Срок оборота дебиторской задолженности – это период с момента отгрузки товаров до получения оплаты. Для его оценки используется коэффициент, также показатель можно рассчитать в днях. Чем быстрее долги превращаются в деньги, тем стабильнее экономическое положение фирмы, и тем меньше риск возникновения дефицита ликвидности оборотных средств.



Срок оборота дебиторской задолженности – коэффициент, оценивающий период, в течение которого предприятие получает от своих должников оплату за отгруженные товары или оказанные услуги. Этот показатель нужен для оценки денежных потоков предприятия. Его расчет помогает определить, насколько стабильным является положение фирмы, есть ли средства на оплату кредиторской задолженности и совершение других расчетов.

Иными словами, коэффициент показывает, сколько оборота пришлось на один рубль долга, какая доля от выручки – это задолженность клиентов перед предприятием. Любой компании нужно стремиться к наиболее высокому значению, т.к. чем оно больше, тем быстрее отдаются долги. В идеале задолженность лучше сводить к минимуму, но если это невозможно, нужно наращивать коэффициент в будущих периодах.

Формула

Для расчета показателя используют несколько формул.

Общая формула расчета оборачиваемости дебиторской задолженности для любого периода:

  • КОдз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
  • В – выручка (руб.);
  • ДЗ кп – дебиторская задолженность на конец периода;
  • ДЗ нп – дебиторская задолженность на начало периода.

Формула для расчета периода оборачиваемости в днях:

Срок можно рассчитать так:

  • СО дз – средний остаток дебиторской задолженности;
  • 365 – количество дней в году (если рассчитывается на другой период, взять фактическое количество дней).

Расчет по бухгалтерскому балансу:

  • 2110 – значение строки 2110;
  • 1230 кп – значение строки 1230 на конец периода;
  • 230 нп – значение строки 1230 на начало периода.

Важно!

  • Выручку необходимо считать на дату отгрузки (оказания услуги).
  • Не нужно из суммы выручки убирать НДС и акцизы, т.к. они также содержатся в сумме дебиторки.

Как анализировать показатель

Коэффициент используют для анализа денежных потоков предприятия за несколько периодов. Его сравнивают – был ли рост или падение. Рост значит, что ситуация стала лучше, доля дебиторки снижается. Снижение - напротив, печальный признак. Он сигнализирует об одном: долги клиентов растут.

Оптимальным будет брать данные за предыдущий год и рассчитывать показатель поквартально или помесячно.

Таблица 1. Что значит рост и снижение коэффициентов

Снижение

Рост

Увеличивается доля дебитоки в выручке.

Снижается доля дебиторки в выручке.

Проблемы со сбытом.

Улучшение ситуации со сбытом.

Рост неплатежеспособности.

Повышение платежеспособности компании.

Увеличение сроков отсрочки платежа.

Сокращение сроков отсрочки платежа.

Неоправданно высокие темпы наращивания продаж.

Продажи идут в привычном темпе.

Увеличение срока погашения дебиторской задолженности говорит о том, что необходим усиленный контроль над расчетами покупателей во избежание финансовой нестабильности и необходимости в дополнительном финансировании.

Компаниям с ярко выраженной сезонностью особое внимание нужно уделить сравнению значений за аналогичные периоды предыдущих лет, т.к. анализ показателя только в рамках текущего года не позволит составить верное представление о ситуации, которая происходит при максимальном и минимальном спросе на товары / услуги.

Если предприятие предоставляет отсрочку платежа, и срок превышает оборачиваемость дебиторской задолженности в днях, то это ставит под угрозу всю деятельность фирмы, т.к. у компании возможны постоянные проблемы с ликвидностью и кассовые разрывы. В этом случае нужно в экстренном порядке принимать меры по сокращению дебиторки, иначе компании приходится брать деньги из оборотных средств, тем самым понижая результативность своей деятельности.

Чем длиннее период оборачиваемости, тем выше риск непогашения задолженности. Рассчитывать показатель можно по-отдельности в отношении:

  • Физических и юридических лиц.
  • Типов клиентов (новые, постоянные, ключевые и т.д., на каждом предприятии свои правила распределения клиентов по группам).
  • Работы предприятия в целом и отдельных видов продукции / услуг.
  • Условий договоров (тарифов, размера отгрузок и т.д.).
  • Источников привлечения клиентов.
  • Региона нахождения клиента.
  • Менеджеров, которые заняты клиентами.
  • Сроков задолженности (по договору и факту).

Примеры расчетов

Расчет показателя приведен в таблице (скачать в Excel).

Таблица 2. Пример конкретного предприятия

 

1 квартал 2017 года

2 квартал 2017 года

3 квартал 2017 года

4 квартал 2017 года

2017 год

Выручка, т.р.

1200

1350

1742

1487

5779

ДЗ нп,  т.р.

650

350

987

670

650

ДЗ кп, т.р.

350

987

670

586

586

Одз

2,4

2,01

2,10

2,37

9,35

СО дз, дни

37,5

45,06

43,76

38,85

39,03

Таким образом, средний срок оборота дебиторской задолженности за 2017 год составил 39 дней. Быстрее всего деньги от клиентов приходили в 1 квартале – 37,5 дней. Дольше всего долги возвращали во 2 квартале – 45 дней. Но к концу года показатель выровнялся и стал меньше среднего – это хороший знак.

Резюме

Чтобы предприятие не испытывало нехватку оборотных средств, необходимо своевременно получать деньги от клиентов за отгруженные товары или услуги (не допускать просрочек) и сокращать период погашения дебиторской задолженности. В противном случае у компании могут появиться сложности с платежеспособностью, а это уже наложит отпечаток на деятельность фирмы в целом и в будущем периоде повлечет убытки.