
Для стимулирования организаций к обновлению основных средств (ОС) в 2018 году был введен инвестиционный вычет по налогу на прибыль. Использовать его могут не все и только при соблюдении ряда условий, о которых обязательно нужно знать представителям компаний, принявших решение воспользоваться государственной поддержкой.
Что это такое, из чего складывается
Инвестиционный налоговый вычет – это уменьшение исчисленного налога на прибыль на сумму произведенных капитальных вложений в отчетном периоде согласно порядку и условиям, установленным в ст. 286.1 НК РФ. То есть, если инвестиции на введение основных средств в эксплуатацию и изменение их первоначальной стоимости были сделаны в 2020 г., то уменьшается налог, исчисленный за 2020 г.
Право было внесено в гл. 25 Кодекса 22.11.2017 г. Федеральным законом № 335-ФЗ. Действовать вновь введенная статья 286.1 будет ограниченное время: 10 лет, начиная с 01.01.2018 г. и заканчивая 01.01.2028 г.
В сумму вычета включаются затраты, сделанные в отчетном году на:
- приобретение, изготовление, установку основных средств;
- достройку, реконструкцию, обновление полученных до 01.01.2018 г. ОС;
- пожертвование муниципальным учреждениям и некоммерческим организациям с целью развития деятельности в области культуры;
- финансирование разработок объектов инфраструктуры на территории региона, принявшего данный закон.
Примеры инвестзатрат:
- хлебобулочное предприятие для открытия дополнительного цеха отремонтировало старое помещение, приобрело и ввело в эксплуатацию новое оборудование;
- салон красоты купил кушетку для талассотерапии, медицинскую гидромассажную ванну для проведения процедур и понес расходы на их установку;
- автомобильная компания построила гараж и приобрела 5 КамАЗов.
Все эти затраты по обновлению и покупке ОС можно включить в инвестиционный вычет.

Вычет действует для регионального (РБ) и федерального (ФБ) бюджета. В результате сумма сбора в местный бюджет может быть уменьшена не более чем на долю:
- 90 % вложений, произведенных в отчетном году при покупке основных средств и введении их в эксплуатацию;
- 90 % затрат на модернизацию, доработку и улучшение уже имеющихся ОС;
- 100 % – при пожертвовании на развитие в сфере культуры;
- 85 % – для создания объектов инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности;
- 100 % – на элементы транспортной и коммунальной сферы и 80 % – при вложении в предметы социальной среды.
При этом налог в местную казну не может быть уменьшен до нуля. Его минимальный размер определен законодательно и составляет 5 % от налогооблагаемой базы, если другое не установлено региональными властями.
В федеральный бюджет исчисленный налог разрешено сократить на сумму, равную:
- 10 % капиталовложений, связанных с основными средствами, их приобретением и реконструкцией;
- 15 % денежных перечислений на разработку и строительство объектов инфраструктуры.
Ограничений для минимального федерального налога нет, и его могут обнулить.
Пример
Прибыль предприятия Сахалинской области по производству безалкогольных и минеральных вод в 2019 году составила 4 800 000 руб. В тот же период компания купила миксер-сатуратор за 1 200 000 руб. Рассчитаем, на какую сумму затрат на оборудование предприятие может уменьшить налог.
Региональный сбор без вычета составит:
3 200 000 × 17 % = 544 000 руб.
Вычет для местной казны:
1 200 000 × 90 % = 1 080 000 руб.
Минимум, который следует заплатить:
3 200 000 × 5 % = 160 000 руб.
Максимально возможная сумма для уменьшения налога:
544 000 - 160 000 = 384 000 руб.
Из расчета видно, что компания может сократить региональный налог только на допустимые 384 000 руб.
Выплата в федеральный бюджет составит:
3 200 000 × 3 % = 96 000 руб.
Вычет из федерального сбора:
1 200 000 × 10 % = 120 000 руб.
Сумма, на которую предприятие имеет право уменьшить федеральный налог, превышает его, поэтому платежа в федеральную казну за 2019 г. не будет.
Когда можно снизить налог
Воспользоваться вычетом плательщики налога на прибыль могут, только когда соблюдены следующие условия:
- На территории субъекта, где расположено предприятие либо его обособленное подразделение, законодательно установлено данное право (п. 6 ст. 286.1 НК РФ). На 1 января 2020 г. Московская область, Приморский край, Чеченская республика – всего 25 субъектов РФ – приняли закон об инвестиционном вычете. Посмотреть полный перечень.
- В учетной политике организации для целей налогового учета должна быть внесена запись о принятии решения использовать представленную возможность уменьшить налоговое бремя таким способом.
- Основные средства должны быть приобретены или реконструированы не ранее 01.01.2018 г. и не позднее 01.01.2028 г.
- ОС должны находиться на балансе предприятия и относиться к III-X амортизационным группам. К III-VII группам относятся здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др. со сроком полезного использования от 3 до 20 лет. К VIII-X – основные средства со сроком использования свыше 30 лет, за исключением зданий, сооружений и передаточных устройств.
Вычет разрешено применить к налогу на прибыль за период, в котором введено в эксплуатацию ОС или изменена его первоначальная стоимость. Если суммы налога недостаточно для покрытия фактических расходов, то непокрытая часть должна быть учтена в следующем отчетном периоде.
К сведению. Отчетными периодами являются квартал, полугодие, 9 месяцев. Здесь же учитываются фактически сделанные инвестзатраты. По результатам в бюджет платятся авансовые платежи.
Пример
Предприятие по производству детской обуви за полугодие 2019 г. получило прибыль в размере 1 760 000 руб. В мае этого же года оно приобрело машину для разглаживания шва и приклеивания тесьмы стоимостью 480 000 руб.
Налог за полугодие без учета капзатрат составит:
1 760 000 × 17 % = 299 200 руб. – в РБ;
1 760 000 × 3 % = 52 800 руб. – в ФБ.
Предприятие имеет право уменьшить налог на:
480 000 × 90 % = 432 000 руб. – в РБ;
480 000 × 10 % = 48 000 руб. – в ФБ.
Из расчетов видно, что налога в региональный бюджет за полугодие не хватает, чтобы покрыть расходы на покупку оборудования, тогда недостающая часть будет учтена нарастающим итогом по результатам 9 месяцев и года.
Нюансы применения
Если организация решила применить право инвестиционного вычета, то сделать это она может на все или отдельные объекты ОС, подходящие под требуемые условия, о чем должно быть прописано в учетной политике.

Кроме того, уменьшать налог можно только с 01 января следующего года после отражения данного решения в учетной политике. Например, если дополнение в учетную политику было внесено во 2-ом квартале 2019 г., то воспользоваться им можно только начиная с отчетного 2020 г.
В том случае, когда организация приняла решение использовать (или нет) льготу, она имеет право пересмотреть свое заключение лишь спустя 3 года. Поэтому прежде чем сделать выбор, следует внимательно изучить закон, чтобы разобраться с выгодами и возможными убытками.
Кому не разрешена льгота
Не все организации могут уменьшить налог на прибыль на сумму сделанных капвложений в основные средства. В п. 11 ст. 286 закона опубликован список тех, кто не может сделать это с помощью вычета. К таким отнесены организации, которые уже имеют льготы по налогу:
- участники инвестиционных проектов;
- резиденты особых экономических зон;
- принимающие участие в добыче углеводородного сырья;
- резиденты опережающего социально-экономического развития;
- участники проекта «Сколково» и других научно-технических проектов согласно 216-ФЗ от 29.07.17;
- иностранные компании и др.
К сведению. По консолидированной группе налогоплательщиков решение об уменьшении налога на прибыль принимается ответственным участником группы отдельно по каждому субъекту Федерации в отношении всех участников региона, указанных в п. 10 ст. 286.1 НК РФ.
Порядок определения вычета
Законом установлено, что налог на прибыль в регионе должен быть уплачен и не может равняться нулю. Для этого указан его минимальный предел – 5 %. Поэтому существует максимальная величина расходов, больше которой нельзя уменьшать платежи в бюджет. Она должна рассчитываться отдельно для каждого случая.
Алгоритм расчета максимальной суммы вычета следующий:
- Определяется величина налога в регионе: 17 % без учета затрат на капвложения.
- Далее считается величина налога по ставке 5 %. Региональные власти имеют право изменить процент, обязательный к уплате (Письмо Минфина № 03-03-05/13582 от 01.03.2019 г.).
- Из суммы налога, рассчитанной по большей ставке, вычитается сумма налога по меньшей. Полученное значение является максимальной величиной вычета в отчетном периоде.
Пример
Предприятие по производству прицепов и полуприцепов, расположенное в Московской области, 21 декабря 2018 года закрепило в учетной политике решение по использованию инвестиционного вычета. Региональными органами был принят закон об установлении правил для данной льготы. Ставка налога на прибыль в регионе равна 17 %.
В марте 2019 г. организация купила станок для гибки арматуры стоимостью 240 000 руб. и фрезерный станок по цене 660 000 рублей. Затраты на производственное оборудование составили 900 000 руб. III амортизационной группы. За 1-ый квартал 2019 г. по результатам работы налогооблагаемая база без учета затрат на данный ОС составила 3 200 000 руб.
Определим инвестиционный вычет, который компания может применить в 1-ом кв. 2019 г.
Полная сумма допустимого законом снижения платежа в РБ:
900 000 × 90 % = 810 000 руб.
Налог в региональный бюджет по ставке 17 % без учета стоимости ОС:
3 200 000 × 17 % = 544 000 руб.
Минимальный сбор, который должен быть уплачен в местный бюджет:
3 200 000 × 5 % = 160 000 руб.
Максимальная сумма для сокращения налога:
544 000 - 160 000 = 384 000 руб.
У компании в 1-ом кв. получается уменьшить региональный сбор только на часть допустимых к вычету инвестиций. Остаток в сумме 426 000 руб. (810 000 - 384 000) переходит в следующие отчетные месяцы.
Теперь рассчитаем, какую часть федерального налога можно уменьшить:
900 000 × 10 % = 90 000 руб.
Сумма налога в ФБ, которая должна быть уплачена с исчисленной прибыли:
3 200 000 × 3 % = 96 000 руб.
Предприятие в 1-ом кв. может сократить выплату в Федеральный бюджет в полной сумме 90 000 руб.
Останется перечислить в федеральную казну:
96 000 - 90 000 = 6 000 руб.
Из расчета видно, что компания в 1-ом кв. имеет возможность полностью использовать данную льготу по налогу в части федерального бюджета, но не может уменьшить платеж в региональный на максимально допустимую сумму. Поэтому переносит остаток в следующий отчетный период (полугодие, 9 месяцев).
Что выгоднее: вычет или амортизационная премия
Сокращение налога на сумму капвложений можно считать альтернативой амортизации. И в том, и в другом случае происходит уменьшение издержек. Только для варианта с амортизацией снижается налогооблагаемая база, а при использовании вычета на сумму капиталовложений сокращается сам налог. Из-за этого сроки и суммы платежа в бюджет разные.

Законодательством разрешается единовременно списывать до 30 % затрат на капиталовложения в основные средства, относящиеся к III-VII группам амортизации. Это так называемая амортизационная премия. Рассмотрим, чем она отличается от инвестиционного вычета.
Пример
Предприятие решило приобрести в будущем году автомобиль по цене 1 300 000 руб. Что выгоднее применить в данном случае: премию или вычет?
В таблице приведены результаты сравнения:
| Инвестиционный вычет | Амортизационная премия |
---|---|---|
Сумма списания единовременно | 1 170 000 руб. – из РБ 130 000 руб. – из ФБ | 390 000 руб. |
Последующая амортизация | Не амортизируется | Амортизируется остаточная стоимость |
Прибыль за текущий период | Обязательна | Не обязательна |
Выбытие объекта до срока полезного действия | Необходимо уплатить в бюджет весь используемый вычет и начисленные пени | Нужно возместить амортизационную премию. Пени не начисляются |
Если в организации принято решение использовать инвестиционный вычет, то амортизацию начислять на новые основные средства нельзя (пп. 9 п. 2 ст. 256 НК РФ). Не подлежит амортизации первоначальная стоимость ОС, сформированная затратами на реконструкцию и улучшение, в части которой применен вычет.
Что дополнительно могут изменить субъекты РФ
Так как инвестиционный вычет в большей части уменьшает платеж в РБ, то субъекты РФ могут устанавливать:
- право иметь данную льготу организациям, расположенным на их территории;
- размер налогового вычета;
- категории налогоплательщиков, которым имеют право уменьшить налог на сумму капвложений;
- виды основных средств, на которые распространяется или нет данный закон;
- предельные значения расходов на пожертвования;
- размеры сумм для уменьшения налога при перечислении денежных средств на развитие социальной сферы;
- виды объектов инфраструктуры;
- запрет на перенос неиспользованной части вычета на следующий отчетный период и др.
Местным властям остается только принять закон, уменьшающий налоговое бремя для налогоплательщиков на своей территории и установить условия.