X5 Retail Group – крупнейший ритейлер

В 2006 году в Нидерландах была зарегистрирована компания X5 Retail Group N. V., объединив под своим управлением торговые бренды «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель». За 10 лет своего существования компания открыла более 10 тысяч магазинов на всей территории России, заняла лидирующие позиции в рейтинге отечественных ритейлеров с капитализацией 10,6 млрд. долларов. Придерживаясь принципов устойчивого развития, в 2016 году X5 Retail Group N. V. получила чистую прибыль в размере 22 млрд. рублей


  • Название компании: X5 Retail Group N. V.
  • Правовая форма деятельности: открытое акционерное общество
  • Вид деятельности: розничная торговля продуктами питания
  • Выручка за 2016 год: 1 033 млрд. рублей
  • Бенефициар: Альфа – Групп (47,86 %)
  • Численность персонала: 196 000 человек
  • Сайт компании https://www.x5.ru/ru

На современном розничном рынке продовольствия «правят бал» глобальные торговые сети. Практически в любом городе России продовольственные магазины похожи друг на друга, как близнецы. «Магниты», «Пятерочки», «Ашаны» и «Перекрестки» давно вытеснили или поглотили местные торговые точки и региональные сети. Теперь конкуренция на этом рынке – это конкуренция среди крупных сетевых ритейлеров. В 2016 году первую позицию в рейтинге привычно занимал Магнит. Но в 2017 году многие эксперты прочат лидерство другой крупной компании – X5 Retail Group, которая за последний год увеличила свою долю на российском рынке до 8%.

История создания сети

История X5 Retail Group началась в 2006 году с объединения сетей продуктовых магазинов «Перекресток» и «Пятерочка». Позднее в группе появился еще один бренд – «Карусель». Компания зарегистрирована в Нидерландах, но бизнес ведет на территории Российской Федерации.

Сети продуктовых магазинов «Перекресток» и «Пятерочка» были самостоятельными успешно развивающимися проектами, что обеспечило X5 после объединения сильные позиции и позволило сразу стать одним из лидеров рынка.

Первый магазин «Перекресток» был открыт «Альфа – Групп» в 1995 году в Москве. Первая «Пятерочка» открыла двери для покупателей в Санкт – Петербурге в 1999 году. Сооснователь бренда Андрей Рогачев входит в состав акционеров X5. На момент объединения в 2006 году общее количество магазинов составило 600. В 2017 году X5 Retail Group открыла свой десятитысячный магазин.

Состав акционеров Компании: Альфа – Групп (47,86%), Intertrust Ltd. (11,43%), директора X5 (0,06%), казначейские акции (0,01%), акционеры с менее 3% акций (40,64%).

Среди физических лиц конечным бенефициаром выступает председатель наблюдательного совета «Альфа – Групп» Михаил Фридман (21,9%).

Рис.1. X5 Retail Group – лидер отечественного ритейла

Рис.1. X5 Retail Group – лидер отечественного ритейла

За всю историю развития компании членами Группы в разное время были приобретены небольшие федеральные и региональные торговые сети, которые влились в существующие бренды:

  • SPAR,
  • «365»,
  • «Копейка»,
  • «Далпорт»,
  • «Корзинка»,
  • «Страна Геркулесия»,
  • «Патэрсон»,
  • «Остров»,
  • «Наш»,
  • «Гурман»,
  • «СосеДДушка»,
  • «Росинка».

Это интересно: компания «Перекресток» в 1998 году открыла первый в истории розничных сетей в России распределительный (дистрибьютерный) центр. «Пятерочка» организовала один из первых собственных учебных центров для обучения и профессиональной переподготовки персонала (2000 год).

Бренды, входящие в X5, неоднократно удостаивались различных титулов, наград и премий в профессиональной среде.

На сегодня в структуру X5 Retail Group входят более 10 тыс. магазинов, из них основная доля (9,6 тыс.) приходится на «Пятерочку», 35 распределительных центров, многочисленный автопарк. Компания предлагает своим партнерам транспортные, логистические услуги, а также партнерские программы лояльности, франчайзинговые схемы работы.

Справка: магазины Группы Х5 присутствуют в 8 из 9 федеральных округов России.

Высокие показатели деятельности – результат грамотного управления

Эксперты розничного продуктового рынка отмечают факторы, негативно влияющие на развитие бизнеса. Это снижение платежеспособности населения, инфляция, экономические санкции, повышение цен на отечественные продукты, ужесточение борьбы за потребителя.

Тем не менее, Х5 удается не только сохранять лидирующие позиции, но и активно наращивать объемы бизнеса. X5 обгоняет Магнит

Рис.2. X5 Retail Group присутствует на всей Европейской части РФ

Рис.2. X5 Retail Group присутствует на всей Европейской части РФ

В 2016 году выручка Группы выросла почти на 28%. Торговые площади увеличились практически на 30%. Наибольший рост показала «Пятерочка». В структуре выручки ее доля занимает свыше 75%, из 969 кв. метров новых площадей 907 кв. метров принадлежит вновь открывшимся магазинам этого бренда.

Таблица 1. Некоторые финансовые показатели X5 (2014 – 2016 гг.)

Показатели (млрд. руб.)

2014 год

2015 год

2016 год

Выручка

633,8

808,8

1033

EBITDA

45,8

59,4

79,5

Операционная прибыль

28,3

34,4

45,6

Чистая прибыль

12,7

14,2

22,3

Чистый долг

105,4

135,2

137,8

Скачать пресс – релиз по итогам работы Группы за 2 квартал 2017 года.

Устойчивый рост котировок в 2016 году показали и ценные бумаги Группы. Рыночная капитализация компании на сегодня составляет 10,6 млрд. долларов.

Ценные бумаги Группы X5 торгуются на Лондонской фондовой бирже в виде глобальных депозитарных расписок (GDR) под тиккером FIVE. В настоящее время владельцы компании планируют принять решение о прохождении листинга на Московской бирже и войти в индекс MSCI RUSSIA.

Рис.3. Депозитарные расписки X5 торгуются на Лондонской бирже

Рис.3. Депозитарные расписки X5 торгуются на Лондонской бирже

Какие факторы позволяют X5 Retail Group оставаться лидером и показывать значительные успехи в развитии при нестабильном рынке?

  1. Мультиформатность. В кризис особенно актуальными становятся магазины шаговой доступности с демократичными ценами типа «Пятерочки», при этом супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель» обслуживают свою аудиторию.
  2. Горизонтальное управление. В огромной структуре Компании менеджеры высшего и среднего звена наделены значительными полномочиями для успешного оперативного управления на местах. Оперативной деятельностью руководит исполнительный совет. Наблюдательный совет занимается решением сугубо стратегических задач.
  3. Активная позиция в борьбе за клиентов. Постоянно разрабатываются программы лояльности для покупателей, промо - акции и скидки применяются на регулярной основе, выпускаются накопительные и дисконтные карты, ведется постоянная работа по повышению качества обслуживания, мотивации персонала и изучению покупательских потребностей.

К сведению: X5 Retail Group запускает с «Почта Банком» совместную карту Visa, которая объединяет в себе все преимущества программы лояльности «Выручай-карта» и дополнительные банковские возможности.

Социальная ответственность, перспективы и планы

Благотворительность

Большой бизнес – это еще и высокая социальная ответственность. Х5 активно принимает участие в различных акциях совместно с благотворительными фондами.

Так, например, в гипермаркетах «Карусель» совместно с фондом «Русь» Компания запустила пилотный проект по системе food banking по поддержке людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Любой посетитель магазина мог приобрести сформированные гипермаркетом или самостоятельно составленные продуктовые наборы с товарами долгосрочного хранения и передать их волонтерам фонда.

Совместно с фондом «Линия жизни» в 2014 году во всех магазинах Группы был проведен благотворительный проект «Конфета доброты». Часть денег от продажи леденцов была направлена в фонд «Линия жизни», поддерживающий больных детей.

Х5 придает большое значение участию бизнеса в социальной и благотворительной деятельности.

Рис.4. X5 Retail Group уверенно смотрит в будущее.

Рис.4. X5 Retail Group уверенно смотрит в будущее.

Перспективы

Чтобы уверенно двигаться вперед в век высоких технологий, необходимо отслеживать, изучать и внедрять современные технологичные решения. Тот, кто будет первым, выиграет.

Еще в 2011 году совместно с Роснано и РТИ Ритейл Групп участвовала в проекте «Магазин будущего». Этот магазин работал вообще без продавцов и кассиров. Проект просуществовал два года. Как говорят специалисты компании, технология доказала свою эффективность. Но для массового внедрения было необходимо комплексное решение сопутствующих задач.

О значении технологичных решений в торговле говорит исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман: «Сегодня через автоматические кассы самообслуживания в целом ряде магазинов «Перекресток» проходят свыше 25% всех дневных покупок. Технологии мобильной оплаты Apple Pay и Samsung Pay внедрены во всех магазинах X5 Retail Group, а также в других федеральных торговых сетях. Развивается в фуд-ритейле и e-commerce. Сделать опыт покупок онлайн более массовым позволит запуск онлайн-супермаркета «Перекрёсток»: всем клиентам крупнейшей в столице сети супермаркетов этот сервис доступен с апреля 2017 года».

В 2017 году начал функционировать онлайн – супермаркет Perekrestok.ru

X5 Retail Group является лидером среди федеральных розничных сетей в России сегодня и планирует оставаться на этой позиции долгое время, имея четкий план развития и хорошо выверенные приоритеты. Придерживаясь принципов устойчивого развития, компания определяет для себя приоритетными такие направления как: ценообразование и ценовая политика, направленная на снятие социальной напряженности, расширение ассортимента за счет импортозамещения, долгосрочное сотрудничество с поставщиками при взаимовыгодных ценах.