Туриндустрия больше всех пострадала от пандемии. Некоторые эксперты прогнозируют, что закроются до 70% операторов. Руководитель турагентства из Перми говорит, что выжить не смогут те, кто не имеет финансовых запасов, собственной базы клиентов и индивидуальности. После снятия запретов правила игры в туристическом бизнесе изменятся. Нормой станут противовирусные требования, продажи уйдут в онлайн, поменяются актуальные направления и формат путешествий. Для выживания придется отказываться от офисов, оптимизировать затраты и даже рассматривать варианты объединения с конкурентами или партнерами. Если же период изоляции продлится, по мнению основателя турфирмы, небольшие компании будут вынуждены прекращать деятельность.

Отвечает руководитель агентства по туризму

Эксперт: Уварова Елена Андреевна. Агентство по туризму «Мальтея», г. Пермь.

Сегодня в мире происходит беспрецедентная история с распространением вируса COVID-19. Такой ситуации не было никогда и нигде. Эта проблема затронула все сферы жизнедеятельности человека. Особенный урон претерпевает турбизнес, а также все виды деятельности, связанные с туристической индустрией.

В создавшейся ситуации страдают не только туроператоры и турагенты, но и авиаперевозчики, круизные суда, гостиницы, отели, экскурсоводы, гиды и многие другие. Отменены не просто чартерные туры к морю, но и значимые мероприятия мирового масштаба: футбольные чемпионаты в Испании, Италии, чемпионаты мира по фигурному катанию, баскетболу в Америке. Под вопросом Олимпиада в Токио, «Формула-1».

Да и сами туристы стали заложниками и пострадавшими, когда при закрытии направления прямо в воздухе разворачиваются борта авиакомпаний и долгожданный отдых превращается в неприятные моменты по решению вопросов возврата денег.

Да, сейчас уже есть осознанное понимание, что туризм будет жить. Но в то же время ни у кого не остается сомнений, что он трансформируется и очень сильно.

Претерпевать изменения будут не только туристические потоки и направления, но и вся структура бизнеса. Хорошо это или плохо, к сожалению, сейчас сказать никто не сможет и все положительные или отрицательные моменты этого вопроса покажет только время. На сегодня главной проблемой остается непонимание и неведение, на какой период затянется вся эта самоизоляция, и какие будут возможности у выжившего сегмента турбизнеса на тот момент.

Но давайте разбираться, что же происходит и какие возможны пути выхода.

До сих пор между работниками туризма и государственными служащими нет четкого взаимопонимания, реальной помощи со стороны последних наиболее пострадавшей отрасли. Все принимаемые решения (мораторий на банкротство, создание антикризисного фонда, распечатка персонального фонда ТО) пока остаются только видимыми решениями.

От редакции! Туристическая отрасль входит в перечень льготников, которые могут получить кредит под 0 процентов для выплаты зарплаты

Что происходит на первой линии фронта

После круглосуточной работы на телефоне, массовых аннуляций и перебронирований сотрудники туризма продолжают свою деятельность в дистанционном формате. Еще остаются моменты по урегулированию действующих заявок: перенос оплат, дат, переоформление документов. Никто не бросает своих клиентов. Многие вопросы решаются по обоюдному согласию сторон.

Также много времени уделяется обучению. Туроператоры проводят многочисленные дистанционные вебинары, онлайн-школы для турагенств по всевозможным направлениям. Агентства, в свою очередь, поддерживают интерес клиентов к различным событиям, фактам, анонсируют новинки, знакомят с новыми возможностями. Вся отрасль с замиранием сердца ждет 1 июня 2020 г., когда хоть что-то будет известно и понятно.

Что же будет после окончания пандемии

Есть несколько вероятных тенденций, но мнения даже работающих в этой сфере аналитиков и экспертов диаметрально разнятся:

  1. Кто-то сгущает краски, говорит о массовом банкротстве многих ТО. Есть информация, что до 70% крупных операторов уйдут с рынка. Для меня такие прогнозы пока наименее вероятны, 70% – это очень много.
  2. Другие заявляют, что туриндустрия достаточно быстро вернет свои позиции. Опять же с коррекцией на ситуацию и новые сформированные привычки путешественников. Возможно, создающиеся разнообразные противовирусные правила войдут в норму, станут обычными требованиями. Например, при авиаперелете для соблюдения дистанции откажутся от продажи средних мест в ряду, а во время полета не будет предоставляться никакого питания.

Сегодня сложно делать точные прогнозы, но остается фактом, что все внутренние путешествия станут отправной точкой. Выиграет не только российский морской отдых (Краснодарский край, Крым), но и будут пользоваться спросом Байкал, Алтай, Дальний Восток, Калининград и даже Камчатка.

Хотя перспективы развития некоторых данных сегментов, по моему мнению, не столь очевидны. Везде есть свои проблемы.

Что еще нас ожидает в будущем: какие будут возможности и изменения

Говорить о действенной системе в формате онлайн-продаж уже не имеет смысла – это очевидно. Мы все переходим на цифровизацию, и, например, приобретение туристической путёвки без личных встреч тоже не будет исключением.

Возможно, наличие офиса останется как определённый статус, и агентства с многолетней историей не смогут совершенно отказаться от него. Но для многих это не будет главным и важным.

Небольшим ТА придётся сложнее всего. Многие уйдут с рынка, прежде всего, агентства без достаточно хорошей подушки безопасности. Также не вынесут конкурентной нагрузки ТА, не имеющие своей наработанной клиентской базы, специализации, собственной изюминки, особенности.

Многим небольшим агентствам, чтобы выстоять в сложный период, придётся объединяться – возможно, на одной территории или под одним брендом.

Моё мнение, это неплохо, думаю, даже правильно. Вместе действовать, преодолевать и решать многие вопросы в разы проще.

Кто полетит и когда

После открытия границ и появления возможности путешествовать одними из первых, на мой взгляд, будут туристы лакшери сегмента. И неважно, будут открыты только внутренние границы в стране или международные. Уже сейчас есть запросы на расчёт туров в июне на Алтай, в июле – Крым, в августе – ОАЭ, в сентябре – свадебное путешествие на Мальдивах, в октябрь – санаторно-курортное лечение в Марианских Лазнях.

Многие туристы этой категории готовы лететь уже на следующий день после снятия всех ограничений. Интерес к путешествиям VIP-туристов связан не только с их платежеспособностью, но в большей степени с заинтересованностью самих агентств в индивидуальности их турпродукта. Не секрет, что сейчас большую прибыль приносят не массовые, а авторские туры.

Также, одним из первых восстановится майс-туризм: деловые путешествия и, как новшество продукта, бизнес-поездки совместно с санаторно-курортным лечением.

Конечно, будут и массовые направления, но формат самих путешествий тоже будет претерпевать изменения. На моем опыте в туризме было несколько кризисов и сильных потрясений:

  • разорение мегатуроператоров, например, «Ланта тур», «Южный Крест», «Лабиринт», «Капитал Тур»;
  • банкротство «Натали тур» и «Трансаэро»;
  • закрытие Египта, Турции.
  • сильный скачок курсов валюты.

Возможно, все это несравнимо с сегодняшней ситуацией, но все это проходящее.

Вывод

В завершение хочется отметить, что ни одно онлайн-путешествие не сравнится с ощущениями, полученными от реальной поездки. Вы не сможете с замиранием сердца любоваться Парижем с экрана компьютера. Восхищаться великолепием Тадж-Махала невозможно через дисплей телефона. И к сожалению, вам никогда не получить «бразильский загар» от солнышка в GIF-формате. Люди не перестанут знакомиться с достопримечательностями других стран и красотами природы, отдыхать активно в горах и пассивно с книжкой в руках на берегу моря. Люди не перестанут путешествовать.

Для сравнения! Как переживает пандемию IT-сфера, реклама и строительство: мнения экспертов

Комментирует директор турфирмы

Эксперт: Сергей Луговой. Директор туроператора «Полярная Аврора». Выпускник МГИМО (У) МИД РФ 2012 г., факультет международной журналистики. С 2015 г. после кризиса открыл турагентство, занимающееся поездками по России, в 2016 г. компания стала туроператором.

Турфирмы попали в очень интересную ситуацию. Можно сказать, что весь бизнес был нокаутирован одним ударом. Однако турфирмы и туроператоры также различаются по родам занятий. Например, наша компания занимается большей частью международным въездным и внутренним туризмом. Следовательно, мы принимаем иностранцев и российских путешественников на Северо-Западе.

Высокий сезон у нас длится с июня по конец августа. Далее идет низкий, исключая ряд праздников, когда все-таки кто-то отправляется в поездку. Каждую осень мы сворачиваем рекламные бюджеты, берем самые дешевые тарифы на расчетный счет и мобильную связь, отправляем менеджеров по домам, сокращаем издержки на канцелярию, закрываем бухгалтерию и ждем нового летнего сезона, «впадая в спячку». Весной мы постепенно из нее выходим. Начинаются заявки, договоры, оплаты туров, предоплаты отелям, реклама, выставки и другая активная работа.

В этом году мы по графику запустили рекламные кампании, созвонились с менеджерами и начали работать в полном объеме в середине февраля. В марте отправились на выставку «Интурмаркет», а затем планировали остаться и на МИТТ. Однако MITT уже переносили. К концу месяца стало понятно, что туризма и продаж не будет, и неясно, когда они начнутся.

Узнайте, как малому бизнесу получить безвозмездную субсидию из-за короновируса

Мы сделали то же самое, что делаем осенью – минимизировали все издержки. Дополнительно отказались от офиса, так как он никому не нужен и в нормальное время (иностранцы и туристы все покупают онлайн), а тут платить за помещение вообще нет смысла. По всем заявкам на май сразу же вернули средства, чтобы избежать лишней переписки, судов. И вновь «впали в анабиоз» до лучших времен.

Правда, если эта «спячка» продлится еще на пару сезонов, то держать фирму станет просто бессмысленным.

Даже при полном простое и сокращении всех издержек ООО все равно проедает от 10 тыс. до 35 тыс. руб. в месяц. Лишние траты минимум в 120–420 тыс. руб. в год в надежде на чудо уж точно не нужны. Закроемся вовсе и возобновим работу, когда наверху смогут принять хоть какое-то понятное решение.