ЦКАД: 529 километров магистрали - прорывной проект для Москвы, Подмосковья и для всего Центрального экономического региона России



Справочная информация:

  • Название: Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).
  • Назначение объекта: автомагистраль.
  • Начало строительства: 2016 год.
  • Завершение: 2025 год.
  • Стоимость объекта: 300-350 млрд рублей.
  • Кто строит (основной генподрядчик/бенефициар): государственная компания «Российские автомобильные дороги».

Пройдет каких-то десять лет и вокруг Москвы в полной мере будет функционировать центральная кольцевая автомобильная дорога (сокращенно ЦКАД). Ее проект появился в соответствии с ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» (пост. Правительства РФ от 05.12.2001). Но лишь в 2014 г. строительство было начато.

Таб. 1. Плановые характеристики строительства

 

Показатель

Значение показателя

1

Протяженность, км

529

2

Максимальная ширина, полос движения

8

3

Расстояние от Москвы, км

25-65

4

Пропускная способность, авто в день

70 000 – 80 000

5

Разрешенная скорость, км/час

130

6

Стоимость, млрд рублей

300-350

По словам Б. Громова, бывшего губернатора области, ЦКАД – условие экономической революции для московского региона.

Центральная кольцевая автомобильная дорога – проект знаковый и не только для дорожной отрасли, но и для транспортной инфраструктуры центра России.

Зачем нужна ЦКАД нужна ли вообще?

Польза ее усматривается во многих отношениях.

  1. Для столицы – дорога перетянет на себя большегрузный и транзитный потоки (большую их часть). Грузы, направляющиеся в другие российские регионы, минуя Москву, пройдут через область.
  2. Для Московской области – будет разгружена малая бетонка, участки между МКАД и ЦКАД, появятся дополнительные рабочие места (до 200 тысяч).
  3. Для РФ – таким образом будут сформированы хордовые дороги – будущие отрезки международных транспортных коридоров (МТК), таких как «Лондон - Нижний Новгород», «Хельсинки - Юго-Восточная Европа», «Север - Юг» и «Хельсинки - Нижний Новгород», а также реконструированы некоторые федеральные трассы.
  4. Соседи Московской области – возрастет скорость проезда по их территории, а также безопасность движения. Грузоперевозки станут дешевле и будут занимать меньше времени – это несомненный плюс для конкурентоспособности отечественных товаров.

В проекте

Финансирование ЦКАД

Проект оценивается в 300-350 млрд рублей. Постоянно меняющийся курс рубля вынуждает пересматривать стоимость проекта.

Строительство дороги будет вести госкомпания «Российские автомобильные дороги» за счет средств федерального бюджета, фонда национального благосостояния (ФНБ), а также концессионеров и инвесторов. Для «Автодора» строительство ЦКАД должно стать одним из приоритетных государственных инфраструктурных проектов.

Строительство должно было проходить в два этапа:

  1. Шесть участков из десяти должны быть возведены к 2018 году. Они образуют кольцо протяженностью в 338,35 км, которое дублирует полностью малую бетонку или А-107.
  2. Оставшиеся четыре участка в шесть полос движения и протяженностью в 190,67 км будут сооружены с 2020 до 2025 годы.

Инфраструктура на ЦКАД

В местах пересечения дороги с другими трассами федерального и регионального значения планируется сооружение

  • многоуровневых развязок, мостов, эстакад и путепроводов (34 развязки и 278 мостов);
  • 32 АЗС с функционирующими на их территории кафе и минимаркетами (на 30 - кафе-рестораны);
  • 18 СТО;
  • 18 мотелей.

Из истории

Напомним, что работы по проектированию ЦКАД были начаты в рамках реализации правительственного постановления 2001 года по утверждению ФЦП «Модернизация транспортной системы России», рассчитанной до 2010 года.

В настоящий момент Москву окружают два кольца Малое (ММК) и Большое (БМК), которые давно уже не соответствуют предъявляемым требованиям:

  • низкая пропускная способность;
  • наличие большого числа поворотов маленького радиуса;
  • уклоны, превышающие 40º;
  • бесчисленные перекрестки;
  • города и населенные пункты по маршруту.

Было принято решение не тратить время и средства на модернизацию старых дорог, а проложить новую магистраль.

События развивались следующим образом:

  • в декабре 2003 г. правительство Москвы издает соответствующий нормативный акт;
  • в 2005 г. в зоне строительства и реконструкции резервируются земельные участки;
  • создается ОАО «Центральная кольцевая автомобильная дорога», 100% акций которой принадлежат Московской области;
  • лето 2008 года. План строительства «большого кольца» представлен публике, бюджет проекта, озвученный на заседании правительства, составлял 520 млрд рублей (65% - из федеральных средств, 10 – из бюджета Московской области, 25 - частные инвестиции).

Предусматривается пять пусковых комплексов:

№ п/п

Пусковой комплекс

Протяженность, км

I.

От трассы «Дон» (М-4) в районе ММК до трассы «Беларусь2 (М-1) в районе БМК.

113,45

II.

В районе БМК от трассы «Беларусь» (М-1) до скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург.

117,86

III.

В районе ММК от дороги Москва-Санкт-Петербург до трассы «Волга» (М-7).

104,65

IV.

В районе ММК от трассы «Волга» (М-7) до трассы «Дон» (М-4).

95,7

V.

В районе ММК от трассы «Украина» (М-3) до скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург.

89,97

Участки ЦКАД №№ I, III, IV будут представлять собой платную автомагистраль: две полосы в каждую сторону, отбойное ограждение по центру, расчетная скорость движения – 150 км/ч.

Рис. 1. Пять пусковых комплексов ЦКАД  Источник: сайт cont.ws

Рис. 1. Пять пусковых комплексов ЦКАД
Источник: сайт cont.ws

ЦКАД: начало строительства

26 августа 2014 года состоялось памятное событие – в ознаменование начала работ на новой дороге была заложена памятная капсула. В мероприятии участвовали: Сергей Собянин (мэр Москвы), Алексей Воробьев (губернатор Московской области), Максим Соколов (министр транспорта РФ), Сергей Кельбах (глава Росавтодора).

«Строительство Центральной кольцевой автодороги – это, поистине, прорывной проект для Москвы, Подмосковья и всего Центрального экономического региона России» (С. Собянин).

Начало строительства было запланировано на 2011 год, но по факту строительные работы начались в 2016 году.

Рис. 2. Идет строительство  Источник: сайт 360tv.ru

Рис. 2. Идет строительство
Источник: сайт 360tv.ru

ЦКАД: год 2018

Еще в ноябре 2017 года на участке в обход Звенигорода открыто движение. Это часть V пускового комплекса ЦКАД.

Рис. 3. Открыт для движения первый участок на ЦКАД  Источник: сайт riamo.ru

Рис. 3. Открыт для движения первый участок на ЦКАД
Источник: сайт riamo.ru

К началу года на I участок было принято 16% работ, выполнено – 36, на V - на 47%, тогда как работы по переносу коммуникаций в основном должны были быть завершены еще в прошлом году.

Что касается первого, здесь имеются распределительные и магистральные газопроводы, для переноса которых требуются множественные согласования от владельцев труб.

«Автодором» сообщил, что перенести требуется 206 объектов по ЦКАД-1 и 457 – по ЦКАД-5, при этом как минимум 82 оказались неучтенными. По заявлению представителей «Газпрома», «Транснефти» и МОЭСК технические условия для переноса строителям были выданы, но либо имущество на баланс не получили, либо гораздо меньше объектов было перенесено. И пока вопрос о переоформлении земель, которые необходимы, чтобы перенести сети, не решен. Земельные участки близ столицы надо выкупать или оформлять аренду, на что собственники их не всегда соглашаются.

Уже в январе принимается в первом чтении законопроект, позволяющий владельцам сетей потребовавшихся им участков, так называемый «узаконенный беспредел». Это втрое ускорит процесс переноса. А еще изменения в законодательстве облегчат жизнь владельцев транспортной инфраструктуры и позволят им обходиться без формирования, межевания и планировки земельных участков.

И этот неприятный инцидент не единственный.

Все совсем не гладко

1. Финансирование.

Отказался от ведения работ по строительству нового асфальтобетонного полотна для «Автодора» подрядчик ООО «Стройгазконсалтинг». Исполнение их было передано в руки «Крокус Интернешнл».

Куда медленнее, чем прогнозировалось, идет процесс привлечения вкладчиков. К примеру, бюджет, что выделен на реализацию I очереди, складывается из федеральных средств (52%) и вложений частных и заинтересованных в этом деле лиц (48%). Предполагается, что новая дорога государству обойдется в 350 млрд рублей. Однако это властей нисколько не пугает. Они даже готовы столько же еще потратить на оснащение прилегающей к трассе территории необходимыми объектами инфраструктуры:

  • заправками;
  • станциями по ремонту;
  • мелкими кафе и ресторанами;
  • гостиницами;
  • магазинчиками и т.д.

Более того, чтобы снизить число людей, недовольных введением платной трассы (в 2012 их насчитывалось 52%, по причине вынужденного переселения из зданий, которые оказались на месте, где пролегает трасса), Правительство и Государственная Дума вынуждены предусмотреть дополнительное финансирование для компенсационных выплат и пособий представителям Подмосковья, подлежащим выселению. Избранный «сочинский» путь, когда производится изъятие на государственные нужды, а компенсации проводятся по рыночным ценам, мало кого из переселенцев удовлетворяет (это касается, прежде всего, размера компенсации).

2. Экология.

В 2016 году «Гринпис», международная независимая организация, заявила протест в связи с тем, что экология целого региона попала под риск деструктивных изменений именно из-за строительства автомагистрали и призвала правительство РФ приостановить работы.

По заявлениям других экспертов-экологов, территории осваиваются исключительно в интересах бизнеса, будет вырублено 5-6 тысяч га леса, «лёгким столицы» будет нанесён серьёзный урон, а ущерб экологии оценивается в 11 млрд руб.

«ЦКАД в нынешнем виде является актом варварского уничтожения природы Подмосковья и демонстративного пренебрежения к общественному мнению. Авторы коррупционно-преступного «проекта века» полностью игнорируют однозначные отрицательные экспертные заключения и научные исследования. При проведении госэкспертизы проекта ЦКАД совершен служебный подлог, в результате которого из имевшихся сценариев прокладки трассы был принят более дорогостоящий и менее эффективный» (АНТИЦКАД, апрель 2018).

3. Предложение Минэкономразвития.

Федеральные чиновники из Минэкономразвития выразили опасение, что строящаяся ЦКАД станет причиной транспортных коллапсов Москвы и Подмосковья. Предложение министерства довольно радикально – запрет на строительство жилья и торговых центров у будущей автотрассы. Это предложение, высказанное в августе 2016 г., энтузиазма среди участников рынка не вызвало. Если идея окажется поддержанной правительством, пострадают те из крупных девелоперов, у кого в собственности недвижимость у ЦКАД, а это:

  • ГК «Абсолют» Александра Светакова;
  • RDI Group Дмитрия Аксенова;
  • Coalco Василия Анисимова;
  • «МДК-Групп» Дмитрия Саблина;
  • ПСН братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых;
  • структуры совладельца холдинга «Русское молоко» Василия Бойко-Великого.

4. Проверка Счетной палаты.

Завершающим аккордом стала информация о многомиллиардных нарушениях при строительстве ЦКАД, опубликованная 4 апреля 2018 года РБК. Их выявила в ходе проверки Счетная палата:

  • это и неисполнение госкомпанией «Автодор» и подрядчиками своих обязательств, приведшее к увеличению на целый год сроков строительства третьего и четвертого участков ЦКАД на год (до декабря 2019 г.);
  • стоимость строительства увеличилась до 313,27 млрд рублей (это на 13,5 млрд больше);
  • сроки изъятия земель для строительства перенесены на 2018–2019 годы;
  • на 1 января 2018 года на ЦКАД было направлено 38,4 млрд рублей из средств ФНБ вместо 62,6 млрд, заявленных в паспорте проекта;
  • «Автодор» не выполнил требование по привлечению средств инвесторов и концессионеров на 8,8 млрд рублей.

По заключению Счетной палаты, техническая готовность участков ЦКАД составляет:

  • по I – 15,6%;
  • по V – 33%;
  • по III – приемка не осуществлялась и не оплачивалась;
  • по IV – строительство не началось, а новый иностранный инвестор (турецкая Makyol) нашелся только в феврале. Стоимость проекта составит 85 млрд рублей.

«Еще недавно Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) считалась проектом на далекую перспективу, но сегодня магистраль уже начинает приобретать реальные очертания» (amsrus.ru).

Прошло лишь несколько месяцев со дня, когда первый участок ЦКАД был открыт для движения. Но уже сегодня невооруженным взглядом виден транспортный эффект: гораздо меньшим стал поток машин через исторический центр Звенигорода. Горожане еще помнят скопления грузовиков на перекрестках, что никак не улучшало экологию и состояние древних памятников.

Рис. 4. Инфографика. ЦКАД в фактах и цифрах  Источник: сайт amsrus.ru

Рис. 4. Инфографика. ЦКАД в фактах и цифрах
Источник: сайт amsrus.ru

Сегодня мы уже знаем точно, даже к 2019 году ЦКАД завершена не будет. Мало того, что фактический старт случился лишь в 2016 г., текущий 2018 г. заставит строителей столкнуться с очередными трудностями, благодаря Чемпионату Мира по футболу. Так что можно ожидать новых изменений сроков сдачи работ. Полный ввод всех комплексов в эксплуатацию приурочен только к 2022-2025 годам.

«Центральная кольцевая автодорога – это не просто ещё одно кольцо вокруг Москвы, это современная скоростная трасса со всей необходимой дорожной инфраструктурой и хорошей динамикой движения. Появление такой магистрали усилит позиции Московского региона как крупного международного хаба» (Д. Медведев).

И все же, трудно сказать, встанет ли эта стройка в один ряд с такими крупномасштабными инфраструктурными проектами, как Крымский мост или Новый Байкальский тоннель.

А строительство продолжается: