История предпринимателя Бориса Шикалёва, который начал еще в СССР заниматься фарцовкой (с 1984 года), прошел 90-е годы и до сих пор успешно занимается бизнесом в современных условиях. На сегодняшний день бизнесмен владеет несколькими точками по торговле бижутерией, а таже занимается мелкооптовой поставкой товара другим предпринимателям.

Часть 1. Длинный путь

Становление моего бизнеса началось давно – ещё в 1984 году. До перестройки был целый год, до официального разрешения предпринимательской деятельности – три. Соответственно, в те времена подобная предприимчивость приравнивалась к преступлению. В 80-е годы прошлого столетия существовала особая каста спекулянтов – фарцовщики. Это была так называемая «элита», попасть в которую мечтали многие. Они не покупали дефицитные товары в советских магазинах с целью дальнейшей перепродажи. Фарцовщики доставали фирменные вещи у иностранцев. А это, в свою очередь, каралось более сурово, нежели обычная спекуляция.

Фарцовщики принимают нового члена в свои ряды

1984 – 1987 гг.

Я, как и все московские мальчишки, с завистью смотрел на фарцу в модных «варёных» бананах и кроссовках «Adidas» или «Nike». 

фарцовщики выглядели так

Поступив в техникум после 8-го класса, уже на втором курсе я познакомился с «крутыми» ребятами с третьего и четвёртого курсов, которые всё свободное время проводили на Красной площади, а точнее около гостиницы «Националь». Именно там два моих новых друга скупали одежду у иностранцев.

Гостиница Националь в СССР

Это называлось «утюжить» или «бомбить». Мне так хотелось иметь фирменные джинсы… Естественно, купить их я не мог. Цена у фарцовщиков доходила до 150-200 рублей за пару.

В один чудесный день меня взяли с собой на «работу» по окучиванию иностранных граждан. Я неплохо знал английский язык – это и послужило поводом допустить меня в этот бизнес. Друзья одолжили мне 30 рублей, так как даже таких денег у меня не было. Буквально через пару дней, под чутким руководством более опытных товарищей, мне удалось выторговать за эти деньги женские «варёнки» у шведов. Мы прекрасно друг друга поняли, так как уровень английского у нас был одинаковый. Друзья, также купили несколько фирменных вещей.

Для реализации фирменных шмоток в те времена в Москве существовало два пути: продавать поштучно знакомым или поехать на станцию метро «Беговая» и скинуть товар оптом местным спекулянтам. В переходе шла бойкая торговля. Туда даже приезжали жители из других регионов за фирменными джинсами, куртками и обувью. Первый путь предполагал большую прибыль, второй – более безопасное избавление от товара. Мы отправились на «Беговую». У друзей там уже были налажены связи. В итоге, я заработал свои первые 30 рублей, отдав купленные мною джинсы за 60 р. Вернув долг, можно было продолжать деятельность уже на свои средства. Чем я успешно и занимался время от времени в течение 2-х лет. Ездить каждый день «на работу» было нельзя, так как советская милиция не дремала и с удовольствием отлавливала примелькавшихся «утюгов».

Всё закончилось достаточно плачевно в начале 1987 года. Я попался во время очередной «операции» в руки доблестных оперативников и был сопровождён ими в отделение милиции.

Поскольку в стране уже полным ходом шла перестройка, и в верхах бродили мысли о разрешении частного предпринимательства, я отделался лёгким испугом и первой в своей жизни взяткой в 100 рублей. Мне было 19 лет, и я понял, что надо искать более безопасные пути заработка.

Рижский рынок, Лужники и комиссионные магазины

1988 – 1997 гг.

Проболтавшись больше года без настоящего дела (работу в госучреждении после техникума нельзя было назвать верхом моих мечтаний), я дождался праздника на своей улице. Рижский рынок гостеприимно открыл свои ворота для спекулянтов всех мастей. Так как с армией мне повезло (я был признан не годным к воинской службе благодаря знакомым в военкомате), можно было спокойно продолжить занятия спекуляцией уже на законных основаниях.

В конце 80-х мне пришёл в голову первый бизнес-план. В стране всё ещё наблюдался дефицит фирменных «варёных» джинсов. Я нашёл на окраине Москвы универмаг, где висели изделия советской лёгкой промышленности из джинсовой ткани. Я покупал сразу пар 6 разных размеров по цене 45 рублей. Дома, в течение недели, я их приводил в божеский вид по сложной технологии, которую разработал сам. Пару дней джинсы вымачивались в ванной с порошком, затем каждая пара достаточно долго тёрлась об ванную и опять заливалась водой. В итоге, получались приличные «варёные» джинсы. На них вручную пришивались «фирменные» кооперативные лейбаки Lee и Levi’s. По выходным я продавал свои замечательные штаны на Рижском рынке по цене 150 рублей. Чистая прибыль составляла около 200%!

Заработав первый серьёзный по тем годам капитал, я отправился в свою первую поездку за границу в качестве «челнока». Было начало 90-х годов. Москву просто завалили китайскими пуховиками отвратного качества. Мы пошли другим путём, поехав вместе с другом в ОАЭ за зонтами. Это было точное попадание в цель. В Лужниках уже работал «дикий» рынок, на который приезжали оптовики со всей страны. За пару сезонов мы могли бы сколотить там очень крупное состояние на продаже зонтов, но в силу нашей молодости, все наши деньги уходили на развлечения. Единственное ценное, чем мы обзавелись – это машины.

Примерно в 1995 году, мне надоело стоять целыми днями на рынке. Я понял, что пора переходить на более высокий уровень – как можно меньше затрачивать сил, и как можно больше при этом зарабатывать. Всё началось с комиссионных магазинов, куда я начал сдавать косметику и кожгалантерею, приобретённые оптом в «родных» Лужниках у знакомых челноков. Тогда в комиссионки принимался подобный товар, которого ещё не было в достаточном количестве в обычных магазинах. Постепенно, осваивая новый для меня вид бизнеса, я понял, что пора начинать торговлю бижутерией (нажмите чтобы начать читать вторую часть истории), являющеюся наиболее прибыльным видом товара.