ООО – документы о регистрации;
  • в материальной ответственности, которую несет простой гражданин и предприятие: гражданин отвечает всем своим имуществом, а организация – уставным капиталом.

Вопросы аренды нежилого помещения регулируются ст. 606-670 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Фото: freepik.com/karlyukav

Фото: freepik.com/karlyukav

Правила составления соглашения

Важным моментом является договор аренды (найма), который следует оформить максимально правильно, чтобы не было в дальнейшем неприятных последствий с другой стороны или от контролирующих органов.

Нормы составления договора регулируются ст. 434 и 609 ГК РФ. Соглашение аренды с юридическим лицом всегда оформляется в письменной форме, независимо от срока найма, который может быть краткосрочным, долгосрочным или бессрочным. При заключении краткосрочного договора составляются 2 экземпляра. При долгосрочной аренде – 3 экземпляра: по одному для каждой стороны и регистратору.

Договор должен быть подписан обеими сторонами и содержать условия, которые считаются обязательными. Если они отсутствуют, то соглашение считается незаключенным. В документе должны быть указаны:

  • реквизиты обоих сторон;
  • характеристики помещения (юридический адрес, площадь, план);
  • права и обязанности;
  • условия пользования объектом;
  • условия прекращения действия соглашения;
  • размер арендной платы;
  • код ОКВЭД – 70.20.2.

Необходимо вписать срок действия соглашения.

Аренда недвижимости более чем на 1 год (больше, чем на 364 дня) должна пройти государственную регистрацию в ЕГРН.

Для сведения: если в договоре не указан срок, то считается, что он заключен на неопределенное время. Такой договор может быть прерван одной из сторон в любое время. Этот документ также должен пройти госрегистрацию.

Для внесения договора в список Росреестра понадобятся следующие документы:

  • заявление регистрации в установленной формы;
  • кадастровый паспорт на помещение;
  • договор аренды;
  • свидетельство о регистрации и учредительные документы организации;
  • удостоверение личности арендатора;
  • квитанция об оплате госпошлины.
freepik.com/vgstockstudio

freepik.com/vgstockstudio

Представитель организации со стороны арендодателя должен иметь при себе также паспорт и документ, подтверждающий его полномочия для подписания таких документов.

После госрегистрации договор аренды вступает в силу, и по условиям, описанным в соглашении, в оговоренные сроки должна произойти передача помещения. Наилучшим образом будет оформить ее документально актом приема-передачи с подписанием бумаги обеими сторонами в присутствии третьих лиц.

Налогообложение

Сдавая помещение в наем, организация получает определенную прибыль, с которой обязана заплатить налоги. Размер платежа в казну зависит от того, на какой системе налогообложения находится юридическое лицо: на основной или упрощенной. Оплачивая налоги по ОСНО, нужно будет заплатить с арендной суммы НДС 18% и налог на прибыль – 20%.

При УСН «Доходы» с поступлений за недвижимость в бюджет пойдет 6%, а при «Доходы минус расходы» – 15%.

В тему: Какая упрощенка выгоднее: 15 % или 6 %.

Сдача в аренду недвижимости может быть основным видом деятельности ООО или дополнительным. От этого зависит, как будет отражаться такой доход в бухгалтерской документации – как от реализации или внереализационный.

Согласно ст. 608 ГК РФ, сдавать имущество в наем имеет право только лицо, являющееся его собственником. Если организация не является собственником помещения, то она может сдать его в субаренду. Для этого необходимо получить разрешение от владельца здания.