Сегодня вопрос о контролировании государством бизнеса актуален как никогда. В России проверки случаются слишком часто, а «нарушения» находят порой там, где их нет. Со своим взглядом на взаимодействие бизнеса и государства делится предприниматель АязШабутдинов.
 

Контрольно-надзорная деятельность – это основная форма взаимоотношений между бизнесом и властью. Непосредственно в исполнении надзорных функций занято около 30% федеральных государственных служащих. Если учесть работу по выдаче параллельно «идущих» разрешений и согласований, то эта цифра возрастает до 90%. Из этого напрашивается такой вывод: нагрузка на предпринимателей в области контроля чрезмерна.

В чём же кроется причина столь пристального контроля и так ли необходим он российскому обществу? Считается, что надзор нужен для выявления возможных рисков нанесения вреда человеку и его здоровью. Получается, представители власти так сильно стараются уберечь общество от пагубного влияния предприятий, причиняющих вред окружающей среде или здоровью человека? Не думаю.

Дело в том, что Россия – страна крайностей. Одно предприятие обойдут стороной (это вопрос коррупции и лоббирования), а на другой ларёк придут с тотальной проверкой Роспотребнадзора и пожарной инспекции. Соответственно, возникает чрезмерная проверка одних предприятий и несоответствующая – других.

Выход из сложившегося положения я вижу такой: разработать критерии, по которым будет определяться степень общественной опасности предприятия и внедрение единого реестра проверок. Оценка этих рисков может упростить жизнь как представителям власти, которые направляют около 8% российского ВВП на надзорную деятельность, так и бизнесменам в соответствии с их деятельностью.

Однако даже если вы полностью соблюдаете все нормы, а проверки ревизора вас не пугают, такие факторы, как коррупция или лоббирование чьих-либо интересов, могут не обойти ваше предприятие стороной.

Относительно недавно двум самым прибыльным точкам «Coffee like» в Казани было предложено «съехать». Объяснения как такового не было. Однако угроза того, что в случае невыполнения «просьбы» точки опечатают, озвучена была. Мы успешно продолжили работать в Казани, хоть и на других местах.

И этот случай с привлечением административных ресурсов в моей практике не единственный.

Похожая ситуация произошла в Ижевске. Введу вас в курс дела. «Coffee like» располагался на втором этаже торгового центра. На первом этаже была другая кофейня, однако я догадывался, что была она не очень успешна. Логично, что после нашего приезда в тот же торговый центр у кофейни с первого этажа было несколько решений: переезд, ребрендинг, улучшение качества продукта или даже закрытие. Впрочем, они нашли более простое решение, подключив административный ресурс. Не буду вдаваться в подробности, но, опять же, нас «попросили» съехать. Что мы и сделали. Мы нашли новое место и продолжаем выпускать высококачественный продукт и радовать людей. Не думаю, что та кофейня сейчас процветает. Не факт, что она всё ещё существует.

Из этого следует сделать такой вывод. Само собой, все требования, которые ставят различные службы госконтроля, должны соблюдаться. А если административные ресурсы попросят вас «съехать», то лучше будет так и сделать, ибо поиск решений заставит вас думать на шаг вперёд, увеличивая при этом свои конкурентные преимущества.

Как сказал Уинстон Черчилль: «Пессимист видит проблемы в возможностях, в то время как оптимист видит возможности в проблемах».

Автор: Аяз Шабутдинов