Малый бизнес в Крыму невероятно развит и конкуренция в среде весьма жесткая. У таврического предпринимательства есть одна основная особенность – высокая сезонность. Крым на протяжении 23 лет нахождения в составе независимой Украины жил от сезона к сезону. Перед майскими праздниками обновлялись вывески магазинов и меню ресторанов, открывались уличные кафе и сувенирные лавки, к побережью подгонялись прогулочные катера, расцветали радужными оттенками экскурсионные зонтики – с 1 мая в Крыму начинался высокий сезон, который приносил до 80% от всего годового дохода в бюджет региона. Но(!) эти деньги тут же отчислялись в Киев. А сам полуостров и его предприимчивые жители до следующего сезона существовали на кровных заработанных. Украинская поддержка малого предпринимательства осуществлялась исключительно за счет льготного кредитования и предоставлялась далеко не каждому... С марта 2014 года Крым входит в состав Российской Федерации, в связи с чем, для малого бизнеса в Крыму открылись новые горизонты и невиданные ранее перспективы.

Так уж исторически сложилось, что Крым – многонациональная земля с богатой историей, уходящей корнями в доисторическое прошлое, – в течение последних двух веков прочно занял позицию курортно-туристического центра с природной оздоровительной базой. Уникальный микроклимат южного побережья, тайны синих гор Коктебеля, открытое море, безбрежные степи и густые субтропики – все это издавна манило сюда миллионы отдыхающих ежегодно, что стало причиной локального развития туристической отрасли как в крупном бизнесе, так и в малом предпринимательстве. К туристической отрасли в малом бизнесе Крыма относятся:

  • частные гостевые дома, миниотели;
  • рекламные агентства;
  • мелкие экскурсионные бюро со своим автопарком или нанятыми автомобилями;
  • риэлтерские агентства;
  • частные перевозчики;
  • сезонные рестораны и кафе, уличный фаст-фуд;
  • розничная торговля сувенирами;
  • частные пункты обмена валют;
  • яхт-клубы, прогулочные катера, дайвинг-центры, фотоцентры и др..

Предприятия туристического сектора занимают свыше половины рынка всего малого бизнеса полуострова. К числу всесезонных компаний относятся мелкие производители, аграрный сектор, обслуживающие предприятия. Последние условно можно разделить на обслуживание населения (бытовые услуги) и производственное сопровождение:

Малый бизнес, обслуживающий населениеМалый бизнес, обслуживающий производство

Парикмахерские, салоны, фитнес-центры

Картографы и снабжение судоходства

Магазины продовольственных и непродовольственных товаров

Рекламные агентства

Перевозчики и СТО

Частные строительные подряды

Крюинговые агентства

Образовательные центры

Аграрии (сырьевые базы)

Мелкие производители местных товаров

Кадровые агентства

Риэлтерские агенства

Большинство частников занято в сфере услуг, а среди мелких производителей можно отметить молочные и мясные фермы, пивоварни, колбасные и кондитерские цеха. Отдельное место занимают частный рыболовецкий промысел и розничная торговля турецкими товарами – это те сферы, где предприниматели тесно взаимодействуют друг с другом для выживания.

Зоны влияния

Сложно говорить о рынке Крыма как о едином поле деятельности, поскольку культурная и даже климатическая разрозненность городов, совершенно различный рельеф способствуют неравномерному развитию предпринимательства. К примеру, в Севастополе рынок IT-услуг по предоставлению широкополосного доступа в Интернет насыщен на 97%, в то время как в Симферополе этот показатель – 66%, а в Феодосии – 41%. На территории Большой Ялты отелей, минигостиниц, гостевых домов больше, чем в Евпатории и Симферополе вместе взятых.

Если разделить полуостров по сферам концентрации видов малого предпринимательства, то можно увидеть такую картину:

Еще одной особенностью частного предпринимательства в Крыму является полное отсутствие какой-либо направляющей силы и единого центра. Развитие хаотично и зачастую интуитивно. В регионе практически не развиты маркетинговые услуги, а львиная доля мелких компаний представляет собой семейный подряд.

Российская весна

С момента подписания соглашения о вступлении в состав Российской Федерации, в Крыму наступила эпоха перемен. Самым болезненным ударом по экономике полуострова стала так называемая «серая зона»: территория полуострова большинством стран Евросоюза признается оккупированной и нежелательной для частных посещений, что ощутимо бьёт по туристической отрасли региона. Специалисты предсказывают провальный летний сезон 2014, и пока эти прогнозы недалеки от истины, хотя все именитые пансионаты во всеуслышание заявляют об отсутствии свободных мест на весь сезон. Туристов мало, причиной чему стал еще и транспорт: поезда в Крым из Украины сокращены, а авиасообщение происходит в международном аэропорту Симферополя только с российскими городами.

Россия с первых дней оказывает серьезную экономическую, рекламную, культурную и финансовую поддержку Крыму. С марта и по состоянию на 23 мая 2014 сюда уже вложено более 70 миллиардов рублей и это еще не конец: ремонтируются дороги, идет серьезная реорганизация управленческого аппарата, поднимается социальный сектор, производственный, аграрный.

Новые перспективы открываются и перед малым бизнесом. Несмотря на то, что большая часть предпринимателей с ужасом восприняла необходимость переучиваться и менять всю деятельность для соответствия российскому законодательству, сделано это было достаточно оперативно. В течение пары месяцев во всех городах Крыма проводились бесплатные образовательные курсы для владельцев компаний и бухгалтеров, а налогообложение на этот момент было «заморожено». Так называемые налоговые каникулы были предоставлены всем частным предпринимателям на период адаптации.

Сегодня туристический сектор малого бизнеса снова поднял голову, поскольку описанные Президентом РФ В. Путиным на экономическом форуме в Петербурге перспективы развития региона позволяют ожидать возобновления и увеличения туристического потока. Причем прогностики полагают, что поток качественно изменится – сюда будут ехать не для бюджетного отдыха, а за изысканными и разноплановыми развлечениями. К слову, в планах правительства РФ создать в Крыму игорную зону.

Налогообложение малого бизнеса в Крыму

Одним из главных достижений последних трех месяцев в налогообложении крымских предпринимателей стало сокращение налога на добавленную стоимость с 20% украинский до 4% льготных отчислений, а социальная группа товаров будет облагаться НДС в размере всего 2% – это небывалая роскошь для бизнесменов полуострова.

В Министерстве финансов РФ существует даже разработанный план налоговой интеграции Крыма – «дорожной карты». Предполагается, что к общепринятой системе налогообложения Крым будет готов только к 2015 году, а до тех пользуется предоставленными мягкими условиями.

Предприниматели Крыма до конца 2014 года будут оплачивать налог на доходы физических лиц в виде фиксированной суммы. Это уникальная для России схема: ставка варьируется от 18 до 72 тысяч рублей в год. Такая фиксированная оплата распространяется на предприятия, годовой доход которых составляет менее 12 000 руб. и работающих в области розничной торговли, услуг, аренды и общественного питания.

Решением крымских властей, по согласованию с правительством РФ, владельцы частных отелей и гостиниц до 30 место, будут оплачивать фиксированную ставку дохода в размере 12 рублей в месяц за 1 квадратный метр сдаваемой площади. Данная льгота не распространяется на аренду офисной и складской недвижимости.

Юлия Николаенко, Республика Крым