
Нередко поиск помещения под склад, производство или магазин становится настоящей проблемой для неопытных предпринимателей. Арендовать небольшие площади в российской столице действительно сложно. Собственники коммерческой недвижимости неохотно соглашаются делить ее на десятки «квадратов», а на готовые варианты моментально находится множество других претендентов.
Как же найти помещение для нового бизнеса или переезда?
Инвестиционный портал
Проще всего – изучить городские предложения, регулярно публикуемые на Инвестиционном портале Москвы https://investmoscow.ru/. Здесь поиск ведётся без посредников, а лента новостей ежедневно обновляется. К числу преимуществ относятся юридическая чистота и прозрачность потенциальной сделки. Для малого бизнесы действуют льготные программы, что ощутимо снижает расходы на аренду.
Есть объявления о продаже и долгосрочной аренде. На городских торгах встречаются лоты для решения самых разных задач: от локального производства в спальном районе до коворкинга под крышей исторического дома в центре Москвы. Можно присмотреться к нестационарным торговым объектам и задуматься об аренде киоска в популярной зоне отдыха или на оживленной улице.
Онлайн-сервисы позволяют выбрать район и площадь нежилого помещения, задать вопросы, направить запрос на осмотр. Большая часть лотов реализуется на электронных аукционах, участвовать в которых несложно.
Бизнес с «соседями»

Подходящим для новичков вариантом может оказаться совместная аренда. Например, небольшая кондитерская дополняет уже работающую кофейню. Две точки привлекают больше клиентов и нарабатывают базу постоянных посетителей.
При всех потенциальных преимуществах такого варианта нельзя забывать и о подводных камнях. Бизнес-сосед может съехать или вовсе закрыться, и вам тут же потребуется заново решать вопрос с помещением.
Аренда «лишних» площадей

Для реализации некоторых бизнес-идей подойдёт субаренда, когда крупные предприятия, например, сетевые продуктовые или косметические магазины, сдают ненужные им площади.
Плюс здесь – изначально тщательный выбор помещения. Как правило, ритейлеры арендуют локации с высокой проходимостью и следят за юридической чистотой долгосрочного договора аренды. При этом стоимость квадратного метра обычно невысока.
Из минусов – общий с «большим соседом» вход, отвлекающий внимание ваших потенциальных клиентов. Также стоит проверить, есть ли у основного арендатора разрешение на субаренду.
Сам себе риелтор

Если бизнес-идея не требует немедленной реализации, а свободного времени достаточно, можно заняться самостоятельным поиском помещения. На таких площадках, как «Циан», «Авито» и «Яндекс.Недвижимость» наверняка найдется нужный объект. Однако на практике, чтобы его отыскать, необходимо будет сделать десятки телефонных звонков и просмотреть огромное количество объявлений без гарантии, что вас устроят условия договора и характеристики помещения.
Ещё один способ – неспешно прогуляться по полюбившему району в поисках нужного вам объекта. Времени на это потребуется немало, результат также не гарантирован. Зато полезно для здоровья.
Сценарий «посредник»

На рынке недвижимости существуют компании-посредники, размещающие на собственных сайтах избранные объявления и способные помочь с оформлением договора аренды. Потенциальный плюс такого сценария: вам не придется оплачивать услуги агента − комиссию чаще всего выплачивает арендодатель. Но нужно отдавать себе отчет, что комиссионные выплаты могут быть заложены в рыночную стоимость аренды и отразятся на конечной цене одного «квадрата». К тому же подобные компании редко работают с эконом-сегментом рынка коммерческой недвижимости и редко предлагают помещения в небольших офисных центрах.
Итог. Найти помещение можно несколькими способами. Прежде чем выбрать один из них, стоит изучить опыт представителей бизнеса, для которых город стал партнером: http://mos-tender.com/.