Бизнес с партнером помогает сформировать солидный стартовый капитал, разделить риски и ответственность, с двойным энтузиазмом генерировать идеи. Взаимных же претензий можно избежать, споры урегулировать, добиться компромисса. Миру известны сотни успешных партнерских проектов: Microsoft, Google, Twitter и другие.
 

В мире найдется немало противников партнерского бизнеса. Объединение капиталов нередко приводит к разладу между предпринимателями и краху проекта. Здесь придется делиться властью и прибылью, принимать совместные решения, идти на компромисс. Есть вероятность столкнуться с непорядочным соратником.

Несмотря на это, начать бизнес с партнером проще, чем в одиночку. В числе основных аргументов:

  • формирование солидного стартового капитала;
  • взаимозаменяемость;
  • взаимная поддержка и мотивация;
  • двойная порция свежих идей.

К тому же важно помнить, что многие корпорации, которые оставили заметный след в истории мировой экономики, были основаны партнерами. В их числе ‒ Apple Inc., Microsoft, Google, eBay, Procter and Gamble, Intel, Twitter.

О том, стоит ли создавать предпринимательское партнерство, рассказывает известный коуч Алексей Макаров:

Начать бизнес с партнером – 5 преимуществ

Скептикам и сторонникам идеи единоличного бизнеса нужны аргументы в пользу партнерского предпринимательства. Для них можно привести 5 ключевых преимуществ фирмы двух или нескольких партнеров:

  1. Удвоенный стартовый капитал. Предприниматели-одиночки на собственные средства чаще всего создают микрокомпании. Партнеры же могут сформировать более внушительный стартовый капитал: претендовать на более крупную нишу на рынке, создать расширенные ассортименты товаров. Если они решатся привлечь кредит, то обязательства по нему будут распределяться между участниками.
  2.  Финансовые риски – поровну. Фирма не может быть застрахованной от банкротства. В случае провалов партнеры делят убытки между собой.
  3. Эффективная генерация идей. Один предприниматель может придумать одну гениальную идею, а двое – две. У предприятия, ведомого несколькими партнерами, больше шансов выжить на рынке на первом этапе. В спорах рождается истина.
  4. Мотивация и поддержка. Один бизнесмен перед лицом неудач может сдаться и закрыть компанию. В партнерских проектах такое случается на 88% реже (исследование Blomberg).
  5. Взаимное дополнение. Нет предпринимателя, который в равной мере хорош в маркетинге, коммуникациях, финансовом планировании, технических вопросах. Соучредители объединяют свои знания и умения и на их основе реализуют совместную деятельность.
Рис. 1. Сергей Брин и Ларри Пейдж – основатели корпорации Google

Рис. 1. Сергей Брин и Ларри Пейдж – основатели корпорации Google

Интересный факт! Многие бизнесмены, которые ныне занимают верхние строчки рейтинга Forbes, добились успеха через сочетание их талантов с талантами партнеров. У истоков корпорации Microsoft Билл Гейтс занимался вопросами поиска капитала и переговорами, а Пол Аллен – технической стороной проектов. На этапе создания компании Apple Inc. Стив Возняк играл роль технического разработчика, а Стив Джобс занимался поиском инвесторов.

Правила бизнеса с партнером – как избежать провала

Рано или поздно любой партнерский проект сталкивается с противоречиями. Соучредители могут начать придираться друг к другу, решение проблем каждому будет видеться по-своему, неудачи вызовут взаимные нападки. Чтобы не довести до развала бизнеса, важно заранее учесть советы опытных предпринимателей:

  1. Мудрый выбор. У соучредителей должно быть схожее видение бизнеса, его целей и рисков. Отношения должны строиться на взаимной ответственности, уважении и доверии.
  2. Составление бизнес-плана. Перед началом стоит составить подробный бизнес-план и детально обсудить вместе каждый его раздел на предмет противоречий.
  3. Заключение договора. Даже при наличии между партнерами дружеских или родственных отношений стоит заключить партнерское соглашение или договор, где закрепить долю каждого участника в проекте, права и обязанности сторон.

Лучше всего, если бизнес-план имеет форму документа о совместных обязательствах: каждый участник точно понимает, какая роль отведена ему в проекте. Тогда в случае возникновения конфликтов, будет существовать документарная основа для их обсуждения и разрешения.

«В качестве партнера вы должны найти кого-то, кто дополняет ваши умения. Вам не обязательно нужен кто-то успешный». Джек Ма.

Рис. 2. Нужно быть готовым к конфликтам и уметь пойти на компромисс

Рис. 2. Нужно быть готовым к конфликтам и уметь пойти на компромисс

При выборе партнера нужно задать себе несколько вопросов:

  • для чего мне нужен соратник;
  • какими качествами он должен обладать;
  • какие функции он будет выполнять.

Партнер – не наемный работник. Он совладелец бизнеса, его руководитель и активный участник. Оттого важно уметь принимать чужую точку зрения, обсуждать разные варианты развития событий и принятия решений.

9 легендарных партнерских проектов в мировой экономике

Можно долго рассуждать о том, насколько опасно создавать партнерские проекты. Однако мировой опыт говорит сам за себя: топ-10 самых дорогих компаний мира могло бы не существовать, если бы их учредители в свое время не нашли друг друга.

Таблица 1. Самые известные партнеры-создатели мировых корпораций

Бизнесмены

Год основания

Корпорация

Место знакомства

Пол Аллен

Билл Гейтс

1975

Microsoft

Частная школа Лейксайд

Сергей Брин

Ларри Пейдж

1998

Google

Стэнфордский университет

Стив Джобс

Стив Возняк

1976

Apple Inc.

Во время летних каникул в 1970 году

Эван Уильямс

Биз Стоун

2006

Twitter

Вместе работали в сервисе Blogger

Билл Хьюлетт

Дейв Паккард

1939

Hewlett-Packard

На стажировке во время учебы в Стэнфорде

Пьер Омидьяр Джеффри Сколл

1995

eBay

Скол был наемным работником Омидьяра

Гордон Мур

Боб Нойс

1998

Intel

Вместе работали в Shockley Semiconductor Laboratory

Уильям Проктер

Джеймс Гэмбл

1867

Procter and Gamble

Были свояками (их женами стали родные сестры Норрис)

Джерри Янг

Дэвид Фило

1995

Yahoo!

На докторантуре в Стэнфорде

В истории российского бизнеса тоже известны примеры успешных партнерских проектов. Так, Игорь Рыбаков и Сергей Колесников создали и до сей поры успешно развивают свою корпорацию «Технониколь».